О новой книге петрозаводского поэта и историка музыки Олега Гальченко
Хорошо написанную книгу никогда не заменят разрозненные, пусть и дополненные видео- аудиоконтентом, информационные материалы из Всемирной паутины.
В самом начале девяностых на развале у уличных торговцев я заметил и тут же приобрел книгу «Кто есть кто в советском роке», позиционирующую себя как «иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки». Это была, пожалуй, первая попытка собрать под одной обложкой материалы о культурном явлении, долгое время находившемся если не под полным запретом, то, как минимум, в информационном вакууме.
Сказать, что книга разочаровала — не сказать ничего. Она оказалась красиво изданным, но абсолютно казенным справочником, да еще и изрядно притянутым за уши, поскольку в число рок-исполнителей — не знаю зачем, наверное, для увеличения объема — были включены коллективы, не имевшие к этому стилю никакого отношения за исключением, может быть, внешней атрибутики. Книга заняла место на полке, а потом и вовсе потерялась, уж не помню, при каких обстоятельствах.
А затем в нашу жизнь ворвался Интернет и чтение узкоспециализированных книг, как показалось, навсегда почило в Бозе. Но именно — показалось. Хорошо написанную книгу никогда не заменят разрозненные, пусть и дополненные видео- аудиоконтентом, информационные материалы из Всемирной паутины. Самое удивительное, что в число тех, кто вернул мой интерес к литературе о музыке, вошел человек, с творчеством которого, да и с ним самим знаком много лет — петрозаводский поэт Олег Гальченко.
То, что Олег прекрасный знаток советской (а теперь и российской) и зарубежной эстрады и рок-музыки, было понятно в далеких уже восьмидесятых, во время совместных занятий в петрозаводском литобъединении Александра Веденеева. Да и стихи Гальченко, тонкого и умного лирика — атмосферные, афористичные, нервные, по-настоящему драйвовые зачастую схожи с текстами рок-баллад. Кстати, многие из них положены на музыку, но это — отдельная тема.
Знал я и о том, что собрат по литобъединению еще с советских времен публикуется в самиздате именно как музыкальный обозреватель и критик, читал его статьи и заметки. И все же увидевший недавно свет второй том пока еще не изданной до конца трилогии Олега Гальченко «Забытые мелодии для сердца» под названием «Поколение в стиле рок», стал истинным открытием.
И дело даже не в том, что книга содержит колоссальный объем неизвестных широкой аудитории, но весьма увлекательных сведений о том, как зарождался и развивался русский рок, — важны авторский поход и подача материала. Как же нужно боготворить историю музыки, чтобы столь проникновенно о ней писать! Вас не оставит ощущение, что с большинством фигурирующих в книге персонажей автор хорошо знаком. Более того, покажется, что Гальченко стал свидетелем многих событий, изложенных на страницах монографии, а ведь многие из них разворачивались когда Олег еще и в школу-то не ходил, а то и раньше. При этом издание — не плод авторского вымысла, но результат многолетнего кропотливого и вдохновенного труда человека, по-настоящему влюбленного в музыку. К слову, с некоторыми известными персонажами книги автору довелось пообщаться накоротке (с кем — умолчу, для небольшой интриги), что придает ей дополнительную значимость.
Читаешь, и оживают мелодии, голоса и имена из давно минувших лет. И действительно, вряд ли кто вспомнит сейчас, что (цитирую): «В октябре 1974 года на V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады жюри с большой неохотой отдало третье место какой-то Алле Пугачевой. Первое место досталось тогда молодому и перспективному певцу Валерию Чемоданову».
Примеров, подобных этому, в книге десятки. Сложно сказать, ставил ли Гальченко перед собой задачу воскресить память о тех, кто был или мог стать кумирами поколений, но можно смело констатировать: ему это удалось.
Отдельные главы книги посвящены истории развития поп- и рок-музыки в национальных республиках СССР и, конечно же, в родной Олегу Карелии, так что вполне возможно, вы прочтете интересные факты о людях, знакомых не понаслышке.
И еще одно наблюдение. Во время чтения вас не покинет ощущение, что книгу создал умудренный опытом долгожитель богемного мира, этакий пресытившийся светской тусовкой столичный продюсер, а то и круче — известный музыкант или композитор, решивший на склоне творческой карьеры засесть за мемуары. Образ автора как жителя провинциального Петрозаводска, связанного с музыкой лишь безграничной к ней любовью, в воображении никак не складывается. Такова волшебная сила этой любви.
К сожалению, тираж книги, коммерческий успех которой волне бы мог превзойти ожидания автора, микроскопический. Впрочем (как тут не похвалить Интернет), она доступна для чтения в Сети.
Whole lotta love всем нам!