Литература

Узорный покров и разрисованная вуаль

{hsimage|Действие разворачивается в начале 20-х годов XX века ||||} Несколько дней назад в рождественские каникулы я посмотрела фильм «Разрисованная вуаль» (2006, режиссер Д. Кёрнан) по роману Сомерсета Моэма «Узорный покров».  Я не киноманка, но иногда хочется посмотреть что-нибудь душевное.

 

После  фильма «Разрисованная вуаль»  не могла уснуть до  четырех утра, все ворочалась, прокручивала в памяти эту удивительную историю начала 20-х годов прошлого века.  А утром сразу же отыскала  прежде не читанный роман Моэма, пылившийся на полке среди книг и, не откладывая, начала читать. И чем дальше читала, тем  с меньшим удовольствием. Наконец завершила с ощущением полного разочарования. Конечно, лучше было бы вначале прочесть роман, а потом  смотреть экранизацию, но так уж получилось. В общем, это  тот случай, когда фильм понравился несравненно больше книги.

Кстати, когда читала отзывы о фильме, поняла, что я не одинока в своем впечатлении о нем, хотя был некто, кто назвал фильм с Наоми Уотс и Эдвардом Нортоном в главных ролях «розовыми соплями». Не могу согласиться, хотя киноведы, наверное, скажут, что фильм сделан в полном соответствии  с законами мелодрамы.

{hsimage|Кадр из фильма ||||} В фильме разворачивается драма. Девушка выходит замуж за бактериолога. Она его не любит, но принимает решение выйти замуж, потому что пора. Они уезжают в Китай. Там она влюбляется и изменяет мужу. А потом он и она оказываются  в городе, зараженном  холерой.  Вот здесь и начинаются метаморфозы. Фильм оканчивается трагически, но  это тот случай, о котором можно сказать, что печаль эта светла. Режиссер сумел сделать эту историю трагической и светлой одновременно, потому что отношения главных героев перед лицом смерти обрели новое качество.  Оба героя успевают  простить друг друга. Конец фильма  рождает в душе надежду на лучшее.

В книге же все иначе.  Сердце главной героини осталось холодным (может, так и бывает в жизни, и Моэм, знаток человеческих сердец, ближе к истине?), она так и не нашла в себе никакого отклика на  горячее чувство мужа.  Даже его смерть не тронула ее, в ней нет никакого милосердия, наоборот, она почувствовала свободу и радость освобождения.  Сама кончина главного героя и его последние слова перед смертью имеют совсем другую подоплеку, нежели в кино. Вернувшись в Гонконг (действие происходит там),  она не удержалась и снова сошлась с прежним своим любовником, отчего чувствовала себя после этого «свиньей»  и в конце концов  вернулась в Лондон.  Жизнь ее так ничему и не научила.

Фильм же, несмотря на трагизм финала, жизнеутверждающий, доказывающий, что любовь способна на многое, даже невероятное. Что настоящее  чувство поднимает человека на иную высоту отношений. Возможно, сам С. Моэм чувствовал, что он слишком реалистичен,  когда в своем труде «Подводя итоги» написал: «…в произведениях моих нет и не может быть той теплоты, широкой человечности и душевной ясности, которые мы находим лишь у самых великих писателей».

Но несмотря на то  что роман немного разочаровал, появилось  устойчивое  желание перечитать автора «Острия бритвы» и «Луны и гроша».