В Языковом гнезде создаются условия для обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, при которых они могут овладевать, кроме русского языка, и своим генетически родным языком, непосредственно включаться в культуру своего этноса.
Продолжаем публикацию моделей организации образования на селе. Автор этого материала — кандидат педагогических наук Татьяна Сеппянен.
11. Модель этнокультурного образования «Языковое гнездо»
Часть 1. Уникальная успешная практика
В апреле 2019 года исполнилось два года, как в Доме карельского языка села Ведлозеро Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия была создана модель этнокультурного образования «Языковое гнездо».
Что такое «Языковое гнездо»? В самых общих чертах – это вариативная форма дневного ухода за детьми дошкольного возраста с этнокультурным педагогическим сопровождением в технологии «языковое гнездо». Образованием детей здесь, конечно, занимаются, но по программе, отличающейся от программ дошкольного образования обычного детского сада.
Целью Языкового гнезда является создание условий для обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, при которых дети могут овладевать, кроме русского языка, и своим генетически родным языком, непосредственно включаться в культуру своего этноса. Языковое гнездо создаётся там, где есть осознанное желание местных жителей сделать всё возможное для спасения и развития родного языка, который по разным причинам угасает, а с ним исчезает культура народа.
Изюминка педагогики Языкового гнезда в Ведлозере – то, что здесь педагогическое и бытовое общение с детьми, развивающие игры и занятия для детей происходят исключительно на карельском языке – языке коренного населения поселения.
По мнению специалистов, модель «Языковое гнездо» – это эффективный путь оживления, возрождения языков национальных меньшинств, относящихся к исчезающим или находящихся под сильнейшей угрозой исчезновения, в местности компактного проживания этнической группы.
Село Ведлозеро тем и славится в Республике Карелия, что его жители осознают свою причастность к карельскому этносу и гордятся этим. По итогам последней переписи населения, 69% жителей Ведлозера указали в графе «национальность» – карел (в среднем по району, 31%).
Настоящим достижением можно считать и создание в Ведлозере Карельской Региональной общественной организации «Дом карельского языка», которая смогла объединить население и на народные средства построить дом как особое здание – место/культурное пространство сохранения и развития родной карельской речи. Все мероприятия в нем проводятся на карельском языке и ориентированы на укрепление семейных ценностей в местном сообществе.
Активисты общественной организации «Дом карельского языка» и предложили организовать дневной уход для детей дошкольного возраста по технологии языкового гнезда на базе помещений, являющихся собственностью НКО. В апреле 2017 года «Языковое гнездо» начало работать в режиме проекта.
Организовать обучение в технологии «языковое гнездо» в условиях обычного муниципального детского сада не получалось по разным причинам:
не хватает дополнительных ресурсов для выделения «языкового гнезда» в отдельную группу;
образовательный процесс на карельском языке не согласуется со стандартом дошкольного образования;
не хватает специалистов, свободно владеющих карельским языком.
Общественная организация «Дом карельского языка» также не смогла бы реализовать свою идею без поддержки извне. Языковое гнездо – это результат объединения усилий, средств, ресурсов общественной организации, Администрации района, нынешних жителей села и бывших земляков; это своего рода социокультурный феномен, доказательство созидательной силы сельского сообщества.
С этого времени и по сегодняшний день группу «Языковое гнездо» посещают 9 детей, которые находятся в ней в течение всего дня (10 часов), и 5-6 детей приходят на занятия на 2-3 часа в день. Возраст детей от полутора до семи лет.
Помещения Дома карельского языка, построенные из экологически чистых природных материалов, оборудованы всем необходимым для ухода за детьми и для их развития. Имеются мебель, игрушки, дидактические материалы, кухонная и столовая посуда, компьютерная и бытовая техника, сантехническое оборудование. Педагоги занимаются с детьми ручным трудом, рисованием, лепкой, развитием речи, музыкой, знакомством с окружающим миром. Все время пребывания в игровой комнате взрослые общаются с детьми только на карельском языке.
Следует отметить, что дети этот язык понимают, пытаются отвечать взрослым, но между собой общаются на русском языке, часто используя карельские слова или целые фразы. Иными словами, технология «языковое гнездо» поддерживает двуязычие детей дошкольного возраста.
Согласно штатному расписанию с детьми ежедневно работают два педагога и один повар. По факту же все активисты дома карельского языка – жители села и родители – также стали коллективным воспитателем детей. Особенно ценным можно считать общение детей с людьми старшего поколения, которые являются носителями живого карельского языка. Активисты дома карельского языка уверены в том, что через изучение родного языка удается гармонизировать отношения в семьях детей, посещающих языковое гнездо.
Абсолютно все родители детей, посещающих «Языковое гнездо», помогают в устройстве быта в Доме карельского языка. Все семьи принимают участие в благоустройстве игровой площадки на улице и двора, участвуют в субботниках, по очереди завозят питьевую воду, приносят продукты со своих участков (лесные и садовые ягоды, овощи, мясо и рыбу). Ни один ребенок и ни одна семья «не выпали из гнезда», пока оно работало в режиме проекта. Наоборот, в селе появились новые желающие. Созданный прецедент в работе общественной организации послужил активности большого количества жителей села Ведлозеро.
Проект «Языковое гнездо», основными исполнителями которого были активисты Дома карельского языка, продолжался 18 месяцев и завершился в сентябре 2018 года. Анализируя итоги, все участники Языкового гнезда и внешние эксперты признали позитивный опыт реализации проекта и самобытность модели и технологии, обозначили это социокультурное явление как уникальную успешную практику.
Уникальность данной практики проявляется в том, что:
- Педагогические нормы и правила, сложившиеся в «Языковом гнезде», основаны на здравом смысле, традициях народного воспитания (народной педагогики, этнопедагогики), на доверии родителей.
- Режим пребывания детей в группе формируется не от предписаний (зачастую неуместных и затратных), а от потребностей детей, а бытовые условия и питание максимально приближены к экологии быта карелов, к традиционной домашней кухне.
- Учредителем стала общественная организация, а не формальная структура. Модель – порождение общественной инициативы.
- Реализация модели поддерживается многоканальным финансированием – средства гранта, бюджет района, собственные средства НКО, добровольные пожертвования
Сегодня можно уверенно сказать, что данная модель организации этнокультурного образования может быть транслирована и воспроизведена и другими этносами, и не только в нашей республике.
Однако не всё так просто. О проблемах и перспективах достижения жизнеспособности модели «Языковое гнездо» читайте в следующем материале.
Татьяна Сеппянен, специалист Этнокультурного центра Пряжинского национального муниципального района, кандидат педагогических наук