За четыре века искусство оперы развивалось, оставаясь схематически неизменным. На поверхность выступало наиболее важное для этого времени. Например, первый век – век исполнителя и так далее. Мы с вами наблюдаем век режиссуры в опере.
Музыкальный театр провел День открытых дверей и поделился со зрителями секретными материалами! 67-й сезон стартовал на пике искренности и открытости. Двери были открыты весь день, для гостей водили экскурсии, рассказывая о театральных тайнах, раскрывали секреты технологий на мастер-классах и даже открыли тайну любви к опере.
Почетный гость Дня открытых дверей, эксперт «Золотой маски», оперный критик, журналист Владимир Дудин (Санкт-Петербург) дебютировал в формате беседы со зрителем о причинах этого глубокого чувства. В итоге получилась отличная заявка на цикл подобных встреч.
Сложилось ощущение, что Владимир знакомил нас с оперой так, как обычно знакомят двух близких людей – трепетно, всей душой желая, чтобы хорошие люди понравились друг другу.
Давайте честно: опера вызывает эмоции, равнодушным остаться к ней нельзя.
Первый и самый главный секрет успеха — это острые сюжеты. Если внимательно вглядеться в любой оперный сюжет, то в сухом остатке – зазывные заголовки криминальных новостей или светских слухов. Вы и сами можете кратко сформулировать либретто любимой оперы в таком свете. Вот моя формулировка, угадаете произведение?
«Убийство женщины с низкой социальной ответственностью вызвало большой резонанс. По словам свидетелей, произошло это по причине того, что она вовлекла офицера в противоправную деятельность, манипулируя его чувствами».
Дело в том, что в опере банальные последствия страстей человеческих обернуты прекрасной музыкой и чарующим пением. И мы слушаем и слушаем, как умирающая героиня поет свою арию на смертном одре или пронзенный ножом герой не корчится в некрасивых муках, а выдает рулады.
Кстати, в переводе с латинского и итальянского значение слова «опера» – дело, труд. И это многое объясняет.
Для меня загадкой был заявленный в анонсе встречи возраст оперы. Почему только четыре века, а как же древняя Греция? Владимир Дудин рассказал и о событии, считающемся началом современного оперного искусства. Да, действительно, отдалённой предшественницей оперы считается древнегреческая трагедия, в которой диалоги чередовались с сольным и хоровым пением и с напевной рецитацией в сопровождении авлоса или кифары. Но все же первой в истории оперой считается несохранившаяся «Дафна» Якопо Пери на либретто Оттавио Ринуччини, впервые поставленная в начале 1598 года. Пери и Ринуччини принадлежит и самая ранняя из дошедших до нас музыкальных драм — «Эвридика», исполненная впервые в октябре 1600 года в сопровождении инструментального ансамбля.
Пери, Каччини и Гальяно, членами Флорентийской камераты, по сути первого оперного салона, был создан ряд музыкальных драм, быстро завоевавших признание. У жанра появились не только любители, но и последователи.
Интересно, что искусство считавшееся элитарным, дворцовым, со временем стало таким демократичным, доступным. Впрочем, до сих пор зрители делятся на любящих и отвергающих оперу — еще раз повторяю: равнодушным опера не оставляет никого.
Еще один удивительный секрет, который Владимир открыл присутствующим на встрече зрителям – актуальность моменту исполнения нарядов и декораций. Оказывается, наше недоумение по поводу джинсов, худи и модных пальто в «Царской невесте» беспочвенно. Сюжет оперы – это всегда история вне конкретного времени. В XVIII веке оперу играли в нарядах, которые были созвучными веку, даже в древнегреческом сюжете.
И вот что интересно: за четыре века искусство оперы развивалось, оставаясь схематически неизменным. Просто на поверхность выступало что-то наиболее важное для этого времени. Например, первый век – век исполнителя и так далее. Мы с вами наблюдаем век режиссуры в опере. Сейчас оперные постановщики – особая и редкая профессия. Нашему Музыкальному театру невероятно повезло с возглавляющей оперную труппу режиссером Анной Осипенко.