Кино

Странница Ферн в поисках свободы. О фильме «Земля кочевников»

Кадр из фильма "Земля кочевников"
Кадр из фильма «Земля кочевников»

Лента «Земля кочевников» Хлои Чжао уже переведена на русский и вышла в прокат. Драма рассказывает о женщине, потерявшей мужа, пережившей банкротство. Она отправляется странствовать по дорогам Америки в собственном фургоне, купленном на последние сбережения.

Зритель узнает, что людей, которые лишились всего, пережив финансовое банкротство, в США десятки тысяч. Ферн в исполнении одной из лучших актрис Америки Фрэнсис Макдорманд — представитель класса простых американцев, оказавшихся на дороге по воле обстоятельств. Несмотря на пережитое, она остается верна себе и не теряет то человеческое, что легко можно утратить, оторвавшись от дома, единственно близкого человека и постоянной работы.

Фильм вызывает разные эмоции и оценки у тех, кто его посмотрел. Одни говорят, что грустнее этой ленты давно ничего не видели. Другие, и я вместе с ними, в главной героине разглядели сильную личность, которая не ищет быстрых решений. Она не остается жить на ферме с мужчиной, готовым взять ее если не в законные жены, то в спутницы жизни. В доме сестры, в котором Ферн взрослела, откуда уехала с будущим мужем в моногородок на окраину страны, она тоже не остается, вызывая сочувствие вместе с негодованием у человека, ближе которого по крови у нее нет.

Героиня не ищет мгновенных решений, живет сложно, размеренно, временам отважно и печально, выбирая дорогу в главные спутницы. Семьей ей становятся такие же друзья-странники. На время они образуют коммуны-города, в которых можно общаться, сидеть у костра, делиться мыслями и быть принятым, не осужденным за то, что выбрал такой образ жизни. Эти временные передышки — отдых перед новой дорогой, путешествием к сезонной работе — только она принесет необходимый для скромной жизни доход.

Ферн не стремится получать пенсию, она считает себя крепкой и сильной для любой работы — упаковщицей ли товаров в интернет-магазине «Амазон», смотрительницей ли парка или помощницей в кафе быстрого питания. Таскать грузы, присматривать за порядком, мыть туалеты, готовить еду — она может и, кажется, продолжит это делать, чтобы обеспечить себя и тем самым гарантировать свободу и независимость.

Ее можно жалеть, не понимать, удивляться ее выбору и восхищаться, но не уважать ее нельзя. Такая она, героиня фильма и, возможно, Америки, пережившей в 2008 году экономический кризис, в наше время пандемию — периоды катастрофического обнищания населения.

При этом Ферн — не жертва обстоятельств, а человек, ищущий стабильность внутри себя, проживающий собственную жизнь в сложных обстоятельствах, при которых она надеется на себя и учится тому, как заботиться о себе и том немногом, что у нее есть — о дорогих сердцу вещах, небольшом фургоне, собственной истории, которая умещается в ее жилище на колесах.

Фильм снят тонко: детали, неспешный ритм, неброские пейзажи тех мест, куда попадает Ферн. Все это создает атмосферу, в которой нет ничего второстепенного. Есть главная героиня, ее попутчики и вставшие перед ними вопросы — вечные вопросы о жизни, смерти, свободе, независимости, автономности от государства, не сумевшего ничего гарантировать и уберечь от финансового краха.

Кочевников, путешествующих по собственной стране и не уезжают из нее в поисках более счастливой жизни, некоторые критики уже назвали тихой оппозицией Америки, которая отказывается интегрироваться в общество успешных и благополучных, предпочитая ночевки на парковке и вероятность того, что в дверь фургона могут постучать. В Америке запрещено ночевать в машине на парковке. Это значит, что в любое время тебя могут попросить покинуть облюбованное для ночлега место. Стук в окно или дверь, и ты должен вновь пуститься в путь, чтобы отыскать место для отдыха, покорить десятки или сотни миль под жарким солнцем или по обледеневшей от холода и снега трассе… Ферн продолжает этот путь.

Как сообщают СМИ, фильм независимого американского режиссера Хлои Чжао стал ее триумфом на фестивалях в Венеции и Торонто, выиграл два «Золотых глобуса» — за лучшую режиссуру и лучший фильм и считается главным оскаровским фаворитом.