Главное, Культура, Художественная галерея Дмитрия Москина

Георгиевская Светлана Васильевна

 "Калевала" Светланы ГеоргиевскойПочему художница решилась писать «Калевалу», о которой многие маститые художники давно уже высказались? Потому что имела свой взгляд на эпос и позже это доказала.

 

 

  1. Светлана ГеоргиевскаяЗнак зодиака, год рождения – Близнецы, но оба «не типичные». Год, как у мамы и у бабушки – Змеи. В моём варианте получается Анаконды.
  2. Семейное положение – замужем за известным человеком.
  3. Любимый вид досуга – зависит от моего местоположения, но чаще — уединённое созерцание.
  4. Отношение к животным – люблю, жалею, стараюсь не есть и не носить.
  5. Любимая еда, питье – не понимаю, как можно любить еду…
  6. Виды художественной деятельности – живопись декоративная по любви, графика наскальная по призванию.
  7. Какой период истории ближе – самый удалённый, доисторический. Неолит, если быть точной.
  8. Любимые художники – Рембрандт, Ван Гог, Коровин, Филонов и безымянные мастера раннесредневековой книжной графики. Особо – Андрей Рублёв.
  9. Любимый цвет – в этом году бирюзовый.

 

 

 

 

Светлана родилась в Петрозаводске в 1965 году. В её семье было принято каждый вечер читать детям сказки, много сказок разных народов Мира. Любовь к ним у художницы осталась на всю жизнь, «Калевала» и вовсе была настольной книгой отрочества. В годы учёбы в Петрозаводском педагогическом училище, которое она окончила с отличием, проявилась тяга к декоративному творчеству. Светлана пробовала свои силы в резьбе по дереву, плетению, росписи по ткани.

Учеба в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена в Санкт-Петербурге дала новое понимание в искусстве – трансцендентальность, когда сказано больше, чем написано. Пришло это понимание при знакомстве с миром древнерусской иконописи. Запредельность смысла и беспредельность формы на ограниченной плоскости – вот задача, что овладела ею навсегда.

 

С 1998 года в течение пяти лет Светлана создала серию картин на тему «Калевалы». «Так само случилось, – вспоминает Светлана, – был проект детского фильма по «Калевале», и сценарист Павел Комаров предоставил мне бесплатную мастерскую в фонде Ролана Быкова с условием, что я пару ближайших лет буду писать сюжеты и героев эпоса. Ему это было интересно для расширения всё того же трансцендентного восприятия древних мифов, а мне, сказал он, поможет в поиске собственного стиля и пути в искусстве. На том порешили, я несмело взялась за работу и… увлеклась всерьёз… Из-за кончины Р.А. Быкова проект фильма так и не состоялся, фонд закрылся, у меня мастерская другая появилась, а сказочное на холсте уже не переводилось».

Первый раз «Калевалу» Георгиевской петрозаводчане увидели в 1999 году в Городском выставочном зале на выставке «Гиперборея – страна Похъёлы», летом – в Законодательном собрании Республики Карелия, осенью того же года в городе Сортавала на совместной выставке с Ю. Люкшиным, К. Гоголевым и Г. Стронком.  Позднее картины цикла «Калевала» были показаны в Доме актера и для студентов на персональной выставке в педагогическом колледже №2. В 2005 году в Республиканском центре национальных культур состоялась уже «ретроспективная выставка… работ из частных коллекций» на ту же тему, так как многие картины уже обрели своих постоянных хозяев, и экспозицию пришлось собирать из разных городов.

 

Почему художница решилась писать «Калевалу», о которой многие маститые художники давно уже высказались, начиная с 1930-х годов? Потому что имела свой взгляд на эпос и позже это доказала. Георгиевская, как художница сформировалась в 1990-е годы, она лишена идеологических штампов и свободна в выборе сюжетов картин. Над ней не тяготели ни худсоветы, ни главлиты и прочие охранители устоев советской эпохи. Её калевальская серия – это авторское прочтение эпоса в чистом виде. Работа художницы ценна её попыткой в карело-финском эпосе рассмотреть общие мифологические североевропейские корни. Изображаемые ею персонажи – это не средневековые крестьяне, а древние герои: богатыри, боги и даже стихии. Они плоть от плоти природы и как в калейдоскопе вечно в движении, скользят, меняются и созидают в таинственных перевоплощениях.

 

Картины Георгиевской завораживают, втягивают в себя, как в воронку, наполняют энергией. Они запоминаются с первого раза, но глубинный смысл сюжетных связей спрятан от поверхностного восприятия, и нужно знать первоисточник, который вдохновил художника. Хотя мир «Калевалы» суров и мрачен, но у Георгиевской он мистичен, ярок, светел, и всегда оптимистичен.

 

В 2008 году в Российском центре науки и культуры в Хельсинки Георгиевская в совместной с супругом выставке (Игорь Георгиевский, фотограф) впервые показала свой новый цикл «Северная мандала» (Живописные полотна, выполненные методом комбинаторики). В этой серии, ещё более глубоко, чем в калевальской, Светлана раскрывает перед зрителем древние символы, как уже зрелый, размышляющий о судьбах мира современный талантливый человек. Неслучайно следующим местом экспонирования этого цикла стал Информационный центр ООН в Москве. Выставка состоялась в марте 2009 года. Возможно, когда-нибудь карельский зритель тоже сможет оценить по достоинству творческие находки одарённой землячки. В последние годы художница работает над серией «Онежские петроглифы».

Мандала, если отойти от эзотерического языка, – центрическая орнаментальная композиция, которая в тех или иных формах присутствует в искусстве многих народов мира, а не только у буддистов, кому чаще всего приписывают явление мандалы.

 

Светлана Георгиевская

 Светлана Георгиевская. Kalevala

 Светлана Георгиевская. Kalevala

 Светлана Георгиевская. Kalevala

Светлана Георгиевская. Kalevala

Светлана Георгиевская. Из цикла Северная мандала
Из цикла «Северная мандала»
Светлана Георгиевская. Из цикла Северная мандала
Из цикла «Северная мандала»