Он работал в разных местах, но душа тянулась к искусству, и в пятьдесят лет он окончил заочно художественно-графический факультет.
* В фильме из цикла «Письма из провинции», показанном по телеканалу «Культура» в 2008 году, автор, рассказывая о жизни современных поморов, упомянул об иконописце из Беломорска Сергее Зайцеве. Уж больно интересный и творческий оказался человек.
* Сергей Викторович Зайцев (1946 − 2011) родился на Дальнем Востоке, где его отец, летчик морской авиации, служил после войны. В детских воспоминаниях остались настоящие боевые самолеты, игры в «войнушку», вырезанные из дерева своими руками игрушки. В 1956 году семья переехала в Москву на родину отца, где Сергей окончил школу, а затем самолетостроительный техникум.
* В Беломорске Сергей Зайцев оказался так: служил (1966-1969) в этих краях в частях ПВО. Познакомившись на одном из концертов в ДК, где он пел и читал стихи, с будущей женой Любовью, приехавшей в Беломорск по распределению из Мурманска, женился и остался на Севере.
* Работал в разных местах (на лесопильно-деревообрабатывающем комбинате, в строительных организациях (после того, как проучился четыре года в ПГУ на отделении промышленного и гражданского строительства), но душа тянулась к искусству. Поэтому перешел в художественную мастерскую Беломорска, потом возглавил ее, параллельно оформляя спектакли Беломорского народного театра. Затем работал учителем черчения и изо в школе. Но всегда чувствовал, что не хватает художественного образования, и поэтому довольно поздно, в пятьдесят лет, окончил заочно художественно-графический факультет педучилища Петрозаводска.
* К иконописи Зайцев пришел неслучайно, хотя определяющей была встреча с отцом Сергием, к которому потянулся с первой встречи в 1993 году.
Священник не только благословил его на писание икон, но и крестил Зайцева, став его крестным отцом. Он передал художнику много книг по основам иконописи. И это дело, как показало время, стало главным в жизни Сергея Зайцева. Видно, он уже и профессионально и духовно был готов к нему, помня о поморах-богомазах, которые умели делать всё: прялки, сундуки и сани расписывать и иконы писать. Жизненный путь привел Зайцева к храму.
* Церковь Зосимы, Савватия и Германа Соловецких была построена в Беломорске в 2005 году , в первую очередь благодаря усилиям отца Сергия и на пожертвования прихожан. Возвели ее недалеко от того места, где была разрушена в 1937 году часовня, где почти год отшельничал инок Герман. Для этой церкви значительную часть иконописи, а также внутренние дизайнерские работы и роспись выполнил Сергей Викторович Зайцев. (Стоит упомянуть и резчиков по дереву, украсивших иконостас: Николай Готовцев и Леонид Аксенов). Его иконы находятся также в Никольском храме Беломорска и храме Елисея Сумского в селе Сумский посад, За свои труды Зайцев был отмечен Архиерейской грамотой.
* Есть у художника и другое отличие − звание лауреата Беломорского района Республики Карелия. Его он получил за личный вклад в духовно-нравственное воспитание населения, активную пропаганду высокой гуманитарной культуры. Ведь он любил театр, музыку, поэзию, литературу. Он был замечательным чтецом, актером народного театра, участником поэтических встреч. Вот что говорила в одном из телесюжетов журналистка из Петрозаводска: «Художник Зайцев всегда пишет свои работы под «Болеро» Мориса Равеля. И то, что симфонический оркестр Мариинки, приехавший на гастроли в Беломорск (в 2009 году во главе с Гергиевым) включил в свою афишу это сочинение, вызывает у художника неподдельный восторг».
* Увы, Сергей Зайцев ушел довольно рано, не реализовав все свои планы. На стенах его квартиры остались висеть не только написанные им домовые иконы, но и пейзажи и натюрморты, лубки. Любя книги, он создавал экслибрисы; любя работать по дереву, он создавал мебель и игрушки для своих детей и внуков; любя культуру, он создавал творческую атмосферу вокруг себя. И неслучайно его сын Илья также получил художественное образование. Десять лет своей жизни он отдал музею «Кижи», участвуя в реставрации памятников Кижского погоста.
Авторы фотографий: Любовь Зайцева, Константин Гнетнев, Виктор Дрягуев