Образование

Кто кого?

Фото Натальи Мешковой
И.о. министра образования Карелии Александр Морозов представляет правительственный законопроект

Профильный комитет Заксобрания РК принял за основу депутатский, а не правительственный проект закона Карелии об образовании.

Вчера разгорелась острая дискуссия по двум вариантам законопроекта. Член Комитета по образованию, культуре, делам молодежи и спорту ЗС РК, директор петрозаводского лицея № 1 Эмилия Слабунова сразу высказала  недоумение, почему на сайт Минобразования РК был выложен не тот вариант законопроекта, который обсуждала рабочая группа: «Произошла подмена!».

И.о. министра образования РК  Александр Морозов парировал это тем, что рабочая группа рассмотрела шесть редакций закона, но почему-то депутаты за основу взяли третью, хотя именно шестая редакция прошла согласование в исполнительных органах власти, в ней исправлены недостатки предыдущих редакций.

Однако Эмилия Слабунова считает, что несовпадения между депутатским и правительственным законопроектами принципиальные, главное из них – финансовые нормативы должны определяться не республикой, а федеральными властями. Александр Морозов не согласился и процитировал статью 99 федерального закона об образовании: «К полномочиям субъекта федерации относится определение норматива».

Понятна озабоченность депутатов: в нашей дотационной республике финансовый норматив будет явно ниже федерального, школы не получат достаточно средств, социальное напряжение возрастет.

По оценке Александра Морозова, разница между законопроектами касается, кроме финансового норматива, еще двух принципиальных моментов: статуса малокомплектных школ и несогласованности депутатского варианта с бюджетом Карелии.

– Впервые законопроект главы республики предлагается вместе с пакетом всех необходимых нормативных актов, – подчеркнул он. – Если Законодательное собрание поддержит иной законопроект, всю работу придется начинать с нуля, мы откатимся на два-три месяца назад.

Эмилия Слабунова не считает правительственный пакет полным:

– Где порядок определения нормативных затрат?

Попыталась примирить эти крайние позиции представитель прокуратуры: оба варианта закона можно принять в первом чтении, сказала она, с каждым можно работать, вносить изменения. То же заключение сделала представитель правового управления ЗС РК. И о том же сказала мне после окончания заседания лидер учительского профсоюза Карелии Тамара Мешкова.

Но есть еще один принципиальный момент, в правительственном варианте закона есть положение об индивидуальном отборе учеников. Представитель правового управления ЗС РК увидела в этом нарушение Конституции России, гарантирующей всем равные права на образование. Александр Морозов, пояснив, что правила отбора учеников в школы с углубленным изучением отдельных предметов  отнесены по новому российскому закону к компетенции региона, привел для наглядности пример:

– Брать в математический класс ребенка-троечника неправильно. Это тот камень преткновения, который не могли решить в  старом законе.

Депутат ЗС РК, директор петрозаводского лицея № 13 Галина Васильева не без иронии заметила, что полемика идет по принципу: кто кого? Она опасается, что из-за этих разногласий Карелия может войти в новый, 2014-й, год без своего закона об образовании.

Дискуссия завершилась, и члены Комитета по образованию, культуре, делам молодежи и спорту проголосовали за то, чтобы принять за основу депутатский вариант закона Карелии «Об образовании». Теперь остается ждать, появится ли к январю наш, карельский, закон.

Впрочем, зачем ждать? Учителя, родители, общественники могут не со стороны наблюдать, а следить за прохождением закона в республиканском парламенте – сюда, как известно, есть у любого право прийти, только паспорт не забудьте. Своим гражданским правом воспользовался вчера лишь руководитель общественной организации «Карельское образование» Владимир Малегин.