«Знакомая спросила, хороший ли это фильм. Я не сразу нашел, что ответить. Слово «хороший» тут просто не подходит».
В Хельсинки показали документальный фильм Ольги Синяевой «Блеф, или с Новым годом!» о жизни в российских детских домах.
За последнее время на просторах Сети появилось новое понятие на старый лад: «Фильм, запрещенный к показу в России». Это, можно сказать, такой модный тренд. Фильмов и роликов со словами «запрещен к показу» в заголовке на сайте Youtube наберется не один десяток. Причем некоторые, как, например, недавняя лента, посвященная подготовке Сочинской Олимпиады, старательно блокируются в Интернете.
Ярлык запрещенного недавно получил документальный фильм режиссера Ольги Синяевой «Блеф, или с Новым годом!», хотя в отличие от многих других авторов, Синяева напрямую не критикует власть, коррупцию или коррупцию во власти. Она говорит о десятках тысяч детей, десятках тысяч сирот, до которых мало кому есть дело. Разве что самой Ольге и таким общественникам, как Александр Гезалов.
В конце февраля фильм «Блеф, или с Новым годом!» показали в Хельсинки. (В декабре фильм посмотрели в Петрозаводске. – Ред.) В зале центра культуры «Музыканты» собралось около ста человек. Накануне я предложил знакомой финке, не понаслышке знакомой с различными социальными проблемами и российской действительностью, сходить на презентацию. Та отказалась, сказав, что она не смогла бы смотреть «что-то столь тяжелое». Получив такой ответ, я думал, что вряд ли увижу кого-то помимо русских мигрантов на показе. К счастью, ошибся. Когда организаторы спросили, кто не владеет русским языком, руки подняла почти половина из присутствовавших.
До презентации я несколько раз начинал смотреть «Блеф». С трудом осилил половину ленты. Нет, этот фильм не то чтобы «тяжелый». Как справедливо отметил организатор показа в Хельсинки Сергей Силкин, «это не фильм ужасов, детки там чистые, развивающая среда такая, что любой садик позавидует, персонал образованный». И правда, в детских домах, которые мы видим в «Блефе» материальная база представляется не такой запущенной, хотя цифра 77 рублей в день на питание одного ребенка и заставляет призадуматься. Где-то на девятой минуте «Блефа» автор говорит: «В доме ребенка почти всегда тихо. В доме, где содержатся более ста детей». Даже меня, пока еще не имеющего своих детей, это поражает. Позже на экране появляются дети, баюкающие сами себя, и это, пожалуй, самые страшные кадры фильма.
На следующий день после показа уже другая знакомая спросила, хороший ли это фильм. Я не сразу нашел, что ответить. Слово «хороший» тут просто не подходит. Лучше сказать «качественный». Как подобает качественному документальному фильму, «Блеф или с Новым годом» побуждает к действию. Ни в коем случае не бросать детей. Постараться усыновить кого-то и вырвать из этой мясорубки. Хотя бы попытаться сделать что-то для них, обреченных на детство без детства. Фильм нужно показывать максимально широкой аудитории.
После демонстрации фильма в центре «Музыканты» собравшиеся беседовали с Ольгой Синяевой и Александрой Гезаловым еще около двух часов. Пожалуй, главным был вопрос о том, чем жители других стран могут помочь сиротам из России. Ольга призналась, что сама не планировала выходить со своим фильмом на международную арену, но лента вызвала большой интерес общественников. В итоге Хельсинки стал первым и, стоит надеяться, не последним городом зарубежья, где демонстрируется «Блеф». Что же касается помощи, то Синяева призвала зрителей «влиять на свои правительства с тем, чтобы уже те оказывали свое влияние на российские власти».
В ходе беседы также зашла речь о способе доставки информации. Дело в том, что незадолго до показа авторам пришлось убрать свой фильм из Сети. По их словам, «Блеф» сейчас участвует в фестивалях, по условиям которых лента не должна быть доступна в Интернете. Кроме того, у самой Ольги Синяевой уже возникли сомнения в эффективности сетевой дискуссии.
– Вы должны доверять социальным сетям. Сто тысяч просмотров – в тысячу раз больше, чем собравшихся в этом зале. Сеть – это сильный механизм, – заметил один из представителей финской части аудитории.
Вопрос спорный, что не преминул отметить Александр Гезалов. По его мнению, социальные сети в России действуют по совершенно иным принципам, нежели во всем остальном мире. И в этом с ним трудно не согласиться. По большому счету, «Блеф или с Новым годом» не то чтобы запретили. Точнее было бы сказать, что его не разрешили. Произошло это не в Советском Союзе, фильм, который нужно видеть многим, не показали в Российской Федерации. Казалось бы, в демократическом государстве. А на деле империи если не зла, то безразличия.
Администрация президента стала первым адресом, куда Ольга Синяева отправила свою ленту. И по сей день, о чем Ольга также сказала на встрече в Хельсинки, режиссер надеется, что ее слова и кадры дойдут до первого лица страны. Однако добилась она пока совсем не того эффекта, на который рассчитывала. Неизвестно, видел Путин ленту или нет, но показ «Блефа» в РИА «Новости» был отменен. Якобы ресурсы теперь уже реорганизованного агентства срочно потребовались для освещения Олимпиады в Сочи.
Напомним, в декабре прошлого года РИА «Новости» указом Путина было превращено в агентство «Россия сегодня». Миссией нового информагентства его руководитель Дмитрий Киселев назвал «восстановление справедливого отношения к России как важной страны мира». Интересно было бы знать, какое отношение к справедливости имеет тот факт, что в российских детских домах содержится свыше ста тысяч детей. Наверное, каждый из них подобно одному из героев фильма Синяевой может сказать: «Я хотел нормально жить, а не дали, за что мы виноваты?!».
Так совпало, что «Блеф или с Новым годом» увидел свет в годовщину принятия «закона Димы Яковлева». Уместно сказать именно «совпало», ведь Ольга Синяева начала работу над фильмом задолго до печально известного решения Госдумы. Недавно в карельских СМИ прошла информация о значительном сокращении числа усыновлений из нашей республики. Так, по данным газеты «ТВР-Панорама» в минувшем году было всего шесть случаев, почти в десять раз меньше, чем в предыдущие годы. Конечно, это сокращение вызвано не одним лишь «законом Димы Яковлева». Сам процесс усыновления сегодня настолько запутан и дорог, что попросту отпугивает потенциальных родителей. Вместе с тем, система патронатных семей, которая могла бы служить альтернативой усыновлению, была отменена в России в 2008 году.
Сегодня в Сети доступна для поддержки петиция, приуроченная к выходу фильма Ольги Синяевой, в которой президенту, правительству и Думе РФ выдвигаются три требования, способных повлиять на ситуацию. От властей требуется восстановить патронатные семьи, отменить закон Димы Яковлева и разработать комплекс мер поддержки всех семей – и обыкновенных, и многодетных, и кризисных, и приемных».
Поддержать петицию можно здесь
Фото Ирины Хохлачевой