Ну вот я и побывала на ХХХ Цветаевском фестивале поэзии… С 20 по 26 июня проходил он в городе Александрове Владимирской области.
Программа его, опубликованная нами в интернет-журнале «Лицей» и на страницах КомАрта, так заманчива и содержательна, что не принять приглашение было невозможно. Тем более что с Александровским литературно-художественным музеем Марины и Анастасии Цветаевых, первым цветаевским музеем в России, у меня давняя дружба.
В 1988 году в Петрозаводске состоялся благотворительный вечер «Круговая порука добра». Весь сбор от него мы отправили в Александров. Отовсюду шли народные деньги в адрес будущего музея. Он открылся в 1991 году.
А в 1996 году директор музея Лев Готгельф привез к нам выставку «Александровское лето Марины Цветаевой». Она была развернута в Карельском краеведческом музее и работала около месяца. Ее посетили сотни петрозаводчан и гостей города.
Александровское лето – счастливая пора в жизни Марины Цветаевой. Она бывала наездами у младшей сестры Анастасии, которая со своим вторым мужем военнослужащим Маврикием Минцем жила в Александровской слободе с 1915 по 1917 год. Ему и были посвящены стихи:
Мне нравится, что Вы больны не мной.
Мне нравится, что я больна не Вами…
Здесь остывал ее роман с Осипом Мандельштамом…
Никто ничего не отнял
Мне сладостно, что мы врозь…
Цветаева писала: «Мне ничего не нужно, кроме своей души». Какие стихи подарило нам Александровское лето!
Я бы хотела жить с Вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола…
Пожалуй, это были последние безоблачные дни ее жизни. «Дайте мне быть счастливой! Вы увидите, как я это умею», — скажет Марина Цветаева много лет спустя. Увы! Вглядитесь в фотографию рисунка Магды Нахман. Портрет сделан с натуры в 1915 году. Такой была Марина Цветаева в то Александровское лето.
Долгой и трудной, если не сказать героической, была борьба интеллигенции города за сохранение «цветаевского» домика, который оказался в зоне застройки и подлежал сносу. А теперь вся улица Староконюшенная включена в охранную зону Александрова. Кусочек старого города среди многоэтажек…
Как согревает он сердца всех любящих поэзию Цветаевой!
Цветаевский музей стал культурным центром и для жителей Александрова, и для всей России. Яркий пример тому прошедший праздник. Всегда радуюсь, когда вижу, что не свели еще на нет культуру земли русской, не подрубили ее корни.
Если вы прочтете программу фестиваля, то увидите, есть чему позавидовать. Сюда, на праздник поэзии, приезжают мастера сцены не за длинным рублем, а во имя любви к великому Поэту.
Всякий раз после концерта сияющий Лев Готгельф дарил на память дорогим гостям вид города Александрова, чтобы не забывали к нему дорожку…
Вот и на концерте камерной музыки Лев Кивович вручил картину народной артистке России Александре Францевой.
А перед началом второго отделения выбежал на сцену, чтобы сообщить, что сейчас будет не только звучать старинная музыка, которую, возможно, слушали Цветаевы в доме александровского учителя математики и музыканта-любителя Сергея Коршункова, но что она будет исполнена на тех же старинных уникальных ручной работы инструментах, которые были отреставрированы и переданы в фонды Цветаевского музея! Фонды музея хранят тысячи коллекций и документов.
В зале камерной музыки, заполненном в тот вечер до отказа, моим соседом оказался Олег Яковлевич Гуляев, бывший москвич, а ныне старожил города. Когда я сказала ему о Льве Готгельфе: «Как приятно видеть увлеченного человека!», Олег Яковлевич ответил: «Лев – наша драгоценность…» Пожалуй, это точная оценка той деятельной и результативной любви, которые радуют и поражают.
Талантливые по дизайну постоянные экспозиции музея незабываемы. Лев Кивович на следующий же день нашего приезда (я приехала с дочкой Еленой) провел нас по всем залам музея, явно радуясь нашему впечатлению.
Отдельно стоило бы рассказать о музее, входящем в состав цветаевского комплекса, «Александров – столица 101 километра». Экспозиция занимает два сводчатых зала бывшей фабрики Баранова. Какие судьбы! Какие документы… По-моему не только у меня, но и у самого Льва Готгельфа, когда он вел рассказ, ком стоял в горле.
А в конце фестивальной недели я поняла, что директор смертельно устал. Я сказала ему и всем его помощникам комплименты. Они их заслуживают, господа!
Что все концерты были блистательны.
Что музейные экспозиции уносят в позапрошлый век.
Что новая книга «Анастасия Цветаева. Софья Лубинская. Переписка», изданная в этом году музеем, счастливая находка.
И что все они молодцы, достойные высоких наград! Слава Богу, Лев улыбнулся…
А впереди была еще ночь Ивана Купалы. И встречи, встречи, встречи, которых я ждала.
Оксану Пеункову, участницу первого (и, если не ошибаюсь, единственного) всероссийского цветаевского литературного праздника, я не нашла. Праздник проходил в Александрове в 1993 году во время зимних школьных каникул. Съехались старшеклассники со всех концов России: из Бурятии и Карелии, из Читы, Улан-Удэ, из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Новгорода… Мне понравилось сочинение Оксаны из александровской школы. Она писала:
«Я теперь смелее вхожу в огромный поэтический мир Сразу понимаю – это мир не оранжерейный… Разговор начистоту.
Порой Марина Цветаева резка. Но таково ее понятие о чести. Она нища, но не духом. Голодна, но не попрошайничает – отдает. Ее слово – это ее сердцебиение.
«У ваятеля может остановиться рука (резец),
У художника может остановиться рука (кисть),
У музыканта может остановиться рука (смычок),
У поэта может остановиться только сердце».
Оксане сейчас уже за тридцать, как и Ванечке Колесову, который положил на музыку стихи Цветаевой:
Любовь! Любовь! И в судороге и в гробе
Насторожусь, прельщусь, смущусь – рванусь…
Он вышел на сцену с баяном, сел и из-за баяна стала видна одна его макушка. Но спел он уверенно. И зал ему долго аплодировал.
— Почему ты выбрал именно эти стихи? – спросила я.
— А потому что Любовь, — ответил Ванечка и широко развел руками.
Был он из города Вязники Владимирской области. Не без влияния Цветаевского музея у школьников в то время, когда о Марине Цветаевой мало кто знал, уже был такой интерес к Поэту.
В этом году перед концертом Антонины Кузнецовой я разговорилась с молодыми девушками. И они мне рассказали, что в музей приходили вместе со своей любимой учительницей литературы Ларисой Алексеевной Вязанкиной. Нет ее уже, а они по-прежнему приходят сюда…
— Это как глоток кислорода для нас, — сказал Александр Николаевич Савинов, краевед и завсегдатай всех цветаевских праздников.
Солнечный подарок получила я от Михаила Юрьевича Бальмонта, внучатого племянника поэта, приехавшего на фестиваль из родной Шуи: альманах «Солнечная Пряжа», который и по названию, и по содержанию ярок и праздничен.
Солнечную пряжу прядут все, с кем мне посчастливилось встретиться на ХХХ Цветаевском фестивале. Каждый по мере сил.
Первая встреча в первый день приезда случилась у меня с Владимиром Коваленко. Я познакомилась с ним на Цветаевском празднике в Александрове 1983 году. Его вклад в создание музея велик.
Могучая кучка научных сотрудников ВНИИСИМС, ведущих его специалистов, встала горой за увековечивание в Александрове памяти Марины Цветаевой. В их числе были и Владимир Коваленко, и Лев Готгельф.
Татьяна Никитична Жуковская, внучка Аделаиды Герцык, проводит герцыкские чтения в Крыму. На фото она в середине, слева — Доброслава Донская, близкий друг Анастасии Цветаевой.
Зоя Николаевна Атрохина — директор музея Цветаевой в Болшево. О ее подвижнической работе нужен отдельный рассказ… Как впрочем обо всех, кого я так бегло обозначила…
Все, собравшиеся здесь, поэты по строю своей души… Каждый миг создается ими солнечная пряжа и совершается праздник труда и творчества… Так хочется верить, что они – хозяева завтрашнего дня!
Из Павлодара (Казахстан) приехала Ольга Григорьева, лауреат Международной литературной премии им. М. Цветаевой.
…Незатейлива
этой беседы нить.
— Кем работаете? —
спрашиваю всерьез.
Я работаю
кнопкой компьютера «сохранить».
Я в стихах сохраняю все.
Даже ваш вопрос.
Но вернемся в Александров. Здесь создан музей-метафора. И как естественно его продолжение – сад.
За этот ад,
За этот бред,
Пошли мне сад
На старость лет,
На старость лет,
На старость бед:
Рабочих – лет,
Горбатых — лет…
В 2009 году открыта первая очередь мемориального сада – новый шаг на пути создания современного музейного квартала. Очередной проект Л. Готгельфа нашел поддержку фонда В. Потанина.
Поддерживайте, господа! Переводите со своего личного счета На счет вечный! Не ошибетесь! Все наши «поддержки» – возвращение долга великому Поэту…
У меня три цветаевских книжки. Первую «Где отступается Любовь» (сборник 40-го года и история его неиздания) я подготовила к 50-летию гибели Поэта. (Петрозаводск, «Карелия» 1991 год).
Вторую – «Песня и формула» – к столетию со дня рождения. В 2004 году «Дом-музей Марины Цветаевой» (Москва) ее переиздал.
Третья книжка вышла в 2002 году «Деревья! К вам иду!» («Петропресс», Петрозаводск) к 110-летию поэта.
Цветаевские деревья – вехи на пути к заповедному лесу, который шумит, тянется ввысь и зовется – Марина Цветаева.
Фото Ольги Григорьевой, Эльвиры Калашниковой, Елены Ларцевой
P.S.: Вам, дорогие земляки, напоминаю, что 31 августа в 16 часов будет зажжен 11-й Цветаевский Костер.