В виртуальной художественной галерее художник, дизайнер Дмитрий Москин рассказывает о своем проекте по народной деревянной игрушке.
«Ожившая экспозиция» − это внутримузейная программа, благодаря которой туристы, приезжающие на остров Кижи, могут познакомиться с различными видами ремесел, которыми занимались крестьяне Русского Севера. Как женскими, так и мужскими. Каждый крестьянин (или рыбак-помор) мог сделать с помощью топора и ножа игрушку для своего ребенка. Изготовление игрушки было одним из проявлений плотницкого искусства. Поэтому северный тип игрушки назывался плотницкой.
Вот уже более пятнадцати лет я занимаюсь деревянной игрушкой. За это время создал свою демонстрационную коллекцию игрушек, которая была представлена на выставках в ноябре 2014 года в Петрозаводске и феврале 2015 года в Кондопоге. Благодаря содействию Центра культурных инициатив Петрозаводска недавно была издана книга, рассказывающая о плотницкой игрушке.
Народная игрушка
Если сделанные промышленным способом игрушки в большинстве случаев воспроизводили в миниатюре приметы «взрослой жизни» и помогали её познанию, то народная игрушка создавала свой особенный мир образов, где реальность была лишь поводом для фантазии, а быль и вымысел так взаимопроницаемы, что разделить их невозможно.
Эта особенность коренится во множестве функций, которыми обладала игрушка в народном быту. Она была и забавой для детей, и средством их воспитания, и праздничным подарком, и свадебным атрибутом, и украшением, а в древности ещё и обрядовым культовым символом. Чем более архаичны крестьянские игрушки, тем меньше в них игрушечности (по размеру, отделке и т.д.), тем явственнее проступает их связь с традиционной скульптурой-символом. Одна из функций игрушки − передача ребёнку космогонических, нравственных, символических и мифологических знаний, а также трудовых навыков, когда дети 5-6 лет делали их сами.
Главные персонажи игрушки − это собирательные образы, без индивидуальных чёрт и свойств. Создавая игрушку, мастер выражал в ней свои и коллективные этические и эстетические идеалы. Игрушки чередовались, сменяли друг друга вслед за детским возрастом.
А.К.Чекалов в книге «Народная деревянная скульптура Русского Севера» пишет: «Резная игрушка, несомненно, была известна на севере задолго до XIX века. Поразительное сходство печорских колодообразных игрушек-коней конца XIX века с образами XII-XIV веков, добытыми в Новгороде, подтверждает факт долгого, но словно бы внеисторического существования простейших типов игрушки. Ее, видимо, изготавливали между делом, не всерьез. Наивные самоделки нелепо было бы везти на рынок или покупать там».
Бабы (панки)
Куклы-«панки» − это объемные, схематично выполненные из цельного куска дерева человеческие фигурки (преимущественно женские), напоминающие круглый или ограненный столбик, балясину с шарообразной головой и плоским лицом. Глаза, нос, рот обозначались ямками или бороздками, руки едва намечались рельефом. «Панки» похожи на монументальные фигуры деревянных идолов или каменных баб, которым поклонялись наши предки, как божествам. Они таинственны и архаичны. Их также называли бабами.
Игрушки резались крестьянами Русского Севера и рыбаками-поморами из различных пород дерева: березы, сосны, ольхи, осины… и, как правило, не красились. Технические приемы их изготовления − это приемы плотницкого дела, поэтому их называют плотницкими игрушками. Резчик топором зарубал основные контуры фигуры, а затем ножом придавал игрушке более четкие формы. Отмечается ярко выраженная трехчленность их строения. «Панки» украшались резьбой (трехгранно-выемчатой и контурной) или выжиганием. Выжигание выполнялось раскаленной проволокой, шляпками гвоздей, винтом. От шляпки гвоздя на кукле отпечатывались темные круги с сетчатым узором, от проволоки − вертикальные или горизонтальные линии, от винта получались желобчатые бороздки, острием гвоздя мастер наносил мелкие точки и углубления. Особой декоративностью отличался отпечаток шляпки барочного гвоздя − темный круг с белой точкой в центре. В старину «панками» дети не играли, а к концу XIX века, когда традиции стали забываться, они превратились в игрушки. В качестве игрушек плотники их и создавали.
Соседство северных крестьян и рыбаков-поморов с ненцами и саамами, которые до начала двадцатого века поклонялись идолам, несомненно, повлияло на форму «панок». В некоторых из них угадываются черты ритуальных фигур малых северных народов. Да и сами «панки» и «паны» (были и мужские фигурки) возможно, связаны с культом предков, с плодородием.
Неслучайно богиня плодородия в древности изображалась в виде женской фигурки, которая появилась затем в вышивке на одежде, полотенцах, скатертях и других предметах. В мифологии славян значительное место отводится неперсонифицированному образу Мать-Сыра-Земля. Это основа жизни, дарующая людям силу, здоровье, молодость. От нее зависит плодородие в самом широком понимании этого слова − плодородие вспаханной земли, плодовитость домашних животных, диких зверей и птиц, детородная сила человека. Слово «панка» или «панья» расшифровывается как корень или предок.
А.К.Чекалов в книге «Народная деревянная скульптура Русского Севера» пишет: «Поморские куклы-панки конца девятнадцатого века представляют собой наиболее художественный и своеобразный тип северных скульптурных игрушек. Изображение женщины в городском костюме едва угадывается в предельно обобщенных формах.
Общее построение объема очень разнообразно. Наряду с колоколообразной формой встречаются уплощенные, стянутые книзу, вздутые посередине в виде пешки, цилиндрические, четырехгранные. Архитектурный облик таких кукол подчеркнут геометрическим или ямочным узором, размещенным по осям и кромкам в виде полос и ритмичных пятен».
Кони
Игрушка-конек − любимая игрушка крестьянских детей. Конь – одно из первых животных, прирученных человеком. На Руси конь был всегда кормильцем крестьян, другом и помощником воина. В верованиях древних славян значительное место занимало солнце, представляемое в образе коня. Бег этого стремительного красивого животного символизировал для язычников катящееся по небесному своду солнечное божество. Капище Перуна – главного бога славянской мифологии украшалось фигурами коней, изготавливались амулеты в виде коней. Северные деревянные игрушки-кони нередко окрашивались в красный цвет – цвет солнца, а также украшались солярными знаками: крестами и розетками, заключенными в круг.
Наиболее древним типом деревянной игрушки являются новгородские кони XII-XIV вв. Они представляют собой изогнутый корень или кусок доски с условным намеком на реальные очертания животного. Только в форме головы заметно нечто звериное или птичье. В других случаях гладкие, как полоз саней, основание расчленяется: в нем вырубаются выступы, изображающие ноги. Зарубками обозначалась грива, но глаза, уши, рот, как правило, не изображались. В корпусе продалбливалось отверстие, через которое продевалась веревка: видимо, таких коней дети возили за собой по земле.
У петрозаводчанина, ныне проживающего в городе Тампере в Финляндии, предки которого уроженцы деревни Семеново под Пудожем, хранится коник, похожий на новгородских коней XII-XIV вв. В игрушке есть отверстия для колесиков. Она также близка по форме лошадке из коллекции РЭМа, найденной в Архангельской губернии. Северные игрушечные кони очень похожи на фигурки коней, украшающих швейки, рукоятки ковшей, детали ткацкого станка, охлупни.
Онежские кони XIX века также стилистически связаны с новгородскими коньками. Они не красились. Форма их случайна и, порой, зависела от очертаний развилка, который почти не обрабатывался.
Печорские кони представляют собой длинные, массивные колоды со скульптурно вырезанной мордой, обычно без окраски, изредка с резным орнаментом из зубцов, борозд и кругов. Для них характерна граненость формы, придающей вид архитектурной детали – охлупня. Некоторые коньки напоминают скамейку, укрепленную на крупных деревянных колесах. Оригинальны печорские «запряжки», где конь и повозка вырублены из толстой колоды.
Вологодские коньки – это уже более узнаваемые формы. Они изготавливались в виде каталок и кареток, окрашивались, могли изготавливаться для продажи.
Птицы
Мировое древо изображалось нередко с птицами на ветвях. Птицы у многих народов – существа, способные быть носителем воли богов, осуществляя связь дольнего и горнего миров. На зиму птицы по народным поверьям улетали в рай. Культ водоплавающей птицы прослеживается со времен неолита. Фигурки птиц в древности носили в качестве украшений-амулетов; птиц вышивали на одежде и полотенцах, изображали на деревянных ковшах, делали в виде игрушек. Солонка-птица, сплетенная из бересты, − одна из древнейших форм. Важной частью женской одежды являлся головной убор, так как с ним была связана идея соединения с небом. В орнаментах головных уборов часто встречается изображение птицы. Сами названия головных уборов являются птичьими: кокошник, кика, кичка, сорока.
В этой связи уместно вспомнить и об архитектурной детали крестьянского дома − курице. В.Даль: «Кур − приспособление для поддержки чего-либо». Курица − это кронштейн-крюк, конструктивная и декоративная деталь северного крестьянского деревянного дома. Она поддерживает бревно (поток, желоб, водосток), в которое упираются концами кровельные тесины. Курицы вытесывались из стволов молодых елей с г-образным (кочергой) отростком у корневища, иногда раздвоенным. Курица выполняла и оберегательную функцию. Чаще всего она изготавливалась похожей на птицу, охраняющую от злых сил верхнюю часть жилища.
Птицы, как и кони, часто сопровождали изображения солнца, а иногда заменяли его, как, например, на завершьях прялок.
Утка, утушка – популярный образ в народной игрушке, в том числе и деревянной. Птица была связана с водой («влагой небесной»), а также небесными силами: громом, тучами. Птица – один из символов весны. Свистеть в свистульку-птицу из глины – значит призывать весной птиц возвращаться к своим гнездам. В четвертую субботу после Пасхи на берегу реки Вятки проходили праздники Свистопляски или Свистуньи − отголоски древних аграрных культов. Главной игрушкой праздника являлась сделанная из красной глины и расписанная свистулька-птица − дымковская игрушка. Они назывались также: «гудки», «свистушки», «дудки» и продавались на ярмарках.
Северные деревянные птицы (утки, лебеди, гуси) отличаются от подобных игрушек средней полосы России тем, что зачастую изготавливались из веток и корней деревьев. Для них характерны обобщенные формы, плоское основание, отсутствие крыльев. Таковы онежские птицы (регион реки Онеги). Они представлялись плывущими, с вытянутой вперед шеей. Как правило, орнамент, обозначение глаз, лапок и перьев отсутствует.
Игрушечные птицы кегостровского типа отличаются более детальной проработкой формы. У них плоское основание, отсутствие крыльев, чуть приподнятый хвост, вытянутая вперед головка. Иногда они покрывались узорами с помощью раскаленной на огне проволоки или гвоздя: волнистыми линиями, бороздами, кружками, точками, символизирующими воду.
Вместе с тем птица − это образ судьбы, символ беды и радости, тревожная весть и горестный вопль. Крик птицы − к несчастью. Но это и солнечный петух, прогоняющий ночную нечисть. К птице в старину обращались также за помощью в заговорах.