Культура, Парк культуры и чтения

Петросян, Прилепин, Стокетт

Конкурс книжных рецензий

На наш Конкурс книжных рецензий #PROкнигу_XXI поступило несколько работ от молодых читателей. Они пишут  о романах «Дом, в котором…» Мариам Петросян, «Черная обезьяна» Захара Прилепина и «Прислуга» Кэтрин Стокетт.

Мариам Петросян. «Дом, в котором…»

Наверное, у каждого из нас есть место, куда нам хотелось бы возвращаться вновь и вновь. А для меня таким местом стала книга. Возможно, вам покажется это смешным, но я говорю серьёзно…

В последние годы роман Мариам Петросян «Дом в котором» стал набирать всё большую популярность, что меня нисколько не удивляет.  Если вы ещё не знакомы с этой книгой, то могу обещать — она оторвёт вас от реальности, окунув в свой мир. И вскоре дом главных героев станет  вашим домом.

Многих пугает то, что книга внушающих размеров, а также насыщена персонажами, сменяющими друг друга буквально на каждой странице. Но, начав читать, вы понимаете, что всё это не главное. Страницы будут незаметно сменять друг друга, а персонажи книги станут вашими верными спутниками на пути к освоению в Доме.

Очень запоминающейся чертой является то, что рассказ ведёт не от лица автора, а персонажи сами описывают свою жизнь. Примечательно и то, что у героев нет имён, лишь прозвища. Этот дом-интернат настолько абстрагирован от внешнего мира, что его жители боятся всего, что находится за периметром. Покинуть Дом в их понимании сходно со смертью, переходом в параллельную реальность. В доме существует свой свод законов, истин, прописанных на стенах.

Ещё одной особенностью является разнообразие тем, высокий эмоциональный план, тут есть всё: и смешные моменты, и драматичные картины. Мариам Петросян затрагивает множество проблем современности, делая акцент как на отношениях подростков между собой, так и на их взаимоотношении с взрослыми.

Книга встретит вас душевной, тёплой атмосферой, затягивающим сюжетом, так что все-все-все вперёд к прочтению!

Виола Сугойдь, 15 лет

Петрозаводский педагогический колледж

 

 

 Захар Прилепин. «Черная обезьяна»

Последняя книга писателя Захара Прилепина —  “Черная обезьяна” — с первых страниц погружает читателя в атмосферу липкой грязи, ставшей неотъемлемой частью жизни всё больше погружающегося в безумие главного героя. Молодой журналист, имя которого ни разу не называется в романе, не ладит с коллегами, избегает их, презирает своего начальника, изменяет жене, родившей от него двоих детей. Он не вызывает сопереживания, скорее даже наоборот — его хочется ненавидеть.

Отвращение к главному герою романа по мере прочтения только усиливается. Он сам ненавидит себя настолько, что это замечают окружающие, а его любовница даже озвучивает эту мысль. Родной дом, в русской литературной традиции являвшийся чем-то “тёплым” и уютным, в воспоминаниях журналиста предстает как “сырой и полный живности осенний гриб”.

Жизнь главного героя медленно “идёт ко дну” прямо на глазах читателя. Он сходит с ума, не может отличить плоды собственного воображения от реальности. Журналист становится неуравновешенным. Он постепенно теряет то немногое светлое, что было в его жизни. Роман Прилепина можно назвать психологическим, “падение” главного героя показано от первого лица, читателю предоставлена возможность буквально “заглянуть” в голову, погружающегося в бездну безумия человека, человека, чью представления о нормальности размыты.

Всё, происходящее в романе Прилепина, кажется неправильным, нелепо-жестоким, это ощущение лейтмотивом проходит через все произведение. Особенно ярко оно проявляется во внесюжетных сценах:  детских воспоминаниях главного героя, захвате недоростками города, подготовка “кадров” в Африке. Жестокость созданного Прилепиным мира стала для его жителей обыденностью, и это по-настоящему страшно.

Дети часто бывают жестоки, они просто не понимают, что делают кому-то больно, у них не сформированы понятия о добре и зле. Прилепин гиперболизирует эту жестокость, его герой прекрасно понимал, что он делает, когда избавлялся от пса по кличке Шершень. Герои осознанно причиняют боль животным, людям и самим себе. Короткие, но тяжелые сцены, например, эпизод сжигания котят или убийства голубей палками, действительно тяжело читать.

Помимо поднятия вопросов морали, писатель дает и социальный комментарий.  Изображение вечно пьющих и живущих в нищете, но довольных своей жизнью людей пугает так же сильно, как и сцены расправы над животными.

Весь мир “Чёрной обезьяны” полон липкости и грязи: ими пропитаны и детские воспоминания главного героя и его настоящее. Под давлением этой атмосферы журналист понемногу сходит с ума. К концу книги он лишается всего: семьи, работы, дома. “Зачем ты мне нужен?” — спрашивает его оставшийся без матери мальчик. Главный герой пытается, но не может ответить на этот вопрос. Обреченность — всё, что осталось у некогда счастливого отца двоих детей и талантливого писателя.

“Черная обезьяна” — книга о том, как не надо жить. Сконцентрировав всю жестокость этого мира внутри и вокруг одного человека, она достоверно изображает те ужасы, о которых почему-то принято молчать.

Александра Плюснина,

ПетрГУ, институт филологии, направление “Журналистика”, 1 курс

 

 

Кэтрин Стокетт. «Прислуга»

Нашумевший роман «Прислуга» увидел свет в 2009 году. Действие происходит в шестидесятых годах прошлого столетия. Становится страшно от мысли, что  было это всего каких-то полвека тому назад. В те времена в СССР строили коммунизм, а в городке Джексон, штат Миссисипи, творилась «кошмарная ужасность». Ничем не примечательный населенный пункт потрясает целая череда событий, связанных с афроамериканцами. Так, одна женщина арестована за кражу денег на оплату учебы сыну, из-за давления городской элиты прошла целая череда увольнений слуг, а молодой человек был зверски избит местными только из-за темного цвета кожи.

Сама писательница родилась в тех местах, и не понаслышке знала, о чем говорила. Но в книге нет упреков или осуждения, только эмоциональное и проникновенное описание внутреннего мира совершенно разных людей: описывается повседневная жизнь чернокожих слуг, их затаенные страхи и смелые мечты, что делает честь автору. Все эти факторы позволяют «Прислуге» выделяться из списка остальных книг о расизме и рабстве — двух величайших ошибках человечества.

Так, книга освещает серьезные события на простых примерах, через призму вполне обыденных характеров, что заставляет читателя видеть в персонажах своих давних знакомых и невольно сочувствовать им. Повествование ведется от лица трех женщин, хотя ими перечень персонажей не ограничивается.

Среди главных героев — юная Евгения «Скитер» Фелан, флегматичная, но довольно талантливая дочь обеспеченных родителей, вспыльчивая, но очень расторопная кухарка Минни Джексон, которая вместе со своими детьми страдает от побоев пьющего мужа. А еще пожилая Эйбилин Кларк, вынянчившая семнадцать «белых детей», но потерявшая собственного сына. Легко понять, что жизнь двух последних героинь  не отличается простотой. Чернокожие служанки в богатых домах живут в «черном районе», пользуются отдельными раздевалками, магазинами, библиотеками и больницами с «белыми дамами», даже туалеты по приказу городского совета теперь представляют собой жалкие клетушки в гаражах.

Грусть вызывали и другие моменты в повествовании: тяжело было читать о том, как надменные особы осуждали поведение и поступки прислуги, дамы будто бы не считали служанок за людей со своими эмоциями, переживаниями. В то же время, они перекладывали хозяйственные заботы и бремя воспитания собственных детей на прислугу. Каково же было гувернанткам, когда дети, ранее так искренне привязанные к ним, начинали презирать их лишь из-за цвета кожи! К счастью, не все жители города поддерживают расовую дискриминацию и презрительное отношение к таким же людям, как и ты сам. Молодая журналистка из местной газеты Евгения мечтает что-то изменить. Но есть ли шанс открыть глаза людям у скромной девушки с даром писателя?

Несмотря на непростую тему, книга написана легким языком, и если уж начал читать ее, вряд ли удастся прерваться надолго. Хотя перед тем, как начать, нужно помнить, что в руках у вас не оптимистичный роман, а серьезная книга о не менее серьезной социальной проблеме: в ходе повествования не обошлось сцен унижений и жестокости.

Нам же стоит помнить мудрое замечание американской писательницы XX века Майи Анжелу: «Предрассудки – это бремя, которое путает прошлое, ставит под угрозу будущее и делает настоящее недоступным».

Арина Васильчук, 15 лет, Ломоносовская гимназия

Петрозаводск

Конкурс книжных рецензий #PROкнигу_XXI  по 30 января 2018 года проводят Петрозаводский Парк культуры и чтения и интернет-журнал «Лицей» . 

Три лауреата конкурса получат сертификаты на приобретение книг в петрозаводском Парке культуры и чтения: 1 место – 3000 руб.; 2, 3 места – по 1000 руб.

Условия здесь