Выдающийся исторический писатель Дмитрий Балашов (1927 — 2000) был и замечательным художником, расписывал и украшал резьбой крестьянскую утварь и мебель.
Дмитрий Балашов. Пейзаж. Начало 1950-х
Он говорил, что русский мужик должен владеть пятнадцатью специальностями, уметь управляться с топором и другими плотницкими инструментами. В тех квартирах и домах, где он жил, Дмитрий Михайлович делал мебель, частично расписывая, частично украшая резьбой.
Дмитрий Балашов. Пейзаж. Нач. 1950-х (Кириллов)
Интерес к изобразительному творчеству у будущего писателя и ученого проявился еще в детстве. В Ленинграде, в 1930-е годы, он ходил в изостудию, находившуюся в Аничковом дворце, где преподавал К.А. Кордобский. Его интерес к старине проявился через рисование древних храмов, фресок.
Дмитрий Балашов. Михайловский парк. 1950-е
Приехав в Петрозаводск в 1967 году, Дмитрий Балашов некоторое время работал в секторе этнографии Карельского филиала АН. Позже, из-за интриг сотрудников и косности руководства, был оттуда изгнан.
Будучи самобытной личностью, обладая сложным характером, он не вписался в структуру госучреждения (ему запретили даже читать лекции по фольклору для экскурсоводов музея «Кижи») и был вынужден зарабатывать на хлеб на комбинате «Карельские сувениры», где делал ковши и солонки для продажи, в том числе из капового материала.
Писатель Виктор Пулькин, который одно время ночевал (спал на сундуке) у Балашова в доме по ул. Герцена, 4, вспоминал о ковшах и солонках, резных полках и столе с кариатидами.
Дмитрий Балашов. Ленинградский пейзаж. Конец 1950-х
В это время в голове писателя рождался план его знаменитой эпопеи о древней Руси. Поэтому он исследовал народный исторический быт «не ради застольной ни к чему не обязывающей науки, а во имя большого понятия жизни» (В. Поветкин).
Жизнь Балашова в деревне Чеболакша (1967 – 1983), что на Онежском озере недалеко от Кондопоги, была наполнена как духовным и научным трудом, так и трудом крестьянским. «Личный физический труд… позволял ему пропускать через себя личную роль многих русских людей, живших задолго до него» (С. Панкратов).
Дмитрий Балашов. Роспись дверец шкафа-стенки (под Билибина)
Новгородский период жизни Балашова также отмечен его «древодельными» делами. Неслучайно, обосновавшись в 1984 году в деревне Козынево, что на берегу Ильмень-озера, писатель помимо наличников, балкона и конька на крыше, оборудовал столярную мастерскую, где позже и принял мученическую смерть буквально на рабочем месте, рядом с дорогими ему инструментами.
Дмитрий Балашов. Резные дверцы настенного шкафчика
Когда умерла мать Дмитрия Михайловича, он вырезал и поставил ей на могилу в Зеленогорске резной дубовый крест наподобие древнерусских, обетных. Увы, крест простоял недолго – его украли. Этому кощунству, злу, нищете духа писатель противостоял всю жизнь как словом, так и творчеством, противопоставляя истинно русское наносному, фальшивому.
Дмитрий Балашов. Солонка
Обладая знаниями и мастерством реставратора по дереву, он многое из крестьянской утвари, найденной в экспедициях, спас. Было что посмотреть гостям и в новгородской квартире Балашова, что на углу Никольской и Славной улиц: резные полки, скамьи, столы, табуреты.
Дмитрий Балашов. Мини-скульптура из мыльного камня
Посмертная слава Дмитрия Михайловича проявилась и в интересе к нему как к художнику. Первые Балашовские чтения многим запомнились в том числе и посещением выставки «Балашов-художник» в центре музыкальных древностей. В экспозиции были представлены рисунки церквей, лики святых, зарисовки башен и крепостных стен древних городов.
Некоторые из деревянных вещей, созданных Балашовым, можно увидеть в экспозиции литературного музея писателя в Великом Новгороде, который размещается в Центральной городской библиотеке его имени.