Афиша Петрозаводска, Дом актёра

Дневник фестиваля Nord Dance. «Танцпол» и «Чёрный сад»

В Петрозаводске проходит Фестиваль современной хореографии Nord Dance. Наш театральный обозреватель Виктория Никитина делится впечатлениями о первых двух увиденных спектаклях.

«Танцпол»

«Танцпол». Фото Виталия Голубева
«Танцпол». Фото Виталия Голубева

Хореограф – Йерун Вербрюгген (Бельгия)
Композитор – Стефан Левин (Швеция)
Художник – Дмитрий Разумов
Исполнители – труппа балета и труппа современного танца театра «Балет Москва»

«Dancing stars are never alone at night — Танцующие звезды не одиноки ночью» — эта фраза звучит в спектакле «Танцпол» рефреном. И хотя сюжет основан на танцевальных марафонах, которые были популярны в США во времена Великой депрессии, он не просто иллюстрация тех изматывающих, жестких соревнований с тотализатором. Здесь Танцпол – это наша жизнь, столкновение личностей, соперничество амбиций в марафоне без явного финиша.

Распределение жесткое – или ты на Танцполе или в зрительном зале, но всё может поменяться в следующем туре.

Вот кто-то умер, убит и укладывается в один и тот же рисунок «мелом» на месте преступления. Не надо иллюзий, он подходит всем.

А вот танцор выдохся/сдох, но его еще несет людской волной, двигает его безвольным телом.

Вот пара, которая вместе только потому, что нужно зачем-то продолжать движение.

Здесь явно говорится о жизни в большом городе, либо карьере в «человековыжимающей» компании. Не напрасно артисты в конце спектакля появляются в одинаковых, полностью облегающих тело закрытых трико, имитирующих деловые строгие костюмы с небольшими гендерными отличиями.

Сильно, тревожно, дискомфортно в этом заданном соревновательном ритме, но завораживающе увлекательно. И да, это возможность осознать себя зрителем, на минуту со стороны посмотреть на непрекращающийся марафон жизни и подумать о том, насколько нужно это бессмысленное соревнование тебе, такой ли ты представлял свою жизнь?

Профессионально танцуя, артисты проявляют себя и драматически. Роли не просто заданы стильными штрихами, они великолепно сыграны. Образы запоминаешь даже в созданном хореографом неутомимом калейдоскопе. Браво!

Театр «Балет Москва» — один из самых сильных хореографических театров России, в нем работают две труппы: балета и современного танца. По словам куратора проекта «Международные культурные центры» Юлии Борисовны Большаковой – это уже классики современного танца. Спектакли театра – органичный синтез классики и новаторства, максимальное жанровое разнообразие, смелость в выборе выразительных средств, визуального и музыкального оформления. В репертуаре театра – специально созданные для него авторские работы российских и зарубежных хореографов. Театр работает в свободном пространстве – у него нет своей сцены. Это позволяет экспериментировать с локациями, использовать потенциал и своеобразие различных площадок.

 

«Чёрный сад»

«Черный сад». Фото Виталия Голубева
«Черный сад». Фото Виталия Голубева

Хореограф-постановщик – Валерия Каспарова
Музыкальное оформление/композитор – Олег Гудачев
Исполнители – проект Валерии Каспаровой (Kannon Dance Project)

В буклете фестиваля Nord Dance об этом спектакле написано так: «Считается, что сад – это земная копия рая (потерянного и обретенного), символ души и жизни в ее самом прекрасном проявлении – цветении. А черный цвет – это цвет тьмы, траура, смерти. Так что же в таком случае есть Черный сад?

Спектакль «Черный сад» — это документальная постановка, основанная на воспоминаниях детей-очевидцев войны в Нагорном Карабахе, которая была тридцать лет назад («Карабах» — в переводе с тюркского означает «черный сад»)»
Спектакль дает возможность прочувствовать войну через призму восприятия мирного человека. Нам всегда кажется, что война – это нечто очень далекое. Что-то, что не может случиться с нами. Но это не так. В наше время любая война касается абсолютно каждого. Это касается лично ВАС».

На пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, организаторы, не сговариваясь, подчеркивали молодость хореографа Валерии Каспаровой. Может быть, потому, что её паспортный возраст невозможно сопоставить с темой или мощным посылом этого оригинального произведения? Валерия точно далека от стереотипа современной молодежи – «инфантильное, поверхностное инстапоколение». Как этой хрупкой юной девушке удалось так легко, без единой нотки пафоса, без нагнетания драмы, не просто справиться, а глубоко проработать и точно подать такую больную тему?

Война сама по себе тема опасная, легко скатиться в переписывание истории или в оценочность. А война в Нагорном Карабахе — это еще и неоконченная история, живая, как и другие современные войны в разных точках планеты.
Невероятно органично собран спектакль, будто зрителю бережно показывают в разбитом взрывом экране ход событий.

Вот люди – ветки одного дерева, распадающиеся, разрушающиеся, отрывающиеся от корня.

Вот два человека, два народа крепко обнимают друг друга и еще справляются с теми, кто их пытается разделить, разъять. А вот уже одурманенные, закрученные, накрученные, запутавшиеся, они бьются друг в друга, бессильно опустив прежде обнимающие руки…
.
Вот танцоры сходятся в круговом танце, общем элементе для всех народов.

Вот матери, женщины поднимают своего мертвого мальчика, всеми силами пытаясь его оживить, отмолить, но он все равно уходит, и они остаются одни, как и тысячи матерей, жен, невест….

Ох, как тяжело. Удивляюсь тому, что мне удалось рыдать под маской беззвучно.

Красиво, гармонично и очень мощно. Впечатление, меняющее сознание зрителя, лучше всяких патриотических агиток. Не знаю существует ли Премия Мира за произведение искусства, но Валерия за «Черный сад» её заслуживает точно!

Дом танца «Каннон данс» был создан в 1997 году. Основатели школы Наталья и Вадим Каспаровы решили сделать главной своей профессиональной целью распространение и популяризацию в Санкт-Петербурге и России джаз- и модерн-танца. Основная задача — обучение не только профессиональных танцоров, но и любителей, студентов, всех, кто интересуется современным искусством и танцем.

Создав танцевальную школу, Каннон Данс расширил свою деятельность и основал множество проектов в области современного танца, организовывая семинары и мастер-классы с российскими и зарубежными педагогами современного танца, поддерживает международные культурные проекты, проводит консультации по современному танцу.