Образование, Учитель

Виктория Виктории Стафейковой

Виктория Стафейкова. Фото Марии Голубевой
Виктория Стафейкова в Музее изобразительных искусств Карелии. Фото Марии Голубевой

В тот момент, когда объявляли лауреатов всероссийского конкурса «Учитель года», Виктория Стафейкова не поняла, что произошло и на сцену вышла не сразу — только когда коллеги-конкурсанты подсказали, что пора. В Карелии шесть лет ждали такого успеха. В поселке Толвуя Медвежьегорского района, где Виктория работает, весть разлетелась с молниеносной скоростью. 

Не за победой

На региональный конкурс «Учитель года» Виктория ехала не за победой. Говорила:

— Важно посмотреть, что делают другие, поделиться наработками.

В отдаленной сельской школе она чувствует, что не хватает методической помощи, общения с коллегами, рефлексии.

— Поэтому и решила участвовать в конкурсе, чтобы обобщить опыт, узнать новое, встретиться с коллегами, — признается Виктория Стафейкова.

А не превратился ли конкурс в срежиссированный спектакль? Виктория задумывается и с однозначным ответом не торопится.

— Зависит, с чем человек идет на конкурс. Один — чтобы себя показать, а другой — новое узнать. Готовясь к испытаниям, читала книги по психологии, педагогике, методике преподавания. Теперь готова делиться знаниями.

Выездной учитель

Виктория Стафейкова на конкурсе "Учитель года России". Фото Марии Голубевой
Виктория Стафейкова на конкурсе «Учитель года России». Фото Марии Голубевой

С момента окончания всероссийского конкурса Виктория Стафейкова чаще приезжает в Петрозаводск и другие карельские города, где общается с коллегами, делится опытом. Вместе с Советом молодых педагогов Карелии в ноябре провела мастер-класс в Медвежьегорске.

Добраться до Толвуи, поселка, где живет и учительствует лауреат всероссийского конкурса, было ой как непросто! Автобус приходит в поселок днем, когда уроки в школе уже заканчиваются. Следующий автобус отправится в районный центр через час или же сутки. Так и живет карельская глубинка — с неважными дорогами, редкими автобусами до районных центров, небольшими школками в поселках и деревнях.

— Люблю приходить в класс пораньше. Люблю разговаривать с детьми. В эти утренние минуты дети рассказывают о том, как живут, — делится Виктория, у которой за плечами четыре выпуска. — Дети открытые, секретов нет. На уроке могу отвлечься, спросить не по теме урока… И тогда получается разговор с ребятами!

 

Жизнь и ее окрестности

Виктория Стафейкова на уроке конкурса "Учитель года Карелии". Фото Марии Голубевой
Виктория Стафейкова на уроке конкурса «Учитель года Карелии». Фото Марии Голубевой

Кажется, размеренная и легкая жизнь у сельского учителя. Но это не так. С первоклассниками Виктория  работает до 14 часов. После торопится еще к одному мальчику, который обучается дома.

У нее самой двое детей. Дочка в этом году оканчивает 11‑й класс, сын второклассник. Живет семья в просторном доме с печками.

— Муж постарался, в дом проведена вода, — говорит учительница, у которой за окном огород в 25 соток, любимые цветы на клумбах и полный сарай дров на зиму.

— Виктория, у вас тихий голос. Приходится ли на уроках кричать?

— В школе говорю громко и четко, чтобы ребята слышали. Голос стараюсь не повышать. Ученики и взгляд понимают. Не люблю, когда дети отвлекают или мешают друг другу.

Рисовать, сочинять, решать примеры, разгадывать ребусы — в классе Виктории Стафейковой детям не скучно!

Встать и аплодировать

Конкурсный урок в Санкт-Петербурге произвел впечатление на Игоря Изюмова, члена жюри очного тура конкурса «Учитель года России»-2018. Эксперт отметил лаконичную конкретику методического семинара Виктории, посвященного кругам Эйлера — геометрическим схемам, с помощью которых можно изобразить отношения между множествами самых различных элементов. О самом уроке Игорь Изюмов написал так:

«Прозвенел звонок, и учитель, искренне улыбаясь, поблагодарила детей за работу. А дети благодарили ее. И тоже радостно улыбались. Они не просто все успели. Они выполнили задание на самом высоком уровне! Выполнили все, без исключения! И это была вишенка на торте. Вишенка, вкусив которую, сосед-коллега вновь посмотрел на меня и уверенно объявил: «Сто баллов!» Мне же хотелось просто встать и аплодировать…»

Методика обучения русскому языку в начальных классах Виктории Стафейковой признана на федеральном уровне. Она не исключает, что продолжит работу над этой темой в аспирантуре.

Как же родилась идея методики? Отчасти это связано с тем, что Виктория поставила себе цель — пробудить активность детей на уроке, которые дома увлечены игрой в гаджете. Рассказывает:

— Мы видим, как дети сидят с планшетом в руках, с азартом передвигают объекты. В этот момент активны ум, слух, зрение, руки, а так ли активен ребенок на школьном уроке? Начинаешь задумываться и придумываешь приемы, пробуждающие активность. Сначала детям рассказывала о кругах, а уже в процессе работы ученики сами придумали название «острова». По основным принципам ребята распределяют слова и буквы на острова (в круги Эйлера). Таким образом, школьники учатся систематизировать, анализировать материал, критически мыслить — это, кстати, требование федерального госстандарта.

 

Школьные будни

Директор Толвуйской школы Людмила Семкина говорит, что коллектив у них возрастной. В школу иногда приходят молодые учителя, но на селе, как правило, не задерживаются.

Люблю поселок, школу, учеников. О переезде не думаю, — говорит Виктория, которая работает в школе 14 лет.

Отвечая на вопрос о перспективах карьерного роста, Виктория констатирует, что в сельской школе перспектив нет. Педагог возглавляет методобъединение учителей начальных классов. Введение новой системы учительского роста, где определена должность учителя-методиста, могло бы повлиять на качество образования в школе, принесло бы педагогу дополнительный доход.

Пока же учителям приходится работать в привычных условиях. Готовясь к конкурсу, Виктория выиграла сражение и с техникой — до победы в финале всероссийского конкурса у учителя в кабинете не было современного компьютера и оборудованного учительского места.

— После сюжета на канале «Вести-Карелия» позвонил предприниматель, — делится новостью Виктория. —  Так появились современный компьютер, принтер, документ-камера. Такой же подарок привезла и администрация района. Теперь комплект техники для подготовки к урокам установлен и дома, и в школе.

 

О педколледже с любовью

Виктория с теплотой вспоминает учителей. В Петрозаводском педагогическом колледже, которому в этом учебном году исполнилось 115 лет, раньше работала Галина Алексеевна Рекша.

— Личность преподавателя в выборе профессии играет решающую роль! До сих пор бумажный журнал веду одной ручкой, как в педколледже научили. Не поставлю вазу с цветами на учительский стол, чтобы случайно не залить тетради и журнал. Таким тонкостям учила Галина Алексеевна. Помню и ценю эти уроки! — говорит выпускница колледжа Виктория Стафейкова.

 

Сельский учитель: трудяга и скромник

Виктория, как отмечает преподаватель Института педагогики и психологии Петрозаводского госуниверситета Зинаида Ефлова, — студентка, которая на лекции и практикумы приходила подготовленной. Зинаиде Борисовне довелось дважды пересечься с Викторией — в педагогическом колледже и в вузе.

— Вика спокойно, постепенно и настойчиво вбирала-отбирала-набирала то, что теперь накопилось-выплеснуло-проявилось в нынешнем профессиональном успехе, — рассказываает Зинаида Ефлова, руководитель лаборатории сельской школы Петрозаводского государственного университета . — Настоящие и лучшие в педагогике — трудяги и скромники. Особая радость от виктории Виктории в том, что Стафейкова показала нашему педагогическому сообществу, порой амбициозному и кичливому, что работа в маленькой сельской школе требует высокого уровня профессионализма, даже более сложного содержательно и технологически. Психологически же держаться на этом уровне архитрудно в этих условиях — малости, отдаленности, дефицита профессионального общения… Когда смотрела конкурсный урок Виктории, мастер-класс, конкурсные материалы, понимала, что вижу труд талантливого практика, теоретически и методически подготовленного коллеги, способного и готового к научному поиску. Предполагаю, нашей сельской учительнице по силам и пора заняться научным исследованием.

 

После известия о том, что Виктория Стафейкова стала лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года»-2018, Карелия ожила. Приятно и важно получать стороннюю оценку учительской работы на федеральном уровне. Виктория победитель регионального конкурса и лауреат федерального профессиональных конкурсов. Несмотря на внешнюю мягкость и доброе сердце, учительница оказалась бойцом, который не просто добрался до финала конкурсных испытаний, но и с честью их выдержал.
Источник: www.ug.ru