Российский портал «Хранители наследия» рассказал о продаже в Петрозаводске памятника архитектуры — здания бывшей детской поликлиники.
Продажа памятников архитектуры как возможность от них избавиться, а заодно и заработать, а заодно и уйти от ответственности за непроведение реставрации становится все популярнее. Безотказно для этих целей функционирует, например, AVITO. К самому ресурсу претензий никаких. Вот только содержание и достоверность размещенных объявлений вызывают вопросы, пишет Евгения Твардовская, .
В Петрозаводске продают «стерильную» поликлинику: без обязательств и обременений
«Продам здание для размещения в дальнейшем гостиничных номеров и коммерческой площади. Земельный участок в Центре города! Уникальное место. Эксклюзивное предложение!»
Предложение мечты в Петрозаводске появилось по весне на AVITO. И все бы ничего, да вот только это мартовский кот в мешке. Ведь речь идет о многострадальном деревянном памятнике, здании бывшей детской поликлиники 1930-х годов, вокруг которой столько копий сломано и которую нынешний директор заповедника в Кижах, а тогда министр культуры Карелии Елена Богданова в июне 2013 года защищала от сноса лично. Поликлиника находилась с 2004 года сначала в аренде, а затем (с 2011 года) в частной собственности у ООО «ТехПромСтрой». За эти годы ООО успешно довело вполне крепкое здание до полуруинированного состояния, при этом то периодически устраивая показательные акции «хотим как лучше, а строить не дают», то пытаясь снести вполне целые фрагменты постройки.
Конечно, в объявлении на AVITO – ни слова о том, что это здание – памятник, а значит, имеет обременения. Зато говорится о том, что «сделан детальный проект дома» в плане приспособления его под гостиницу. Вот с этого места поподробнее.
Видимо, речь идет о проекте «реставрации» путем сноса и воссоздания поликлиники в бетоне, который собственник предложил в конце 2016 года Научно-экспертному совету Министерства культуры Республики Карелия. Заседания прошли дважды: 10 и 30 ноября, и проект отклонили.
Далее портал «Хранители наследия» цитирует публикацию Елены Ициксон в «Лицее»:
«Психологическое давление руин в центре Петрозаводска на его жителей зашкаливает уже за все мыслимые пределы, — писала тогда госэксперт Елена Ициксон. — И, думаю, прочитавшие в СМИ о том, что «члены научно-экспертного совета в очередной раз не согласовали проект», готовы были если не на крайние меры по отношению к «не согласовавшим», то близкие к тому. Что вы там разбираетесь с законами, какая разница, из чего будет сделана эта поликлиника?.. Как в известном анекдоте, «хоть тушкой, хоть чучелком», лишь бы не было помойки в центре города. Очень понимаю.
Не понимаю одного. Здание с 2004 года в аренде. В 2006 году арендатором были подписаны охранные обязательства, он прекрасно знал, с чем имеет дело – это памятник архитектуры. В 2011-м покупает его в собственность и прекрасно знает, что это право собственности на объект культурного наследия, и оно всегда с ограничениями (обременениями); переоформляет охранные обязательства, где по-прежнему клянется в пункте 1 «обеспечивать своевременное финансирование, организацию и проведение работ по сохранению объекта, в том числе консервацию, ремонт и реставрацию».
Никто, отродясь, никаких работ по сохранению на здании не видел. Теперь, судя по всему, ООО «ТехПромСтрой» и вовсе решило от него избавиться, а злополучный проект гостиницы выдать новому счастливому владельцу за приятный бонус. А что же с ответственностью за доведение до руинированного состояния, за не соблюдение охранных обязательств? Да, похоже, что ничего…
Как выяснили «Вести Карелии», Госкомитет по охране объектов культурного наследия Карелии не получал от ООО уведомления о продаже здания и изменении его назначения под гостиницу. Руководитель госкомитета Юлия Алипова сказала следующее:
«Правообладатель должен информировать органы по охране памятников о предполагаемом отчуждении объекта, тем более что у него заключено охранное обязательство. Письменного уведомления от него не поступало. В этой связи мы ему направили обращение. Далеко не под все нужды можно приспособить это здание с учетом требований пожарной безопасности. У него было функциональное назначение как жилое здание. Если это будет административное здание, к нему предъявляются повышенные требования по обеспечению пожарной безопасности. Если в состав проекта будут включены какие-то компенсационные мероприятия, которые позволят пройти экспертизу с сохранением исторических конструкций — а это здание выполнено в дереве — то тогда да (размещение гостиницы возможно – прим. ред.)».
Юлия Алипова также напомнила, что на сегодняшний день у собственника находится исполнительный лист по судебному решению от прошлого года, согласно которому он должен выполнить ряд мероприятий, направленных на предотвращение дальнейшего разрушения здания. На вопрос, может ли продавец передать эти обязательства покупателю, Алипова ответила, что «теоретически, наверное, да, но у него уже все сроки истекают».
Тревожную фразу про «сроки истекают» можно трактовать как очередное «окно возможностей» для собственника уйти от ответственности: пойди спроси с него, когда он уже не хозяин. А ничего не подозревающий покупатель вполне может подвернуться. «Цена за квадратный метр», когда он узнает весь бэкграунд, его и правда «приятно удивит». Вот только памятнику от этого, как говорится, не легче. А может, будущий собственник, пойдет на сделку вполне осознанно, просто дождется, пока здание дойдет до кондиции и либо само рухнет, либо сгорит.
Источник информации: hraniteli-nasledia.com