Культура

Бродский, Гоген, Нефертити… К Международному дню музеев

Фото Ирины Ларионовой
Фото Ирины Ларионовой

Международный день музеев отмечается 18 мая во всём мире с 1977 года по предложению легендарной Ирины Антоновой. Ее инициативу поддержала генеральная конференция ICOM (Международный совет музеев).

Мы попросили людей разного рода занятий и профессий рассказать о самом запоминающемся посещении музея. Что это был за музей, где и что вы смотрели?

 

Роланд Гусев, океанолог: «До сих пор помню впечатление от выставки Саввы Бродского»

Савва Бродский. Иллюстрация. Дон Кихот
Савва Бродский. Иллюстрация. Дон Кихот

Навсегда запомнил выставку, которая проходила в Музее изобразительных искусств Карелии примерно во второй половине 70-х годов. Это была выставка книжной графики удивительного художника — Саввы Бродского. Думаю, этого человека, хоть он и не жил в Карелии, можно назвать знаковой фигурой для Петрозаводска. Ведь именно он спроектировал два театра на центральной площади города – Музыкальный и Национальный.

Когда я школьником попал на выставку Саввы Бродского, не знал этого. Иллюстрации мастера к произведениям классиков литературы меня тогда поразили.

Помню, что иллюстраций было много. Шекспир, Сервантес, Драйзер, П. Мериме, Мопассан, Р. Роллан, Стивенсон… И тут же наш Александр Грин и, к примеру, «Как закалялась сталь» Островского… Оригинальнейшие яркие иллюстрации к «Дон Кихоту»! Книги в то время были дефицитом. Увидеть работы Бродского можно было только на страницах редких подписных изданий. А тут… Стой и разглядывай эту роскошь в натуральную величину во всех подробностях.

 

Коля Кркалевский, художник: «Ошеломила таитянка Гогена»

Ездил много лет назад в Эрмитаж на Пикассо.

Пикассо вообще не впечатлил, но, увидев таитянку Гогена, был ошеломлен. Она будто резанула меня глазами. Как у Маяковского, помните? «Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.. »

Наталья Лаврушина, историк-международник: «Воспоминание об Археологическом музее в замке Хоэнтюбинген осталось навсегда»
Археологический музей Университета Тюбингена в замке Хоэнтюбинген
Археологический музей в замке Хоэнтюбинген. Фото: www.outletcity.com
Одно из самых запомнившихся посещений музеев – Археологический музей Университета Тюбингена в замке Хоэнтюбинген. Это было летом 2005 года в ходе визита официальной делегации Петрозаводска в город-побратим. Наряду с петрозаводской делегацией на День города в Тюбинген приехали и их побратимы из Франции, США, Италии. В один из вечеров в Тюбингенском замке проводился официальный прием.
Двое моих коллег и я отправились осматривать помещение. И увидели небольшой дверной проем в толстой каменной стене. Мы вошли в этот проем и оказались окружены археологическими чудесами. Мы бродили по выставке, переходя из зала в зал, рассматривая витрины. Другие люди заходили и выходили, а мы втроем не могли оторваться от увиденного: часть настоящей египетской гробницы, самый знаменитый экспонат коллекции — фигурку лошади из бивня мамонта, которой около 40 тысяч лет и много чего еще. Директриса музея, сама работавшая на раскопках в разных частях планеты, рассказала, что эта коллекция считается второй по значимости среди университетских археологических собраний в Европе – впереди только Оксфорд.
В общем, когда мы все-таки вышли наружу, поняли, что провели в музее три часа… Воспоминания об этом музее остались навсегда.

 

 

Юрий Киселев, предприниматель, фотограф, Рига: «В Музее бумаги и печатного дела в Тарту всё как во времена Гутенберга»

Результат - маленькая семейная открытка, отпечатанная собственноручно, на собственноручно же изготовленном листе бумаги
Результат — маленькая семейная открытка, отпечатанная собственноручно, на собственноручно же изготовленном листе бумаги. Фото из личного архива Юрия Киселева

Cамые лучшие и яркие впечатления на нас с супругой произвёл Музей бумаги и печатного дела в Тарту. Музей частный, существует благодаря усилиям его владельца и директора Леммита Каплински. Этот увлечённый своим делом человек собрал в двух больших залах множество предметов, устройств, машин, связанных с производством бумаги, изготовлением из неё различных предметов – игрушек и скульптур, а также с печатью. Побывав в музее, понимаешь, как много инженерной мысли, как много труда необходимо, чтобы печатать книги, издавать газеты и журналы.

Леммит лично проводит экскурсии по музею. Эта экскурсия – не просто рассказ. В процессе ты под руководством Леммита изготавливаешь лист бумаги – размачиваешь и размалываешь бумажную массу, отжимаешь её через специальную сетку, прессуешь и затем сушишь. У нас получилось что-то похожее на акварельную бумагу. Оказывается, бумагу можно сделать не только из древесины, но и из любого волокнистого материала – соломы, травы, водорослей, даже из старой джинсовой ткани!

А потом на этом листе был отпечатан небольшой текст – да ещё на старинной печатной машине! Всё как во времена Гутенберга: из литер делается набор, растирается краска, сверху кладётся лист и затем, поворотом огромного чугунного рычага делается оттиск. Машины и другие экспонаты, выставленные в этом музее, вряд ли возможно увидеть где-либо ещё – компьютерные технологии область печати и книгоиздательства сегодня полностью изменили.

 

Лиза Сойни, художник, Санкт-Петербург: «В Токио у меня случилась потрясающая встреча с Диего Веласкесом»

В 2019-м году я поехала в Токио, чтобы ближе познакомиться с японским современным и традиционным искусством. Столица Японии славится своими галереями и музейными площадками. Я старалась посмотреть как можно больше: Токийский городской музей современного искусства (MOMAT), Университетский музей, выставки ксилографий Хиросигэ, Национальный арт-центр, где экспонировали пейзаж острова Кижи, выполненный японским туристом на пленэре.

И в веренице этой азиатской эклектики я решила не вносить в свой маршрут Музей западного искусства. Но в последний день поездки судьба всё-таки занесла меня туда. Выставляли живописную коллекцию Габсбургов из Вены. Среди многих прекрасных произведений я нашла пять работ моего любимейшего художника — Диего Веласкеса. Это была потрясающая встреча. Я увидела друга в чужой стране! В академии мы не раз называли Веласкеса главным импрессионистом портретной живописи XVII века. Его воздушная перспектива уникальна, она завораживает и вдохновляет. На расстоянии полутора метров вышивка платья Инфанты Маргариты выглядит так, словно ее прописывали тончайшей кистью, а то и вовсе ткали холст шелковой нитью, но стоит подойти ближе, и пряжа превращается в несколько смелых и хаотичных касаний широкой кистью.

Я благодарна Токио за такую встречу! Она еще раз доказала, что порой самое интересное приходит к нам неожиданно.

Наталья Санина, музейный работник: «Мне непременно хотелось увидеть Нефертити!»

Бюст Нефертити в берлинском Новом музее. Фото: Википедия
Бюст Нефертити в берлинском Новом музее. Фото: Википедия

В 2019 году мне посчастливилось побывать на стажировке в Берлине. Выкроив немного времени, я поспешила в Новый музей, ведь именно там хранится  бюст Нефертити, царицы древнего Египта, датируемый XIV веком до н.э.

Бюст Нефертити, главной жены фараона XVIII династии Нового царства Эхнатона, — одно из самых известных произведений искусства Древнего Египта. Все восхищались её красотой, легенды гласили, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Мне непременно хотелось ее увидеть!

Имея совсем немного времени в запасе и скудные познания в английском языке, я, ориентируясь по плану, выданному на кассе, изрядно побегав по этажам с единственным вопросом «Where is Nefertiti?», всё  же оказалась в зале, где была она! И вот передо мной изящная головка, в высоком головном уборе, с прекрасными глазами, чувственными губами, изящным носом, волевыми скулами и лебединой шеей. Что-то в ней завораживает и не дает покоя. И это что-то скрывается в гордой посадке головы, загадочном взгляде и еще в чем-то удивительно непостижимом.

 

Татьяна Литова, филолог, фотограф: «Выставка «Диор. Под знаком искусства» — калейдоскоп из красок, форм, звуков»

Фото: © Светлана Янкина/РИА Новости
Фото: © Светлана Янкина/РИА Новости

Ровно 10 лет прошло со времени показа в Пушкинском музее выставки «Диор. Под знаком искусства» (ГМИИ, Москва, весна — лето 2011 г.).

Детали стёрлись из воспоминаний, но впечатление большого праздника сохранилось до сих пор — это головокружительный калейдоскоп из красок, форм, звуков.​​​​​​​ Костюм был представлен как картина и архитектура, в зеркале разных искусств и эпох, как гимн женственности и ответ на тоску послевоенного мира о романтике, роскоши и беззаботности. Выставка рассказывала о времени расцвета легендарного модного дома. Экспозицию составили подлинные наряды и аксессуары Дома Диор, графика, видеоинсталляции, фотографии, вершины мировой живописи из Лувра, Версаля, Музея Орсе, частных коллекций, Третьяковки и самого ГМИИ.

На одной линии искусства бок о бок оказались картины, платья, архитектура… Невероятно, но работы Ренуара, Пикассо, Сезанна, Модильяни, Энгра, Гойи, Малевича служили фоном для шедевров высокой моды. И на расстоянии вытянутой руки от каждого — ​​​​​​​изысканнейшие платья Марлен Дитрих, Мэрилин Монро, принцессы Дианы… Даже прекрасное пространство музея узнавалось с трудом — его кардинально изменили для этого застывшего вне времени дефиле, добавив новые ряды витрин-колонн, зеркальные потолки и ниши, подчёркивая неоклассицистическую архитектуру здания. Всё было безупречно, изобретательно и неординарно в тёмных залах музея с ослепительными софитами.

Грандиозная выставка о гармонии и мечте, когда талантливо и причудливо сочетается множество представлений о прекрасном, об идеале — в искусстве, природе и жизни. Знаменитые платья-цветы и золото Древнего Египта, строгость неоклассицизма и затейливость барокко, мерцание флаконов духов, звуки старых фильмов и голоса ушедших кинодив… Всё это виртуозно и ярко соединилось, чтобы очень эмоционально рассказать о фантазии и мастерстве гениального маэстро высокой моды и его продолжателей, об истоках вдохновения великого кутюрье, его страсти к искусству и садам, к XVIII веку и путешествиям. А для зрителей это был завораживающий полёт над обыденностью и счастливая возможность в полной мере прочувствовать слова Жана Кокто о том, что Бог и золото магически сошлись в имени Dior.