Главное, Культура, Художественная галерея Дмитрия Москина

Полимусейон Юрия Линника

Квартира-музей Ю.В.Линника. Комната с картинами С.Шиголева, Б.Смирнова-Русецкого

Дмитрий Москин этой публикацией начинает знакомить нас с лучшими работами художников, которые хранятся в коллекции Юрия Линника

Полимусейон – так назвал свою коллекцию произведений искусства и объектов природы наш земляк – поэт, доктор философских наук Юрий Владимирович Линник. Поли по- гречески «много», мусейон – «музей». Коллекция Юрия Владимировича состоит из нескольких разделов, каждый из которых собиратель назвал музеем. Их пять, и все по-своему уникальны.

Это музей Космического искусства им. Н.К.Рериха (художественная группа «Амаравелла»), музей Русского Севера (коллекция выдающегося художника и искусствоведа Ю.С.Ушакова, графика А.Б. Бодэ, предметы народного декоративного искусства), музей Франциско Инфантэ, музей Тамары Юфа и музей эстетики  природы (собрание бабочек и раковин).

25 октября квартиру, где размещены все эти музеи, посетил очередной начальник, которых Линник периодически в течение 25 пяти лет приглашает познакомиться с его духовными богатствами в надежде на какую-либо помощь. Неужели и на этот раз тщетно? Будем  уповать на лучшее.

Менялись времена, начальники, а помощи не было, и коллекция Линника оставалась недоступна, а соответственно и не известна потенциальным зрителям. Есть коллекционеры, которым зритель и не нужен – они собирают вещи для себя. Юрий Владимирович же изначально собирал вещи для народа.

Он мыслит категориями будущего Полимусеойна.

Свидетельством этого служат организованные им выставки, многочисленные выступления, статьи, книги, посвященные художникам, произведения которых он собирал, покупая большую их часть на свои деньги, на скромную зарплату преподавателя вуза.

До сих пор многочисленные устные и письменные  призывы создать музей в Петрозаводске остаются неуслышанными.

Что же представляет из себя Полимусейон Юрия Линника? И вправе ли он отвлекать госслужащих высшего ранга от их каторжного труда, отнимая у них время, претендуя на наши деньги, деньги налогоплательщиков. Решайте сами.

В серии публикаций я познакомлю вас с музеем в целом и  с лучшими работами художников, которые хранятся в коллекции  Юрия Линника:

 

  1. Фатеев П.П. Группа «Амаравелла»
  2. Смирнов-Русецкий Б.А. Группа «Амаравелла»
  3. Сардан А.П. Группа «Амаравелла»
  4. Шиголев С.И. Группа «Амаравелла»
  5. Черноволенко В.Т. Группа «Амаравелла».
  6. Ушаков Ю.С.
  7. Бодэ А.Б.
  8. Разное: В. Каптерев, Н. Якимова, Ю. и И. Грецкие, В. Глухов.
  9. Инфантэ Ф.
  10. Юфа Т.Г.
  11. Музей эстетики природы.

 

Главным музеем коллекции Линника является Музей космического искусства им. Н.К. Рериха, где собраны в значительном количестве лучшие произведения художников-космистов группы «Амаравелла». То есть не в Москве или Питере, а в Петрозаводске в частной коллекции. Как это произошло? Очень просто. Юрий Владимирович неслучайно выбрал тему космоса в искусстве. Космос волнует его давно как поэта-философа. Эта тема у него в стихах и прозе, в докторской диссертации «Эстетика космоса».

В 1963 году в доме литовского художника Казиса Шимониса Линник  увидел необычные картины на космическую тематику. В 1975 году открыл для себя «Амаравеллу». Загорелся и стал активно покупать  её творения,  одним из первых оценив их художественную и историческую ценность. Со временем Юрий Владимирович познакомился с наследниками уже ушедших художников, подружился со Смирновым-Русецким, который вплоть до 1993 года продолжал активно работать.

 

«Амаравелла» (несущий свет) – это группа (1923 — начало 1970 гг.) московских художников-космистов, посвятивших себя «эстетическому освоению Беспредельности» (Ю. Линник). Творя как бы в резонанс со своими великими современниками К.Э. Циолковским, В.И. Вернадским, А.Л. Чижевским, мастера «Амаравеллы» художнически утвердили мысль о единстве человека и космоса. В группу входили П.П. Фатеев, Б.А. Смирнов-Русецкий, В.Н. Пшесецкая, А.П. Сардан, С.И. Шиголев, В.Т. Черноволенко. Своими духовными учителями художники считали М.К. Чюрлениса, А.Н. Скрябина, В.В. Кандинского, в творчестве которых прослеживается синтез искусств.

С пиететом участники группы относились и к Н.К. Рериху. Неслучайно последний, посетив Москву в 1926 году, выделил их среди других многочисленных и более известных групп, став своеобразным крестным отцом. По его инициативе работы художников «Амаравеллы» демонстрировались в 1927 году в Америке на международной выставке. То есть впервые художники из Советской России представляли страну. И это были художники группы «Амаравелла».

Но власти не дремали. В 1930-е годы группу, далекую от эстетики соцреализма и не отвечающую требованиям государственной идеологии, постигла участь многих подобных объединений – ее разгромили органы НКВД.

Для многих живопись России 1920-х годов ассоциируется прежде всего с беспредметным искусством. Художники «Амаравеллы» использовали его лишь частично, ибо оно не соответствовало сложности тех содержательных задач, которые ставили перед собой молодые художники. «Амаравелла» воспевала гармонически оформленный космос, космос как среду для разумных существ. «Амаравелла» утверждала: самое сокровенное в мире раскрывается сердцем, через интуицию. Целью своего искусства художники видели духовный рост человека, расширение его сознания.

26 ноября в гостях у Ю.В.Линника побывали сотрудники музея ГУЛАГа в Москве. Их интерес к коллекции не случаен – ведь большинство художников «Амаравеллы» в той или иной степени стали жертвами репрессий. Итог встречи – предварительная договоренность о выставке (или серии выставок) живописи, графики, документов из коллекции. Предварит же выставку полная оцифровка наследия «Амаравеллы», которую пообещал директор музея ГУЛАГа Роман Романов.

Квартира Ю. Линника. Начало коллекции. 1980-е годы
Квартира Ю. Линника. Начало коллекции. 1980-е годы
Евгений Евтушенко с женой Марией в квартире-музее Юрия Линника. 1988 год
Евгений Евтушенко с женой Марией в квартире-музее Юрия Линника. 1988 год
Лабиринты квартиры-музея Ю. Линника. 2000-е годы
Лабиринты квартиры-музея Ю. Линника. 2000-е годы
Квартира-музей Ю..Линника. Комната с картинами А. Сардана, С. Шиголева, Б. Смирнова-Русецкого
Квартира-музей Ю..Линника. Комната с картинами А. Сардана, С. Шиголева, Б. Смирнова-Русецкого
Квартира-музей Ю. Линника. Прялки
Квартира-музей Ю. Линника. Прялки
Организаторы выставки группы "Амаравелла" в Музее изобразительных искусств Карелии. 4 ноября 1989 года. Вечер памяти В.Т. Черноволенко. Фото Василия Петухова
Организаторы выставки группы «Амаравелла» в Музее изобразительных искусств Карелии. 4 ноября 1989 года. Вечер памяти В.Т. Черноволенко. Фото Василия Петухова
Юрий .Линник проводит экскурсию на выставке группы "Амаравелла"
Юрий .Линник проводит экскурсию на выставке группы «Амаравелла»
Эмблема группы. Автор В. Яцкевич. 1920-е годы
Эмблема группы. Автор В. Яцкевич. 1920-е годы
Обложка каталога выставки
Обложка каталога выставки
Книга о группе "Амаравелла", 2009 год
Книга о группе «Амаравелла», 2009 год
Сотрудники московского музея ГУЛАГа в гостях у Юрия Линника. 26.11.2015
Сотрудники московского музея ГУЛАГа в гостях у Юрия Линника. 26.11.2015

Фото Дмитрия Москина и из личного архива Юрия Линника