Дом актёра

Четыре века любви… к опере

Во время лекции Владимира Дудина «Четыре века любви. За что мы так любим оперу». Фото Виталия Голубева
Во время лекции Владимира Дудина «Четыре века любви. За что мы так любим оперу». Фото Виталия Голубева

За четыре века искусство оперы развивалось, оставаясь схематически неизменным. На поверхность выступало наиболее важное для этого времени. Например, первый век – век исполнителя и так далее. Мы с вами наблюдаем век режиссуры в опере.

Музыкальный театр провел День открытых дверей и поделился со зрителями секретными материалами! 67-й сезон стартовал на пике искренности и открытости. Двери были открыты весь день, для гостей водили экскурсии, рассказывая о театральных тайнах, раскрывали секреты технологий на мастер-классах и даже открыли тайну любви к опере.

Почетный гость Дня открытых дверей, эксперт «Золотой маски», оперный критик, журналист Владимир Дудин (Санкт-Петербург) дебютировал в формате беседы со зрителем о причинах этого глубокого чувства. В итоге  получилась отличная заявка на цикл подобных встреч.

Владимир Дудин. Фото Виктории Никитиной
Владимир Дудин. Фото Виктории Никитиной

Сложилось ощущение, что Владимир знакомил нас с оперой так, как обычно знакомят двух близких людей – трепетно, всей душой желая, чтобы хорошие люди понравились друг другу.

Давайте честно: опера вызывает эмоции, равнодушным остаться к ней нельзя.

Первый и самый главный секрет успеха — это острые сюжеты. Если внимательно вглядеться в любой оперный сюжет, то в сухом остатке – зазывные заголовки криминальных новостей или светских слухов. Вы и сами можете кратко сформулировать либретто любимой оперы в таком свете. Вот моя формулировка, угадаете произведение?

«Убийство женщины с низкой социальной ответственностью вызвало большой резонанс. По словам свидетелей, произошло это по причине того, что она вовлекла офицера в противоправную деятельность, манипулируя его чувствами».

Дело в том, что в опере банальные последствия страстей человеческих обернуты прекрасной музыкой и чарующим пением. И мы слушаем и слушаем, как умирающая героиня поет свою арию на смертном одре или пронзенный ножом герой не корчится в некрасивых муках, а выдает рулады.

Кстати, в переводе с латинского и итальянского значение слова «опера» – дело, труд. И это многое объясняет.

Для меня загадкой был заявленный в анонсе встречи возраст оперы. Почему только четыре века, а как же древняя Греция? Владимир Дудин рассказал и о событии, считающемся началом современного оперного искусства. Да, действительно, отдалённой предшественницей оперы считается древнегреческая трагедия, в которой диалоги чередовались с сольным и хоровым пением и с напевной рецитацией в сопровождении авлоса или кифары. Но все же первой в истории оперой считается несохранившаяся «Дафна» Якопо Пери на либретто Оттавио Ринуччини, впервые поставленная в начале 1598 года. Пери и Ринуччини принадлежит и самая ранняя из дошедших до нас музыкальных драм — «Эвридика», исполненная впервые в октябре 1600 года в сопровождении инструментального ансамбля.

Пери, Каччини и Гальяно, членами Флорентийской камераты, по сути первого оперного салона, был создан ряд музыкальных драм, быстро завоевавших признание. У жанра появились не только любители, но и последователи.

Интересно, что искусство считавшееся элитарным, дворцовым, со временем стало таким демократичным, доступным. Впрочем, до сих пор зрители делятся на любящих и отвергающих оперу —  еще раз повторяю: равнодушным опера не оставляет никого.

Еще один удивительный секрет, который Владимир открыл присутствующим на встрече зрителям – актуальность моменту исполнения нарядов и декораций. Оказывается, наше недоумение по поводу джинсов, худи и модных пальто в «Царской невесте» беспочвенно. Сюжет оперы – это всегда история вне конкретного времени. В XVIII веке оперу играли в нарядах, которые были созвучными веку, даже в древнегреческом сюжете.

И вот что интересно: за четыре века искусство оперы развивалось, оставаясь схематически неизменным. Просто на поверхность выступало что-то наиболее важное для этого времени. Например, первый век – век исполнителя и так далее. Мы с вами наблюдаем век режиссуры в опере. Сейчас оперные постановщики – особая и редкая профессия. Нашему Музыкальному театру невероятно повезло с возглавляющей оперную труппу режиссером Анной Осипенко.

В ходе рассказа Владимир Дудин показывал тщательно отобранные кадры с оперными ариями лучших певцов современности. И тут был выбран ход «назад в будущее»: мы шли от Анны Нетребко, привнесшей чувства и драматургию в классическую оперу, к великой Марии Каллас, восхищаясь мастерством исполнителей.
Хороший лектор рассказывает от своего лица, передает те знания, что он раздобыл за свою жизнь по данной теме, отличный – побудит слушателя к поиску дополнительной информации, даст ключи к пониманию и укажет путь знания. Владимир Дудин влюблен в оперу уже более 20 лет. И он не хороший и даже не отличный, он гениальный лектор, пробуждающий сильные чувства к любимому искусству.
Буду читать книгу музыковеда, критика, историка и теоретика оперы Михаила Мугинштейна «Этюды к истории оперы», заинтересовалась книгой Патрика Барбье «История кастратов», потому что об этих исполнителях Владимир рассказал особенно, как об утраченной категории исполнителей.
Уверена, что выражаю общее мнение участников: хочется продолжения встреч с Владимиром Дудиным в рамках образовательных программ Музыкального театра. Может быть, в онлайн-формате?