Образование, Школа и вуз

Мобильный телефон в школе: вы за или против?

Фото: www.medialipetsk.ru
Фото: www.medialipetsk.ru

Ученическое, педагогическое и родительское сообщества взбудоражены новостью, что в России собираются ограничить использование в школах мобильных телефонов, ссылаясь на международный опыт. Например, во Франции принят закон, запрещающий ученикам от трех до 15 лет использовать мобильные телефоны и другие гаджеты, подключенные к интернету. 

Мы попросили высказать свое отношение к нововведению педагогов, они же часто и родители, учеников.

Тимофей Мацицкий, 15 лет: «Ученики сидят в телефонах даже в туалетах»

— Я думаю, ограничение использования телефонов в школе это правильно. Ученики постоянно отвлекаются на уроках, сидят в телефонах на перемене в рекреация, в столовой и даже в туалетах. Туалетные заседания могут собирать до семи учеников… Ограничение использования телефонов облегчит и дежурство по школе.

Всеволод Сахаров, системный психолог, телесный терапевт: «Запрет не имеет смысла»

— Тупо запрещать телефоны. Это не имеет смысла, потому что сейчас телефон — основной инструмент коммуникации, работы, владения. При этом это же и ловушка для внимания, заставляющая из внутренних процессов отвлекаться вовне, из процессов очень важных для обучения. Поэтому с одной стороны, в школе должны быть какие-то предметы с использованием гаджетов, с использованием приложений и всех доступных технологий, что сделает обучение более современным. С другой стороны, могут быть предметы, на которых телефоны недопустимы, не нужны, а следовательно, их на это время можно забирать.

Скорее всего мой ребенок будет ходить в современную школу, которая дает хорошие результаты и выпускники которой успешные люди. Либо это будет какая-то школа или место, где, может быть, вообще не будет мобильной связи, где люди будут жить ближе к природе.

 

Ирина Воскресенская, педагог-психолог, мать четырех детей: «Особо ушлые придумают, как выкрутиться»

— Как я отношусь к инициативе ограничить мобильники в школе? С одной стороны, я согласна. У сына в классе есть дети, которые на уроках залипают с мобильниками. Сидят  в гаджетах под партой. Если дети сами не могут ограничить себя, надо принимать меры. Но с другой стороны, опять же, особо ушлые придумают, как выкрутиться. Принесут второй телефон или солгут, что выключили. Надо в семье разговаривать с ребёнком, мотивировать на учебу, а не на протирание штанов.

 

Инна Чечулина, преподаватель: «Учителям неправильно ограничивать пользование гаджетами»

— Думаю,что телефоны школьникам на уроках не нужны. А вот учителям-то зачем пользование гаджетами ограничивать? Это совершенно неправильно.

Валентина Калачева, кандидат педагогических наук: «Школы ограничатся увещеванием»

— Инициатива положительная. Действительно, мобильные телефоны и гаджеты отвлекают детей от учебы. Однако, сколь бы лучезарными перспективы ни рисовались, вопрос возникнет о рычагах влияния на тех, кто станет игнорировать принятые правила и нормы. У нас и форму школьникам рекомендовано носить, и выражаться в адрес учителей литературно, и на уроках сидеть, внимая разумному, доброму и вечному не шелохнувшись… И что? Это повсеместно соблюдается, и все трепещут от санкций, применяемых к нарушителям? Вопрос риторический.

Поэтому самые сознательные, которые и так телефонами не особо пользуются, будут подчиняться, остальные послужат поводом для написания отчётов, как «мы боремся, воспитываем и успешно насаждаем». Таким образом, всё зависит от прав, которыми будут наделены школы. Но думается, они ограничатся увещеванием и лёгкими мерами дисциплинарного воздействия, что и сейчас происходит повсеместно.

 

Алексей Доронин, лауреат конкурса «Учитель года России-2011»: «Сделать три шага назад?»

— Как я понял, запрет (ограничение) носит чисто рекомендательный характер, и каждый регион, школа, управляющий совет будут выносить то решение, которое сочтут нужным.

Не думаю, что это правильно. Сначала мы так долго отцифровывались, а теперь нужно сделать три шага назад, чтобы выбрать опять какое-то промежуточное, никому не нужное решение? Электронные дневники, открытые электронные банки заданий, онлайн-тесты и тренажеры и т.п. и т.д уже давно неотъемлемые помощники учителя.

Самый простой пример из личного опыта: открыл банк заданий, выбрал подходящие задачи для разминки, создал ссылку, и в начале урока выложил ссылку в общую образовательную группу — никакой бумаги, всё сохранено, удобно и результативно.

Можно бесконечно бояться того, что кто-то из ребят использует свой смартфон не по назначению, но от «помех» не застрахован ни один плохой урок… Помню как сейчас открытый урок по информатике, на котором мне удалось побывать. Учительница самозабвенно рассказывала о том, как космические корабли бороздят просторы вселенной, а мальчик за первым компьютером рисовал какашку…

 

Людмила Фрадкова, кандидат биологических наук: «Даже грудных детей нередко видишь в коляске с телефонами в руках…»

— Безусловно, ограничить возможность использования мобильников во время учебного процесса необходимо. Это нужно было давно сделать. Особенно это касается детей начальной школы и среднего звена.

Но это только часть решения проблемы возникновения зависимости детей от гаджетов. Всё гораздо глубже и серьезней. Все мы наблюдаем, что не только в школах, но и в развивающих центрах, в поликлиниках, на улицах дети погружаются в телефон, забыв обо всем на свете. Более того, даже грудных детей нередко видишь в коляске с телефонами в руках! Конечно, так хочется маме побыть в тишине и не дергаться по каждому поводу!

Нужно убедить или запретить родителям покупать детям до определенного возраста смартфоны и айфоны с выходом в интернет и возможностью бесконтрольно играть в игры и смотреть всё, что угодно. Формула: «А что, мой хуже других?»  тут не проходит.

Конечно, мне возразят, что сегодня очень опасное время, что нужно постоянно быть на связи с ребенком. Для этого можно приобрести кнопочный телефон и давать его ребенку в том случае, если он сам добирается куда-то и находится определенное время без присмотра родителей.

От редакции

Любая инициатива властей со словом «запретить» заставляет насторожиться. Здесь, к счастью, речь идет не о запрете, а об ограничении. Но не лукавство ли это? Что если в реальности введут тотальный запрет в школе на гаджеты без особых нюансов по их использованию? Кстати, в Чечне пользоваться мобильными телефонами запретили еще в 2012 году.

Пока методические рекомендации для регионов, которые подготовили Роспотребнадзор, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российская академия образования, носят  довольно здравый характер. В них речь не о запрете, а об ограничении использования гаджетов. Предлагается ограничить — но не исключить! — их использование в учебном процессе, переводить в беззвучный режим при входе в школу. Причем оговорено исключение для детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья, скажем при диабете. Предполагается также воспитание культуры пользования такими устройствами, что вообще-то давно назрело. Ну а во что инициатива выльется в каждой отдельной школе — поживем-увидим.