Главное, Культура, Литература

Свобода, чтобы быть собой

Новая книга Константина Гнетнева только что увидела свет в издательстве Verso. А в конце сентября в Национальной библиотеке состоялась встреча с писателем.

Gnetnev-1

Многие  не только приобретали новое издание, но и брали у автора  автографы, однако, прочитать книгу, конечно же, не успели.

Очередная новая книга  К. Гнетнева  «Беломорканал. 1933–2017. Годы. События. Люди» завершает для него, как признался сам автор на встрече, тему, над которой он работал многие годы. На этот раз Константин Васильевич рассказал о предприятии, которое уже  отметило 80-летие, но работает и продолжает работать на республику до сих пор, об уникальном гидротехническом сооружении, которое принесло жизнь в северные районы нашей республики, дало выход России в северные регионы. И еще: «Это книга о моем отце…»,  —  заметил автор.  Тот факт, что история Беломорканала прошла через все его творчество, не случаен. Более того, было бы странным, если бы он не обратился к этой теме.

Gnetnev-2

В 30-х годах семью Гнетневых, выходцев из раскулаченных семей, выслали на Север России, и первые 25 лет жизни будущего писателя прошли  в поселке, созданном у 17-го шлюза, где,  казалось, сам воздух был пропитан историей канала (интересно, что при дизайне обложки двух книг К. Гнетнева использовалась фотография того самого 17-го шлюза).

Поселковые мальчишки играли колесами от старых тачек каналоармейцев. Константин Васильевич вспоминал как-то, что неподалеку от поселка еще во времена его детства сохранились развалины тепличного городка подсобного хозяйства, существовавшего при канале, и мальчишки  часто  убегали туда играть. Но главное – люди, которые окружали его. Ведь после окончания строительства часть работавших на канале осталась обслуживать его – просто некуда было ехать. Семьи, как и родные дома, были порушены. Они не любили вспоминать о прошлом  —  то ли было больно ворошить старое, то ли боялись чего-то, то ли стыдились. В одном из интервью несколько лет назад я поинтересовалась у Константина Васильевича, сохранились ли дневники, воспоминания бывших каналоармейцев, удается ли их находить, ведь он многие годы работает в архивах. Оказалось, и тех и других очень мало, обнаружить их можно только случайно, перерыв гору архивных материалов.

А у Беломорканала  просто огромная архивная история: 27 тысяч личных дел, более полумиллиона оперативных документов, которые хранятся в том числе и в архивах, музеях Карелии. Так что Константин Васильевич не лукавит, когда говорит, что Беломорканал еще ждет своих историков.

Начиная работать над серией книг о Беломорканале,  К. Гнетнев выбрал свой путь: он показал его историю, величие и трагедию строителей через людские судьбы. Поэтому его книги о канале  — не научные пособия, не просто сборники обнаруженных и заинтересовавших автора документов, не интервью, хотя и их в достатке в книгах Гнетнева. Но и не занимательное  историческое чтиво. Это то, что называется документальной прозой, когда автор не позволяет себе ни домыслов, ни искажения фактов.

Gnetnev-3

Первую половину своей взрослой жизни Константин Васильевич проработал в газетах Карелии, окончив факультет журналистики Ленинградского университета. Журналистская карьера его была успешной. И… признается сегодня, что это была своего рода только жизненная необходимость – нужно было содержать семью, поднимать детей. А писательские гонорары, увы, до сих пор скудные. И  все журналистские годы мечтал о свободе —  писать. Нечто большее, чем  газетные репортажи и очерки. И дождался, когда в 2002 году вышел на пенсию.

На юбилейном вечере в Национальной библиотеке ее директор Марина Никишина  вручила Константину Гнетневу библиографический список литературы, подготовленный сотрудниками библиотеки, в который были включены книги самого автора и публикации о нем. В списке 14 книг, принадлежащих перу Гнетнева. Последние годы он работает особенно плодотворно.

Несмотря на то что Константин Васильевич называет часто свою журналистскую деятельность житейской необходимостью, без этого опыта он вряд ли  бы стал тем писателем, которого мы знаем сегодня. Хотя сам он, наверное, и не согласится с этим утверждением. Не помню, кто это сказал, но выразил мысль точно: в основе работы журналиста лежат три составляющие, три умения: найти материал, оценить его значение и донести до читателей. И это именно то, что отличает не просто писателя, но автора  произведений документальной прозы Константина Гнетнева. Жанр, который позволяет  иметь свой взгляд на то, о чем пишешь, но категорически не допускает лжи.  Я читала не все книги К. Гнетнева, но в тех, с которыми знакома, подметила еще одну их особенность: он  даже не пытается морализировать, не совершает авторских отступлений, оставляя читателю право делать выводы  самому, размышлять, соглашаться или протестовать.

В 2015 году в издательстве «Острова» вышла книга К. Гнетнева «Карельский фронт. Тайны лесной войны». Ее можно назвать книгой- интервью —  это сборник рассказов бойцов партизанских отрядов Карельского фронта о себе и своих товарищах, о походной жизни в лесу и на партизанской базе, о боях, победах и поражениях. Но по сути это доработанное издание книги «Тайная лесная война. Партизанская война в Карелии 1941—1944 годов в воспоминаниях, фотографиях и документах». Она увидела свет в 2007 году и принесла автору звание лауреата Государственной премии Карелия в области культуры, искусства и литературы.

В новое доработанное издание 2015 года вошли записанные летом и осенью 2004-го  партизанские рассказы. Они были, как пишут критики, «свободны от подцензурной оглядки на официально утвержденную точку зрения на факты и события партизанской войны». То есть автор позволил себе написать о том, о чем многие годы стыдливо умалчивалось.

Сегодня ценность этой книги выросла еще во много раз: недавно ушли из жизни два последних партизана Карельского фронта, живые свидетели событий тех лет, владевшие тем, что К. Симонов назвал «окопной правдой».

На вечер в Национальную библиотеку пришли коллеги К.В. Гнетнева – писатели и журналисты, ученые, представители общественных  организаций и различных ветвей власти.  Прозвучало много поздравлений, хорошего в адрес  юбиляра, его творчества. Но мне бы хотелось здесь привести слова из одного только выступления, а именно доктора исторических наук, директора Института истории, политических и социальных наук Сергея Геннадьевича Веригина, который сам занимается многие годы историей Великой Отечественной войны. Естественно, он говорил в первую очередь о партизанских книгах К. Гнетнева, о том, какой уникальный материал автор собрал там. И, признался выступающий, он нашел в этих книгах много интересного и нового для себя. Почему именно это выступление остановило мое внимание? Потому что говорил профессиональный историк о творчестве, именно творчестве, писателя – на исторические темы.

Константина Гнетнева подравляет министр культуры Карелии А. Лесонен
Константина Гнетнева подравляет министр культуры Карелии А. Лесонен

На мой взгляд, на то место, которое занимает сегодня Константин  Васильевич Гнетнев в литературе Карелии, серьезно не посягает никто. Он не выдумывает сюжеты, героев своих книг, не ищет их, даже порой складывается такое ощущение, что они, герои, сами находят его. А для настоящего писателя пройти мимо них – можно считать преступлением. И любая из этих встреч могла стать толчком к созданию нового произведения. Любое  произведение несет на себя отпечаток личности автора, документальная проза – не исключение, хотя связь здесь не столь прямолинейна: может быть, в выборе героев, в интонации, с которой автор рассказывает об их судьбах…

Много лет К. Гнетнев рвался на свободу, а свобода для него всегда означала только одно – работу, подразумевающую в свою очередь только одну возможность – писать. О том, что увидел и узнал, что считает важным для себя и других.

Фото с сайта Национальной библиотеки РК