Образование, Учитель, Школа и вуз

1947 год. Отогреть, поддержать, укрепить детей

Августовская конференция учителей Пряжинского района 23.08.1947 года
Августовская конференция учителей Пряжинского района 23.08.1947 года

Накануне нового учебного года известный карельский педагог Татьяна Сеппянен опубликовала снимок 1947 года, на котором мы видим участников августовской конференции учителей Пряжинского района.

«Наверное, эти послевоенные учителя не пользовались в профессиональном разговоре милитаристской лексикой типа «стратегия, вызовы, угрозы…», которой мы по недомыслию засоряем речь в мирное время».

На своей странице в соцсети Татьяна Сеппянен написала:

Всех моих друзей-педагогов, школьных и управленческих коллег из прошлого века и нынешних поздравляю с новым учебным годом! Меньше профессиональных потрясений, больше успехов и признания! Накануне районного августовского совещания, такой доброй педагогической традиции, делюсь раритетным снимком.

Случайно на сайте Крошнозерской школы обнаружила старое коллективное фото с едва читаемой подписью «Августовская конференция учителей Пряжинского района 23.08.1947 года». И уже несколько дней подряд обращаюсь к снимку, внимательно разглядываю и мысленно пытаюсь восстановить ситуацию.

Вероятно, событие происходило в Пряже, и его участники собрались у здания Пряжинской школы, еще не восстановленной после оккупации и боёв. Старожилы вспоминали, что после освобождения поселка, в школе, в которой в годы войны размещался госпиталь, не было ни одного целого стекла в окнах. Вот и на снимке видно, что народ разместился в пустых оконных проемах, а одно окно просто забито фанерой.

В августе 1947 года еще не отменили продовольственные карточки, их отменят только в декабре. Голодно, не преодолена военная разруха… Но сколько на этом снимке одухотворенных лиц! Посмотрите, сколько мужчин, среди которых по орденам и медалям сразу узнаются фронтовики. Какие вопросы обсуждали учителя на своей конференции 72 года назад? Что тогда было педагогической новизной? Наверное, эти послевоенные учителя не пользовались в профессиональном разговоре милитаристской лексикой типа «стратегия, вызовы, угрозы…», которой мы по недомыслию засоряем речь в мирное время.

Допускаю, что наши коллеги того времени не сетовали «на сложные социально-экономические контексты», в которых им приходилось работать. Они самоотверженно трудились на заготовке дров, чтобы в классах не замерзали чернила; летом 1947 года вместе со старшеклассниками восстанавливали в Пряже электростанцию, чтобы свет в школе появился к 7 ноября.

Ну и, конечно, учили и воспитывали ребят, которых теперь принято называть «дети войны». По воспоминаниям выпускников того поколения знаю, что в конце сороковых годов среди школьной самодеятельности была очень популярна театральная постановка по мотивам Калевалы «Куллерво», рассказывающая о тяжкой судьбе осиротевшего юноши. Вот она самая главная педагогическая задача наших коллег из 1947 года – отогреть, поддержать, укрепить детей, многие из которых были сиротами или безотцовщиной. И они достойно с нею справлялись. Среди присутствующих на снимке учителей есть немало тех, кто работал в детском доме в Святозере.

Например, в первом ряду светловолосая девушка в белом платье – Рауха Эмильевна Кальске, была в эти годы воспитателем детского дома, а еще преподавала математику и вела кружок по игре на мандолине. К сожалению, я узнала на фотографии только Рауху Эмильевну. Возможно, потому, что мне удалось с ней немного поработать в конце 80-х в Пряжинской школе. Тот самый случай, про который говорят: «прикоснулась к легенде…».

Рауха Эмильевна Кальске – дочь знаменитого финского коммуниста Эмиля Кальске, соратника Ленина. Будучи совсем малышкой, Рауха встречалась с Лениным, когда он скрывался в их квартире в Петрограде. Это событие так повлияло на её жизнь и учительские взгляды, что она до глубокой старости была убежденным ленинцем. Пройдя с успехом всю профессиональную карьерную лестницу от пионервожатой до директора школы, будучи на пенсии, Рауха Эмильевна создала в Пряжинской школе уникальное педагогическое явление – «Ленинский зал». Она вместе с ребятами собирала материалы о судьбах детей, которые хоть однажды встречались с Лениным. Это были в основном дети большевиков, семьи которых после смерти Ленина пострадали от политических репрессий — родители расстреляны, а дети отправлены в детские дома.

С началом политики гласности в 1985-87 годах обрушился поток информации, раскрывающий правду о масштабах и характере сталинских репрессий. Для Р.Э. Кальске это было не просто разочарованием, а настоящим потрясением, личной трагедией.

Сейчас такая форма работы как «Ленинский зал» может вызвать у современных педагогов недоумение или даже насмешку. Но десятки воспитанников Раухи Эмильевны, приобщенных к работе в «Ленинском зале», могут с благодарностью вспомнить своего Учителя, научившего их работать с документами, вести переписку, анализировать историю страны через судьбу человека.

Жаль, что нам так мало известно о других педагогах нашего района, запечатленных на снимке. Может быть, кто-то узнает здесь своих родственников или учителей, и старая фотография расскажет нам еще не одну историю педагогических достижений Пряжинского района.