Я мыслю музейными категориями. То, что собираю, сразу мечтательно вписываю в экспозиционное пространство – сочетаю, как бы зарифмовываю. Хочу показать, как в Музее Русского Севера (МРС) мог бы выглядеть уголок, посвящённый с. Кушерецкому.
Более года назад я обратился в Минкульт РК с предложением провести выставку Юрия Сергеевича Ушакова, посвящённую его 90-летию, – так много сделал это великий человек для нашего края!
Была невразумительная переписка с замминистра А.А. Томчик. Никакого конкретного ответа я так и не получил.
Муторно на душе. Чиновничья косность удручает. Положил крест на своём проекте. И вдруг появился просвет. Зря обнадёживаюсь? Скорее всего, что да. И тем не менее…
Я мыслю музейными категориями. То, что собираю, сразу мечтательно вписываю в экспозиционное пространство – сочетаю, как бы зарифмовываю. Хочу показать, как в Музее Русского Севера (МРС) мог бы выглядеть уголок, посвящённый с. Кушерецкому.
Картина Юрия Сергеевича написана там, где храм стоял изначально, – до его перевозки в Малые Корелы. Первооткрывателем замечательной кубоватой церкви был Владимир Васильевич Суслов (1857 –1921).
До недавнего времени считалось, что первый куб увенчал Пятницкую церковь в Шуерецком – 1666 год. Сейчас эту дату передвигают на 1710 год. Вопрос дискутируется.
Вознесенская церковь была возведена три года спустя (по канонической хронологии). Она шла второй в недлинном списке кубоватых храмов.
Теперь имеет шанс открыть этот список.
Фото кушерецкого Вознесения было опубликовано в книге В.В. Суслова «Путевые заметки о севере России и Норвегии» (СПб., 1888). Вот оно (в подписи даётся дата 1668 г. – она уточнена):
Образ кушерецкой церкви запечатлел блистательный художник и этнограф Владимир Александрович Плотников (1866 − 1917).
Лицевая и обратная сторона открытки. Фонды МРС
Серию северных открыток В.А. Плотникова выпустило «Общество возрождения художественной Руси». Оно было создано в марте 1915 года по инициативе князя А.А. Ширинского-Шихматова. Активную роль в нём играли Николай Рерих, Иван Билибин, Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Борис Зворыкин.
Общество базировалось в Феодоровском городке (Царское Село). Идею создания этой русской сказки выдвинул славный полковник Дмитрий Николаевич Ломан (1868 − 1918). Григорий Распутин однажды направил ему такую записку:
«Милой, дорогой, присылаю к тебе двух парешков. Будь отцом родным, обогрей. Робяты славные, особливо этот белобрысый. Ей Богу, он далеко пойдёт».
Белобрысый – это Сергей Есенин. Другой парешок – Николай Клюев.
В годы Первой мировой войны Феодоровский городок стал лазаретом. Сюда Д.Н. Ломан пристроил санитаром юного Сергея Есенина. Не от своего ли покровителя поэт заполучил великолепно изданный проспект Общества возрождения художественной Руси?
Переносом и реставрацией Кушерецкой церкви руководил незабвенный Владимир Анатольевич Крохин (1924 − 2009). Рекомендую прочесть его статью: Крохин В. А. Реставрация Вознесенской церкви в селе Кушерека Архангельской Области // Архитектурное наследие и реставрация. М., 1988. С. 59–70.
Мы много общались. Наискромнейший человек, он держался в тени. Мысли о деревянном зодчестве имел глубочайшие! Написал брошюру о нём.
Обожаю Карелию за её ландшафт. За мощные духовные накопления прошлого. А сегодняшний день? Ощущение безнадежного тупика. Все мои культурные инициативы здесь глохнут на корню.