Всё меньше свободы. На августовских педсоветах ничто не напоминает о горячих дискуссиях с незапланированными выступлениями, взрывавшими чинное мероприятие еще не так давно. Не думаю, что это особенность только Карелии. Школа всегда была чутким индикатором умонастроений, а общество ныне не хочет делать шаг влево-шаг вправо от проложенного сверху курса.
Вчера прошел республиканский педсовет, сегодня городской. Атмосфера одинаковая: полные залы поздравляющих друг друга с праздников педагогов, награждение победителей конкурсов, изысканные букеты цветов и даже дефиле с участием очаровательных учительниц, медиапрезентации о достижениях и слегка о проблемах. Глаз радуется, всё вызывает умиление. Наверное, без этого нельзя, но разве не полезно публично, хотя бы раз в год, обсудить наболевшее, услышать ответы на вопросы, которые опять задаются вполголоса? Я слышала их в кулуарах: про иссушающую душу отчетность и непонятность стандартов, очередные изменения ЕГЭ и провал ГИА, не говоря уже о недоверии к официальным данным по зарплате и повальной боязни «эффективных контрактов». Однако благостную картину обоих педсоветов не испортил ни один подобный вопрос, да и как его было задать, если свободные микрофоны на августовских педсоветах остались в прошлом?
Мне могут возразить, что в программе есть еще и тематические секции и вот там как раз проходят обсуждения. Знаю, бывала. Действительно там бывает интересно, видишь по-настоящему увлеченных людей, звучат иногда новые идеи. Но почему-то потом в резолюциях этих секций ничего подобного не встречаешь, читаешь выхолощенные, обтекаемые фразы, за которые и зацепиться-то невозможно. Бурный поток умело разделили на тоненькие неопасные ручейки.
Да разве только узкопрофессиональные темы могут быть в повестке педсоветов? Не могу понять, почему школа так трусливо отгораживается от жизни! В свое время, после Беслана, поразило, что в наших школах (спрашивала учеников разных школ) учителя не поговорили с детьми об этой трагедии, потрясшей душу каждого из нас и весь мир, оставили один на один с ужасом, со своими страхами. Сейчас все наши помыслы об украинских событиях, мы страшимся войны, вот уже и слово «беженцы» вошло в наш обиход. Всё это слышат дети, однако в школе на такие разговоры наложено табу.
Известный вологодский учитель Евгений Вирячев пишет в «Учительской газете»: «Никакой баланс не спасёт учителя от прямых детских вопросов: С кем вы? Вы поддерживаете Путина? Крым наш? С кем мы воюем и за что? Мы выиграем? Так или иначе подобные вопросы будут возникать на школьных уроках». Вирячев ищет и находит свой путь, как не уходить от простых и в то же время сложных вопросов на злобу дня. Есть, уверена, и у нас подобные учителя. Где как не августовском педсовете мы должны услышать их голос?
На вопрос, вынесенный в заголовок, хотелось бы услышать: «Не позволим!» Да не верится уже…
На снимке: Свободные кресла, украшенные осенними листочками, оставлены для вип-гостей августовского педсовета.
Фото автора