Дом актёра

От слуги до генерала

«Пиковая дама». Вячеслав Терентьев - Томский (слева). Герман – Павел Полянинов
«Пиковая дама». Вячеслав Терентьев — Томский (слева). Герман – Павел Полянинов

Вячеслав Терентьев о театре и о времени

Заслуженный артист Карелии Вячеслав Терентьев в октябре отметил 45-летие своей работы в Музыкальном театре Карелии – дольше него в нынешней труппе никто не выходит на эту сцену.

За плечами актера почти полторы сотни ролей в опереттах и операх, музыкальных комедиях и мюзиклах. Он был единственным Фигаро в моцартовской «Свадьбе Фигаро», пел Жермона в «Травиате», сыграл мецената Мидаса в трех постановках «Прекрасной Галатеи», а его Семен Туча из спектакля «Я люблю тебя, эскадрилья!» по мотивам кинофильма «Небесный тихоход» получил приз зрительских симпатий в ежегодном театральном конкурсе, который тогда еще не назывался «Онежской маской», и помнится театралам до сих пор.

«Я люблю тебя, эскадрилья!» Вячеслав Терентьев - Семен Туча, Кайсаров – Вячеслав Леонов, Булочкин – Александр Менжинский
«Я люблю тебя, эскадрилья!» Вячеслав Терентьев — Семен Туча, Кайсаров – Вячеслав Леонов, Булочкин – Александр Менжинский

Сейчас Вячеслав Терентьев занят в репетициях оперы «Карельский пленник», премьера которой состоится через две недели. Так что в канун дня рождения театра – 5 ноября – именно у Вячеслава Александровича можно поинтересоваться, какими видятся ему эти годы.

 

– За то время, что я здесь работаю, театр менялся несколько раз. Можно сказать, что сейчас это уже третий театр. Первым был театр до капитального ремонта, где больше всего ставились оперетты. Второй период прошел на малой сцене в «Масках», когда мы объединились с драматической труппой, и появлялись необычные спектакли. И третий – это сегодняшний театр под руководством Юрия Александрова.

«Марица». Вячеслав Терентьев - Мориц, Цецилия – Нина Болдырева, Куделька – Олег Королев
«Марица». Вячеслав Терентьев — Мориц, Цецилия – Нина Болдырева, Куделька – Олег Королев

– Вы участвовали во всех оперных постановках театра, начиная с 1970-х годов, так что, наверное, переход к опере как основе репертуара дался легко?

– Наоборот. Очень трудно было перестраиваться. Действительно, я пел в операх всегда, но это было время от времени. Сейчас оперные спектакли идут постоянно, а это уже другое эмоциональное и физическое состояние, другой настрой и подготовка. Да и требования к актерам другие: здесь все решает голос, а актерская подготовка вторична. Хотя Александров всегда настраивает на действие каждого актера, ставит перед ним драматические задачи (ведь «драма» по-гречески – «действие»), – поэтому его спектакли и получаются удачными.

В целом, я считаю, мне удалось перестроиться. Я пою и значительные партии: Бартоло в «Севильском цирюльнике», Томский в «Пиковой даме», – и иногда, как мне кажется, у меня получается. Не всегда – хотя и есть стабильность, но чего-то, бывает, мне в себе не хватает.

Бартоло («Севильский цирюльник»)
Бартоло («Севильский цирюльник»)

Конечно, это уже другой театр по сравнению с тем, в какой я пришел когда-то молодым артистом хора, другая труппа, и живем мы совсем в иных условиях. Раньше и выпускников вузов было больше, то есть у театра выбор был больше, и границы были закрыты, а дальше Петрозаводска не уедешь – других музыкальных театров на Северо-Западе не было. Их и сейчас нет, но зато открыт весь мир. Но у нас есть постоянная работа для певцов, что тоже важно.

Сейчас в театре есть хорошая профессиональная оперная труппа, разнообразные голоса, есть костяк талантливых трудолюбивых актеров, которые не только поют, но и играют, и заряжают друг друга сценической энергией. И, кроме художественных руководителей, есть люди, работающие с нами каждый день, помогающие нам: молодой дирижер Владимир Кулагин, актриса и режиссер Елена Полиенко. Так что мне сейчас живется и работается очень хорошо.

 

– Нет ностальгии по ушедшим временам?

– И нет, и да. Я «сделан в СССР», никуда от этого не уйдешь, и я переживаю за тот, ушедший, театр, думаю, что сегодняшнее должно быть продолжением нашей истории. К советскому искусству надо бы отнестись побережней. Были талантливые произведения, интересные спектакли и вообще много интересного в жизни.

Взять хотя бы летние гастроли: три месяца мы играли каждый день – вот где требовался и совершенствовался профессионализм! Сейчас это невозможно, это фантастика. А мы ведь объездили всю страну, десятки городов: от Мурманска до Донецка, от Тюмени до Калининграда. В Москве в составе вокальной группы театра я участвовал в Днях культуры Карелии – пел в концертном зале «Россия», в 1985 году тоже с творческой группой ездил в ГДР. Уже позже, в начале 2000-х, мы несколько раз были в Финляндии на фестивале оперетты, показывали полноценные спектакли, давали мастер-классы. Жаль, что это прекратилось…

 

– Вячеслав Александрович, вы родились на другом конце Земли, на Дальнем Востоке. Как вы очутились в Петрозаводске?

– Родился я на Курилах, потому что туда перевели отца, офицера. Ему сейчас 92 года, он ветеран войны – 18-летним участвовал в Киркенесской битве, дошел до Праги. Потом по настоянию мамы окончил военное училище во Львове, и его отправили на Курилы.

Затем мы всей семьей переехали сюда, в Карелию. Папа у меня до сих пор человек активный, жизнерадостный, и я такой же.

 

– А когда вы начали петь?

– С детства, с семи лет. Был запевалой в школьном хоре, в пятнадцать лет пошел в театральную студию – кстати, в той же студии занимался Николай Коппалин, в прошлом наш артист балета, а теперь бутафор. Окончил музыкальное училище, и меня приняли в хор театра. И уже работая здесь, поступил в консерваторию.

 

– Вспомните ваш первый сольный выход…

– В спектакле «Тогда в Севилье» режиссер Борис Бруштейн дал мне роль слуги – драматическую, игровую. Так все и началось. Потом было много эпизодов, очень много. Большие роли у меня появились с приходом главного режиссера Владимира Шестакова, он мне всегда давал в спектакле две роли – большую и маленькую, так что я работал постоянно, а в выходные играл по две сказки в день.

 

– В каких спектаклях вам интересно играть?

– В тех, где есть жизнь. Вот в спектаклях Александрова есть жизнь. Там я свою роль проживаю, а не присутствую на сцене. В последнее время люблю репетиции – полюбил с приходом Александрова: у Юрия Исааковича это как спектакль, только без зрителей.

«Прекрасная Галатея». Вячеслав Терентьев - Мидас; Галатея – Надежда Павлова, Ганимед – Иван Подойников
«Прекрасная Галатея». Вячеслав Терентьев — Мидас; Галатея – Надежда Павлова, Ганимед – Иван Подойников

– Сейчас вы репетируете роль генерала Ламсдорфа в опере «Карельский пленник»…

– Очень любопытно и интересно работать над совсем новым спектаклем, написанным специально для нашего театра, где действие происходит в Карелии. Интересно играть персонажа, у которого был реальный прототип. Ламсдорф – герой характерный, слегка комичный, эдакий нарцисс, которому хочется выглядеть боевым генералом. Мне нравится и роль, и вокальная партия. Конечно, о спектакле будет судить зритель, наверняка будут разные мнения после премьеры, но мне кажется, что в нем есть все, что должно быть в таком произведении: романтический сюжет, любовь, интрига… Еще раз скажу: театр интересен действием.

 

– Вы и студентов этому учите?

– Да, я ведь в консерватории преподаю оперное искусство уже лет тридцать. Для меня это как дополнение к профессии, взгляд со стороны на то, что ты делаешь.

 

– Какой вы педагог, строгий?

– Веселый. Юмор вообще для меня в жизни как спасательный круг. Все коллеги знают, что я люблю пошутить. И стараюсь относиться к жизни философски, не испытывать никакого недовольства. Есть такая замечательная фраза: «Я имею меньше, чем хочу, но больше, чем заслуживаю». Так что я уже доволен. Хотя претензий к себе накопил много…

 

Фото из архива Музыкального театра Карелии