Главное, Образование

Кто-нибудь обязательно есть, или Зеленая карета

Ученики Городской школы художественного слова Детского театрального центра Петрозаводска показали в Париже

Ученики Городской школы художественного слова Детского театрального центра Петрозаводска показали в Париже новую программу.

Совсем недавно они, счастливые, вернулись из Парижа, –  14 ребят из Детского театрального центра. Почти все они пришли в Городскую школу художественного слова благодаря участию в конкурсе «Глагол», который проводится в Петрозаводске с 1999 года и который успел за это время стать популярным и даже международным.

Ребята показали в парижском Лицее Луи Пастера свою новую программу «Кто-нибудь обязательно есть, или Зеленая карета». Тут важно понять, что программа делается совместно: во французском лицее любители русского языка репетируют свою часть сценария, а наши осваивают свою. А потом, встретившись, репетируют совместно и показывают зрителю единую программу.

–  Во Франции такой жанр, как художественное слово, вообще отсутствует, да и у нас он, можно сказать, почти исчез, – рассказывает Лидия Побединская, –  а потому и привлек внимание педагогов, работающих в парижском лицее.

Лидия Побединская уже много лет занимается детьми.

– Вот уж о чем никогда прежде не мечтала! –  призналась известная актриса. По ее словам, помешанная на Пушкине,  она поставила несколько программ подряд именно по своему любимому поэту.

– Я до сих пор страшно горжусь, как мы с ребятами поставили «Графа Нулина», мы тогда  произвели сногсшибательное впечатление, – вспоминает Лидия  и смотрит на ребят, рассчитывая на поддержку, те согласно кивают. – Именно после этого спектакля началась активная дружба с парижским лицеем.

Взялись за «Евгения  Онегина».  «Простите меня, Александр Сергеевич! » – молила сценарист поэта, пытаясь хоть немного  сократить  текст. Вместе с французами читали все восемь глав, действо длилось целых шесть часов с перерывами. Потом была французская поэзия. И вот трое из команды счастливчиков сидят с любимым руководителем Лидией Анатольевной Побединской в литературном  кафе и наперебой рассказывают мне о своих впечатлениях.

С годами отношения между участниками конкурса стали почти  родственными. Французы приезжают в Карелию и живут в семьях, а наши ребята едут в Париж и тоже живут в семьях. Последняя совместная программа, которую показали ребята в Париже, была принята на ура. Она была очень сложной и по  своему содержанию, и по организации. В ней участвовали 14 русских и 24 французских школьников.

Сценарий Побединская написала, используя тексты Маркеса, Сент-Экзюпери, Сергея Козлова, Юнны Мориц, а также песни на стихи ребят. Честно сказать,  с трудом представляю, как это было. Но ребята утверждают, что все прошло замечательно. Артем Матвеев из 10-й школы делится своими впечатлениями:

– Это было необычно, ведь наша новая программа представляет собой эклектику жанров, а не одно произведение, как это было прежде.

После посещения Парижа Артем был настолько очарован языком этой страны, что  решил его учить.

Говорят, дети сейчас читают все меньше, но меня эта прекрасная троица поразила своими знаниями и эрудицией. Разговор наш плавно переходит к одному из  любимых писателей  Лидии Анатольевны – Маркесу. Оказывается, у каждого есть свое любимое произведение этого автора. Например, одиннадцатиклассница из 42-й школы Аня Туркина  самому известному роману «Сто лет одиночества» предпочитает «Полковнику никто не пишет». Я призналась, что люблю «Осень патриарха».  Артем из прозы любит «Портрет Дориана Грея» Уайльда. В поэзии Золотому веку  Аня  предпочитает Серебряный, в круг ее любимых поэтов входят Марина Цветаева, Анна Ахматова и Зинаида Гиппиус.

Аня ездила на выступление в Париж уже дважды. На мой вопрос,  учит ли она французский, девушка скромно сказала, что изучает английский,  норвежский и финский.

– Аня прекрасно поет, у нее отличное французское произношение, – вмешивается в разговор Лидия Анатольевна. Педагог  гордится своими учениками, это сразу видно. – Аня пела сольно и вместе с другом Артемом Матвеевым песню Азнавура «Вечная любовь»!»

Девушка признается, что обожает процесс репетиций и саму атмосферу подготовки к представлению. Несмотря на то что между нашими странами есть сейчас разногласия, во французских семьях принимали ребят, по их словам, очень хорошо. Аня мечтала попасть в оперу, и семья, в которой она жила, помогла  осуществить ее заветное желание.

Девятиклассница Полина Чернова из Державинского лицея, поклонница Михаила Лермонтова, а также жанра  фантастической литературы, рассказывает о своем первом впечатлении, когда пришла в команду Лидии Побединской. Оказывается, занятия обычно начинаются именно с  тренингов и речевых разминок. Тут участники разговора на все лады начинают произносить скороговорки. Я тоже включаюсь в процесс: «Не руби дрова на траве двора». Не так-то легко сказать быстро и без запинки!

Ребята снова вспоминают Париж. Полина с восторгом рассказывает, что за границей была впервые, сразу в Париже да еще без родителей! На представлении она читала стихи по-французски.

– Это другой мир, – говорит она. – Каждый вечер в семье мы беседовали о моей семье, школе, друзьях.

Я уходила под большим впечатлением от беседы с обычными школьниками.. Но на самом деле они необычные: свободное время отдают литературе, даже в большей степени поэзии, и этим все сказано.

– У нас не читающие дети просто не приживаются, – говорит руководитель Городской школы художественного слова Лидия Побединская. – Они сразу понимают, что не туда попали.

Уверена, что у тех, кто прошел через школу Побединской, все получится  в жизни точно в соответствии с их «школьным» девизом: «С правильною речью – в достойную жизнь!».

Ученики Городской школы художественного слова Детского театрального центра Петрозаводска показали в Париже новую программу

Ученики Городской школы художественного слова Детского театрального центра Петрозаводска показали в Париже новую программу
Аня Туркина, Артем Матвеев, Лидия Побединская и Полина Чернова
Полина Чернова
Полина Чернова
Аня Туркина
Аня Туркина
Аня Туркина и Артем Матвеев
Аня Туркина и Артем Матвеев

Фото автора и из архива учеников Городской школы художественного слова