Главное, Образование

Свободный микрофон? Забудьте!

avgust_pedsovet_petrozavodskВсё меньше свободы.  На августовских педсоветах ничто не напоминает о горячих дискуссиях с незапланированными выступлениями, взрывавшими чинное мероприятие еще не так давно.  Не думаю, что это особенность только Карелии. Школа всегда была чутким индикатором умонастроений, а общество ныне не хочет делать шаг влево-шаг вправо от проложенного сверху курса.

Вчера прошел республиканский педсовет, сегодня городской.  Атмосфера одинаковая: полные залы поздравляющих друг друга с праздников педагогов, награждение победителей конкурсов, изысканные букеты цветов и даже дефиле с участием очаровательных учительниц, медиапрезентации о достижениях и слегка о проблемах. Глаз радуется, всё вызывает умиление. Наверное, без этого нельзя, но разве не полезно публично, хотя бы раз в год, обсудить наболевшее, услышать ответы на вопросы, которые опять задаются вполголоса? Я слышала их в кулуарах: про иссушающую душу отчетность и непонятность стандартов, очередные изменения ЕГЭ и провал ГИА, не говоря уже о недоверии к официальным  данным по зарплате и повальной боязни «эффективных контрактов». Однако благостную картину обоих педсоветов не испортил ни один подобный вопрос, да и как его было задать, если  свободные микрофоны на августовских педсоветах остались в прошлом?

Мне могут возразить, что в программе есть еще и тематические секции и вот там как раз проходят обсуждения. Знаю, бывала. Действительно там бывает интересно, видишь по-настоящему увлеченных людей, звучат иногда новые идеи. Но почему-то потом в резолюциях этих секций ничего подобного не встречаешь,  читаешь выхолощенные, обтекаемые фразы, за которые и зацепиться-то невозможно.  Бурный поток умело разделили на тоненькие неопасные ручейки.

Да разве только узкопрофессиональные темы могут быть в повестке педсоветов? Не могу понять, почему школа так трусливо отгораживается от жизни!  В свое время, после Беслана, поразило, что в наших школах (спрашивала учеников разных школ)  учителя не поговорили с детьми об этой трагедии, потрясшей  душу каждого из нас и весь мир, оставили один на один с ужасом, со своими страхами. Сейчас все наши помыслы об украинских  событиях, мы страшимся войны, вот уже и слово «беженцы» вошло в наш обиход. Всё это слышат дети, однако в школе на такие разговоры наложено табу.

Известный вологодский учитель Евгений Вирячев пишет в «Учительской газете»: «Никакой баланс не спасёт учителя от прямых детских вопросов: С кем вы? Вы поддерживаете Путина? Крым наш? С кем мы воюем и за что? Мы выиграем? Так или иначе подобные вопросы будут возникать на школьных уроках». Вирячев ищет и находит свой путь, как не уходить от простых и в то же время сложных вопросов на злобу дня. Есть, уверена, и у нас подобные учителя. Где как не августовском педсовете мы должны услышать их голос?  

На вопрос, вынесенный в заголовок, хотелось бы услышать: «Не позволим!» Да не верится уже…

 

На снимке:  Свободные кресла, украшенные осенними листочками, оставлены для вип-гостей августовского педсовета.

Фото автора

 

  • Валентина Евсеева

    На конференциях — встречах директоров музыкальных школ, которые проходили в Петрозаводске, обсуждались именно проблемы — разные, те , которые были актуальны. Это воспринималось как норма. На районные августовские педсоветы – конференции нас, директоров ШИ, не приглашали. Однажды напросилась, будучи директором ДМШ. Сначала был доклад по итогам прошлого учебного года: сколько всего учеников, сколько медалистов, отличников и т .д. Потом несколько докладов о творческих мероприятиях и спортивных достижениях: доклад — аплодисменты, выступление – овации и т.д. Потом награждения – разнообразные, в соответствии с оценкой работы, видимо. Проблемы остались за скобками большого педсовета. Настрой, на фоне проблем, показался каким — то уж очень пафосным. Мне-то представлялось, что кратко – об успехах-достижениях и подробно — о проблемах-задачах-методах решения. В кулуарах, кстати, об этом тоже говорили.
    Но потом из года в год повторялся один и тот же сценарий, менялись только цифры, докладчики и награждённые. Это тоже, наверное, надо. Но проблемы – то почему выводятся за скобки педсовета? Однажды попробовала нарушить заведённый порядок. Попросила слово, чтобы сказать о наболевшем: о воспитании как важной составляющей образования, о том, что за количеством компьютеров опускается суть образования — кропотливая воспитательная работа плюс обучение, что наблюдается тревожная тенденция обучения-натаскивания, а проблемы воспитания остаётся за скобками. Выступление не вписывалось в повестку, последовала реплика главного районного «образованца», что с воспитанием обучающихся всё хорошо.
    На августовские педсоветы ходить перестала: справку об итогах и награждённых можно ведь и в газете прочитать.

  • Зинаида Ефлова

    С сожалением соглашаюсь с Натальей Мешковой: интонации большинства августовских педагогических советов (от республиканского до школьного) отчетно-официально-формально-стандартно-типичные…
    Проблемы с ЖИВЫМ словом и делом, проблемы с ПРАВДОЙ. Одни взрослые указывают другим взрослым… Первые, как им кажется, что-то знают, а вторым — вопросов не задавать. Но самое печальное (нет, страшное!) — педсоветы БЕЗДЕТНЫ.

  • Светлана Савицкая

    Справедливости ради: «листиками» были украшены многие кресла в зале, а не только на тех рядах, что свободны на фотографии. Помню года, когда на пленарных заседаниях августовских конференций были свободные микрофоны, но интересных дискуссий-то всё-равно не было. Мы сами не очень-то торопимся поднимать острые вопросы. А сегодня была интересная выставка, хороший фильм о муниципальной системе образования, нетрадиционный доклад, необычный «урок», завтра — площадки по актуальным темам.

    • Инга

      так если ещё и микрофонов не будет, то уж дискуссий точно там не родится (

  • Светлана Станиславовна

    Конференция — деловое мероприятие, целью которого является обсуждение актуальных проблем.

    Собрание (греч. Συνάντηση «Синатистис») — совместное присутствие группы граждан в определенном месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.

    Семинар (от лат. seminarium — рассадник, переносное — школа), один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении собравшимися сообщений, докладов, рефератов.

    Заседание – собрание, на котором коллективно решаются какие – нибудь вопросы.

    Совещание — это заседание или собрание, посвященное обсуждению каких-либо вопросов.

    Форум — это слово было введено в обиход еще древними римлянами. В античные времена — место, где собирались жители для обсуждения насущных проблем.

    Любая из перечисленных форм подразумевает обсуждение насущных проблем, совет с присутствующими и не подходит к описанному выше педагогическому действу. Эти формы в соответствии с их назначением практиковались в стране и практикуются сейчас кем – то, я уверена, но там, где ждут предложений с мест, где ими дорожат и берут их на вооружение.

    Не знаю, кто и когда, с какой целью засушил комсомольские и партийные собрания, затем взялся
    за профессиональные…

    Засушили педагогические совещания, введя различные рекомендации по их проведению (обязательно должны быть тематическими, заранее спланированными, с разработанными заранее проектами
    решений и т.д.) различные методические службы, упростив задачу управленцам по проведению подобных коллективных сборов и усложнив им жизнь одновременно – самим искать ответы на все возникшие проблемы.

    И ведь никто не мешает проводить совещания в соответствии с их назначением.

    Но вести диалог – величайший труд. Вести диалог с залом — непомерная ноша. Ее не возложишь на любого работника. Должны быть профессионалы, умеющие
    разговаривать с большой аудиторией и по существу проблемы.

    Ушли в небытие педагогические дискуссионные клубы, которые не давали сводить все предложения к
    одному неудобному решению.

    Ушел один из главных стимулов развития самооценки педагога — быть услышанным и понятым. Одно радует, что затерявшаяся нить преемственности не рвется, а лишь только прячется. Вернутся и горячие споры, и интересные решения. Жаль, что в эту пору не придется…(не продолжаю — сами понимаете, хотя, как знать, может быть, гораздо раньше, чем предполагаю я).

  • Юлия Свинцова

    Всегда удивляешься прошлому — ну как было возможно то всеобщее подчинение репрессиям, душному застою? Неправде, лжи, клевете?
    И вот с удивлением видишь теперь наяву — КАК это делалось.
    Душно и тошно. А что молчат Лучшие учителя года? Профсоюзы? Ну, неужели смелых не осталось? Ведь ПОКА ещё не расстреливают за это, пока ещё можно сопротивляться.
    Виповские места с листочками…А почему чиновники не могут сесть просто на свободное место и рядом с теми, кого поучают и направляют? Другая каста?