Образование

Обучение с увлечением: перспективы без границ

kantelistiСовместное социологическое исследование показало, что музыкальное образование сегодня привлекает родителей и Карелии, и Финляндии.

 

В 2013-2014 году в Карелии был реализован Международный российско-финляндский проект «Музыка: обучение с увлечением» программы приграничного сотрудничества «Европейского инструмента соседства и партнерства «Карелия». Организаторами проекта выступили Управление культуры Администрации Петрозаводского городского округа, музыкальные школы Петрозаводска и Костомукши с одной стороны и Консерватория Йоэнсуу – с другой.

Мероприятия проекта были направлены на создание условий для развития приграничной культурной среды в Республике Карелия и Северной Карелии, на формирование устойчивых механизмов сотрудничества между музыкальными/художественными школами и местным сообществом и стимулирование профессионального развития педагогов музыкально-художественного направления.

 

Одним из основных направлений проекта стало проведение двустороннего социологического исследования. С одной стороны – анкетирование учащихся школ, их родителей и преподавателей ДМШ и ДШИ города Петрозаводска[1], с другой стороны – анкетирование тех же целевых групп на всех ступенях обучения в Консерватории  Йоэнсуу (Финляндия)[2]. В Петрозаводске исследование было выполнено Социологической лабораторией Петрозаводского Государственного университета и сотрудниками кафедры социологии ПетрГУ[3]. В Йоэнсуу – исследовательской группой проекта, которую возглавила доктормузыковедения, магистр социальных наукПирре Райяс.

 

Вектор исследования был общим – выявить причины положительной или отрицательной мотивации к занятиям музыкой у детей и у их родителей, а также обозначить проблемы в профессиональном развитии преподавателей. Несмотря на это организаторы исследований с обеих сторон – финской и русской – не ставили перед собой задачу сформулировать одни и те же вопросы в анкетах, однако, круг проблем, обозначенных в опросниках оказался практически одинаковым.

 

Итоги  исследований были оглашены на семинарах проекта в ноябре 2013 года и в марте 2014 года. Автор статьи располагает документами, в которых представлены эти сведения. Это доклад-презентация «Оценка деятельности Консерватории Йоэнсуу – 2013», представленная Пирре Райяс, «Итоговый отчет по результатам социологического анкетирования обучающихся музыкальных школ г. Петрозаводска и их родителей», «Итоговый отчет по результатам анкетирования педагогов музыкальных школ г. Петрозаводска», опубликованные на сайте Управления культуры Администрации Петрозаводского городского округа. Оба отчета выполнены руководителем исследования – заведующей кафедрой социологии факультета политических и социальных наук ПетрГУ, доцентом, кандидатом философских наук И.А. Милюковой.

 

В результате сравнения этих отчетов выяснились любопытные факты и вскрылись схожие проблемы, которые и будут освещены в данной статье.

 

По результатам анкет петрозаводских родителей «более 40% опрошенных родителей оценили степень удовлетворенности результатами обучения музыке их детей на высшие 9-10 баллов. Средний балл удовлетворенности по всей выборочной совокупности родителей составил 8,03 балла из 10-ти возможных, …более 50% оценили степень своей удовлетворенности результатами обучения ребенка в музыкальной школе не ниже 8 баллов. …Подавляющее большинство опрошенных родителей (84%) полностью или частично согласились с мнением, что их «ребенок с охотой ходит в музыкальную школу», а две трети (66%) – с мнением, что «ребенок довольно часто и с удовольствием (помимо выполнения домашнего задания) играет на музыкальном инструменте и/или поет»[4].

 

Удовлетворенность результатами обучения детей подтверждается тем, что подавляющее большинство родителей (95,6%) рекомендовали бы знакомым для обучения их детей ту музыкальную школу, в которую ходят их дети. Родители учащихся Консерватории Йоэнсуу так же высоко оценили уровень удовлетворенности результатами обучения их детей: из 5 возможных – балл не опускается ниже отметки 4,5 т.е. 95%[5]. Финские учащиеся отмечали, что самым интересным в процессе музыкального образования является исполнение музыки для аудитории, радость от изучения нового и возможность самореализации[6].

 

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что музыкальное образование сегодня является привлекательным для родителей и в Карелии, и в Финляндии, поскольку обеспечивает общий культурный уровень учащихся и выпускников. Но родители видят в музыкальной школе не только возможность получения качественного начального профессионального образования, а возможность воспитать базовые компетенции (общую эрудицию, силу воли, умение общаться и управлять своим временем, «дополнительное формирование внимания и памяти», «ощущение «успешности» у ребенка») и подготовить его к овладению навыками, нужными в разных профессиях[7]. О популярности образования, которое предлагает современная музыкальная школа, свидетельствует и тот факт, что приемные прослушивания в первый класс проходят на конкурсной основе. Особой популярностью пользуются программы раннего эстетического развития как в Карелии, так и в Финляндии.

 

Учитывая такой высокий процент удовлетворенности качеством и результатами музыкального образования, кажется, что нет причин для беспокойства и поиска стимулов для дальнейшего совершенствования системы. Однако это не так. Основная проблема заключается в том, что мотивация учащихся к занятиям музыкой ослабевает в старших классах, что приводит к снижению уровня успеваемости детей, к прекращению обучения в музыкальной школе в старшем возрасте и даже к отказу от продолжения музыкально-творческой деятельности после окончания музыкальной школы. Этот факт подтверждается результатами исследования: «среди учащихся музыкальных школ есть достаточно устойчивая группа ребят, которые в силу различных причин учатся без большого желания, не получают удовольствия от занятий музыкой и не имеют стойкой мотивации к продолжению обучения в музыкальной школе. Правда, эта группа сравнительно немногочисленна и, в зависимости от конкретной школы, не превышает 6-8%. Но при определенном стечении обстоятельств, это потенциальные кандидаты на добровольный уход из школы»[8].

 

Как выяснилось, есть несколько факторов, влияющих на мотивацию подростка к обучению музыке. Один из них – роль семьи в процессе музыкального образования.

 

Проблема участия родителей в музыкальном образовании детей оказалась актуальной для обеих сторон. Неслучайно исследователи образовательной среды консерватории Йоэнсуу тоже включили в анкеты вопросы, затрагивающие эту тему. В результате анкетирования выяснилось, что посещать концерты готовы 60% опрошенных финских родителей, поддерживать традицию домашнего музицирования – 80% опрошенных. Более скромные результаты оказались в Петрозаводске, где «лишь треть родителей (36,3%) ходит с детьми на концерты и музыкальные спектакли, и еще меньше (19,9%) время от времени устраивают домашние концерты… бросается в глаза очень высокий процент учащихся (15,2%), ответивших, что их родители практически вообще никак не участвуют в процессе их музыкального обучения»[9].

 

Учитывая такое положение дел, музыкальной школе необходимо продумывать способы привлечения внимания родителей к музыкальному образованию подростков. Как известно, данное направление работы остается пока без должного внимания. Единичными остаются такие формы взаимодействия с родителями как совместное обучение и участие в концертах, посещение культурных акций, «родительские академии» и др. А между тем  мотивация ребенка к обучению в музыкальной школе может быть намного выше при успешном взаимодействии с родителями. Оглядываясь на результаты исследования этой проблемы финской стороной, можно сделать вывод о том, что между консерваторией Йоэнсуу и школами Петрозаводска возможна организация совместных методических и культурных проектов, направленных на изменение данной ситуации в лучшую сторону.

 

Второй фактор, влияющий на мотивированность к обучению – это коммуникация между преподавателями и родителями. По итогам анкетирования петрозаводских родителей основным источником получения родителями информации о жизни музыкальной школы является личное общение с педагогами[10]. Возможно, такой формой общения тет-а-тет многие очень дорожат, поскольку в общеобразовательных школах, наоборот, наблюдается тенденция к безличностному общению между родителями и преподавателями через системы интернет-школы, интернет-дневника. Личное общение – конечно, огромный плюс в работе музыкальной школы. Тем не менее родители отмечают, что такой эффективный способ передачи информации, как сайт школы, задействован недостаточно, треть взрослых респондентов указали это в анкетах. Кроме того, преподаватели музыкальных школ, осознавая необходимость владения информационными технологиями, тоже указывают на необходимость обучения в данном направлении[11].

 

Родители учащихся консерватории Йоэнсуу тоже ожидают более активной коммуникации между преподавателями и родителями. Они считают, что самым удобным средством общения могло бы стать общение через электронную почту или сайт консерватории, поэтому советуют обновлять его чаще[12]. Да и преподаватели не на все 100% (а на 80%) довольны своими информационно-коммуникационными навыками. Это еще раз подтверждает мысль о том, что в повышении профессиональной информационно-коммуникативной компетентности  нам, возможно, стоит объединить усилия.

 

Третий фактор, имеющий определяющее значение для наличия стабильной мотивации к музыкальному образованию – это те трудности и проблемы, с которыми обучающиеся и родители сталкиваются в процессе обучения уже в старшем возрасте: как известно, основной отсев происходит в школах после четвертого года обучения. В Финляндии на утверждение «Мой ребенок думал о том, чтобы закончить занятия в консерватории» утвердительно ответили 40% опрошенных.

 

В иерархии причин низкой мотивации и проблем, с которыми сталкиваются подростки в петрозаводских музыкальных школах, лидирующие позиции заняли следующие: высокая учебная нагрузка и необходимость совмещать две школы (31,7%)[13], хроническая нехватка времени «для себя» (27,4%). По этим позициям мнение учащихся совпало с мнением родителей. В исследованиях финской стороны подобные вопросы тоже были заданы, но сформулированы немного по-другому: «Почему занятия музыкой становятся скучными?» (детям) и «Мой ребенок думал о том, чтобы закончить занятия в Консерватории по причине…» (родителям)[14]. Учащиеся старших классов Консерватории Йоэнсуу тоже обозначили проблему нехватки времени (она вышла на лидирующие позиции), утомительные занятия в оркестре и на уроках по теории музыки. Родители финских учащихся указали на сходные причины:  «Обучение музыке в Консерватории требует дисциплины. Многие учащиеся увлекаются и другими занятиями». Но, по мнению родителей, причиной ухода ребенка из школы может быть и недостаточная мотивация со стороны педагога («Некоторые преподаватели могли бы больше мотивировать детей и вдохновлять их»). Кроме того,  «некоторые родители полагают, что игра в оркестре и теоретические дисциплины слишком утомляют детей». Весьма актуальной для финских родителей проблемой стала высокая плата за обучение детей.

 

Как видим, большая нагрузка – основная причина падения мотивации обучающихся. В отношении петрозаводских музыкальных школ этот факт наводит на некоторые размышления. Во-первых, между музыкальной и общеобразовательной школами в последнее время образовалась некая дистанция. Регулирование, а возможно и построение взаимовыгодных договорных отношений должно стать одним из главных направлений в интеграции общего и дополнительного образования. Во-вторых, осознание трудоемкости музыкального образования должно навести преподавателей на размышления о том, как сделать процесс обучения более интенсивным по результатам и менее затратным по времени. Другими словами, необходимо изучать многообразный педагогический опыт и искать интенсивные методики и технологии музыкального образования[15].

 

Проблема обновления методики преподавания в анкетах петрозаводчан тоже прозвучала – в разделе предложений по совершенствованию качества предоставляемых услуг.  Подростки и здесь жаловались на большую учебную загруженность, неудачно составленное расписание, сложные домашние задания, а потому и многие их предложения были направлены на изменение ситуации. Ребята и родители предлагали внести изменения в учебные планы, в содержание и методику преподавания: предоставить более широкий выбор программ и инструментов, обновить учебный нотный репертуар[16], рассмотреть возможности обучения через Интернет, научить сочинять музыку, лучше преподавать музыкальную литературу, и даже сделать необязательным курс «теории музыки» (!). Два последних предложения, констатирующие особое отношение детей к предметной области теории и истории музыки, звучат в унисон с мнением финских учащихся. Преподаватели консерватории Йоэнсуу тоже озабочены проблемой обновления методики преподавания теоретических предметов. Решение данного вопроса может стать общей темой и установить методические контакты с финской стороной, а также учесть элементы успешного опыта и поделиться своими наработками.

 

Обозначив некоторые «трудные» места, дети петрозаводских музыкальных школ с поразительной точностью указали на проблему обучения композиции: этот предмет ведется в школах на факультативной основе, в Федеральных государственных требованиях выведен в вариативную часть и отдается на откуп «предмета по выбору». Между тем, как показало исследование, композиция очень интересует детей старшего возраста. И это, несомненно, нужно учесть при переходе на предпрофессиональные программы. Об обновлении перечня образовательных программ и методик преподавания отдельных дисциплин пишут и родители, поэтому данное направление можно считать одним из основных при планировании международных методических проектов.

 

В ходе исследования финской стороной был предпринят замечательный ход: проведен опрос 12 выдающихся финских музыкантов в возрасте от 20 до 35 лет, которые сделали блестящую карьеру и могли поделиться секретами своего успеха. Им были задан вопрос: «Как стать выдающимся музыкантом?», ответив на который они могли указать на факторы, влияющие на карьеру музыканта и мотивирующие на занятия музыкой. Анализ ответов музыкантов показал, что профессиональные музыканты «нуждаются в различных мотиваторах в разные периоды своего творчества». Особую роль в профессиональном становлении играют эмоциональные мотивы, и «самым важным в игре на инструменте является исполнение музыки». Кроме того «отношения учитель-ученик значительно влияют на успех в изучении как музыки, так и других предметов» и «Поддержка от учителя на первых этапах обучения имеет наибольшее значение»[17].

 

Таким образом, процесс музыкального образования напрямую связан с образом учителя, педагога, преподавателя. И от того, каким педагог видит себя и своего ученика, какие цели ставит перед ним в своей работе, зависит успешность становления музыканта-профессионала. Выяснить, какими мотивами движим современный педагог музыкальной школы, как он представляет себе музыкально-образовательный процесс, в какой помощи нуждается было призвано анкетирование преподавателей.

Исследование, посвященное этим вопросам и проведенное в Петрозаводске, затрагивает очень многие аспекты профессиональной деятельности педагогов музыкальной школы и заслуживает отдельных комментариев. Мы же остановимся лишь на некоторых из них, пересекающихся с результатами исследования финской стороны. Нам были представлены два ракурса: оценка позитивной и негативной сторон профессии.

 

Согласно результатам исследования, самой позитивной стороной своей работы финские педагоги видят следующее: «возможность работать с «чудесными» учащимися и видеть их прогресс, быть независимым в собственном творчестве, заниматься разносторонней деятельностью и обладать достаточной степенью свободы для этого»[18]. Немаловажным позитивным фактором называют музыку саму по себе, то есть опять же  музыкальное творчество. Петрозаводские преподаватели «больше всего ценят в работе, с одной стороны, ее творческий характер (78,7%), а с другой, свою востребованность в обществе, возможность принести конкретную пользу людям (60,6%) и на практике применять полученные профессиональные знания (59,3%)»[19]. «Сопоставив данные факторного анализа с распределениями ответов на вопрос о важных чертах работы, можно сказать, что педагоги музыкальных школ Петрозаводска ценят в работе ее творческий характер, ориентируются на общественную оценку их труда, готовы отдавать себя работе полностью, при этом ориентируясь на конечный результат и используя для этого инновационные методы работы»[20].

 

Сравнивая мнения преподавателей финской и карельской стороны, невольно обращает на себя внимание одна интересная деталь: у преподавателей консерватории Йоэнсуу центральное место в профессиональном деле отдано ребенку, своему воспитаннику и его результатам. В то время как петрозаводчане больше обеспокоены  оценкой своего труда обществом и государством, заняты проблемами саморазвития и самообразования. Результаты исследования отношения преподавателей к собственной профессиональной деятельности свидетельствуют о том, что основной вид работы – педагогическая деятельность в классе с ребенком – приносит преподавателям Петрозаводска самое большее удовлетворение. На втором месте по значимости – работа по подготовке своих учащихся к конкурсам и концертам, а также собственная исполнительская деятельность. То есть реализация профессиональных амбиций музыканта играет немаловажную роль в ощущении собственной успешности.

 

В определении негативных сторон своей профессии финские и карельские преподаватели сошлись в нескольких позициях, они выделены курсивом в таблице:

 

г. Йоэнсуу г. Петрозаводск
  • Не имею представления о том, что происходит в Консерватории
  • Низкая заработная плата
  • Ленивые (или негодные) ученики
  • Растущая бюрократия
  • Неясные обязанности/распределение обязанностей
  • Несогласие с коллегами
  • Не хватает хороших музыкальных инструментов
  • Высокая загруженность «сопутствующей» деятельностью (разработка учебных программ, подготовка документации и т.п.)
  • Отсутствие отдельного рабочего места, кабинета
  • «Слабый» контингент учащихся, их низкая заинтересованность в обучении

 

В отличие от петрозаводских преподавателей финские коллеги наряду с проблемами координации действий в общей работе и отсутствием мотивации на достижение общих целей, обозначают низкую заработную плату как негативный фактор. Однако это не значит, что преподавателей Петрозаводска не волнует этот вопрос. В отчете читаем: «Что касается достойной оплаты труда, то это требование, конечно, присутствует в перечне наиболее важных характеристик работы, но занимает лишь 8 место в общем перечне из 14 возможных позиций: меньше трети опрошенных педагогов (29,9%)  выбрали ее для себя как наиболее важную характеристику работы»[21]. Зато в числе предложений и пожеланий по улучшению работы системы музыкального образования «абсолютным лидером по частоте упоминания оказались предложения, связанные с повышением оплаты труда педагогов в музыкальной школе: почти каждый второй (47,2%) преподаватель из тех, кто написал в анкете какие-либо пожелания, вспомнил о зарплате».

 

Среди основных проблем и трудностей в профессиональной деятельности в петрозаводских музыкальных школах педагоги назвали в первую очередь невысокий уровень материально-технического обеспечения школ и высокую загруженность преподавателя «бумажной» работой, отвлекающей его от «живой» работы с учениками. Надо сказать, что и при анализе предложений в адрес руководства школы и Управления культуры эти две группы проблем оказались также на лидирующих позициях.

 

 

В итоге сходных позиций оказалось две: высокая загруженность бумажной и сопутствующей работой и «слабый» немотивированный контингент учащихся. Первая кажется нам закономерной: для людей творческих профессий работа с бумагами всегда была тяжелым бременем, не случайно и методическая работа у преподавателей музыкальных школ не пользуется популярностью. А вот второй фактор – низкая мотивация учащихся – говорит нам о том, что педагоги обращают внимание на этот факт, он их беспокоит, он очевиден. Результаты исследования показали, что она (мотивация), а значит и «обучение с увлечением» обусловлено несколькими факторами, среди которых те, которые вышли на первый план в результатах двустороннего исследования. Это,  во-первых, роль семьи в процессе музыкального образования, во-вторых, эффективная коммуникация между преподавателями и родителями, в-третьих, соответствие методик и технологий преподавания особенностям и потребностям современных учащихся, в-четвертых, учет трудностей, которые стоят на пути учащегося в процессе обучения и, конечно, деятельность преподавателей, настроенных на преодоление этих трудностей. Работа двух проблемных семинаров в рамках проекта «Музыка: обучение с увлечением», в которой приняли участие преподаватели музыкальных школ Петрозаводска и  Консерватории г. Йоэнсуу показала, что мы видим эти проблемы и готовы их решать. Давайте попробуем сделать это вместе!

Красковская Татьяна Викторовна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Детской музыкально-хоровой школы Петрозаводска

 

 

[1] В качестве объекта исследования были выбраны четыре музыкальные школы г. Петрозаводска: Детская музыкальная школа №1 им. Синисало, Детская музыкально-хоровая школа, Детская школа искусств им. Балакирева, Детская музыкальная школа им. Свиридова.

[2] Известно, что Консерватория Йоэнсуу объединяет ступени раннего эстетического образования детей, начального музыкального образования, среднего музыкально-педагогического образования.

[3] Программа и инструментарий исследования (анкеты) были разработаны сотрудниками Социологической лаборатории совместно с исследовательской группой проекта – представителями  Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова, детских музыкальных школ города и Управления культуры Администрации Петрозаводского городского округа. Руководитель исследования — заведующая кафедрой социологии факультета политических и социальных наук ПетрГУ, доцент, кандидат философских наук Милюкова И.А.

[4] Милюкова И.А., Итоговый отчет по результатам социологического анкетирования обучающихся музыкальных школ г. Петрозаводска и их родителей. – Петрозаводск, 2013. С. 48-51.

[5] Райяс П., «Оценка деятельности Консерватории Йоэнсуу – 2013», слайд 4.

[6] Там же, слайд 17.

[7] Милюкова И.А., Итоговый отчет по результатам социологического анкетирования обучающихся музыкальных школ г. Петрозаводска и их родителей. – Петрозаводск, 2013. С. 44-45.

[8] Там же, с. 22.

[9] Там же, с. 54-55.

[10] Там же, с. 56.

[11] Там же, с. 25-26.

[12] Слайды 5, 6, 11.

[13] Треть опрошенных родителей тоже отмечают проблему загруженности и нехватки времени.

[14] Слайды №№ 16 и 13 соответственно.

[15] Так, например, большой популярностью у преподавателей фортепиано пользуется методика Т. Смирновой, представленная к её авторском курсе «Allegro».

[16] Родители учащихся тоже считают, что репутация музыкальной школы существенно возрастает, если в школе осуществляется широкий спектр образовательных услуг, практикуется обучение детей игре на разных музыкальных инструментах (44,7%). Немаловажным для многих родителей является использование в обучении разнообразных музыкальных произведений и стилей, в том числе современных (26,3%).

[17] Райяс П., слайд №28.

[18] Райяс П., слайд №24.

[19] Милюкова И.А. Итоговый отчет по результатам анкетирования педагогов музыкальных школ г. Петрозаводска. — 2013. с. 15.

[20] Там же, с. 17.

[21] Там же, с. 18

 

Фото mincultrk.ru