Образование, Учитель

Земский учитель. Кто поедет на село?

Фото: www.vluki.ru
Фото: www.vluki.ru

Размышления будущего педагога о проекте «Земский учитель»

«Считаю, что преимущество нужно давать молодым педагогам, а тем более тем, кто жил в той местности и хочет туда вернуться».

Как известно, программа «Земский учитель» — аналог уже существующей меры поддержки медицинских работников, врачей и фельдшеров) сельской местности — «Земский доктор». В ней смогут участвовать педагоги регионов России, значит, и Карелии.

Выплата одного миллиона рублей подъемных в рамках программы «Земский учитель» будет предоставляться предположительно на следующих условиях:

— переезд в сельскую местность;

— высшее профессиональное образование;

— заключение договора с руководством школы минимум на 5 лет;

— возраст до 55 лет.

Директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Министерства просвещения России Мария Хлопотных рассказала:

«Главная задача программы – обеспечить высокое качество образования – актуальна для всех российских школ. Однако на селе потребность в квалифицированных кадрах стоит очень остро. Есть случаи, когда вакансии не закрываются год, два, три и более лет. На плечах сельских учителей большая нагрузка. Иногда она достигает 28, 30, 32 часов. Это не может не сказываться на качестве обучения».

Также она назвала общероссийские критерии отбора участников программы как учителей, так и школ. Образовательное учреждение должно не только иметь вакантные должности для педагога, но и обеспечить его нагрузкой не менее 18 часов в неделю.

Думаю, программа действительно интересная для молодых (и не только) специалистов. Как обычно, новое дело продвигается на фоне разных мнений и толков. Так, поговаривают, что в 2020 году будут выделены миллионы только на 1803 человек, а в последующие годы – и того меньше. «Российская газета» пишет:

«Тот факт, что стать участником программы захочет уроженец села или малого города, а также выпускник той самой земской школы, тоже может сыграть свою роль в отборе кандидатов на получение субсидии».

Получается, что программа, маня миллионом, привлекает не только молодых специалистов, недавно получивших диплом, но и опытных педагогов. Соответственно, будет конкурс, где, как говорят, преимущество будет у тех учителей, кто имеет стаж и высокую квалификации. Это может повлиять на то, что вакантные места в местностях до 50 тысяч человек займут педагоги с опытом, а молодёжь останется в крупных городах, так и не испытав себя в роли сельского педагога.

Предполагается, что программа «Земский учитель» будет реализована в короткий период, и как выяснялось, в основном преимущество будет перед опытными педагогами. Заняв вакантные места, они отработают пять лет и благополучно уйдут на пенсию. В связи с этим снова образуется дефицит учителей в сельских местностях. Тогда о какой задержке молодых специалистов в сельской местности говорят?

Считаю, что преимущество нужно давать молодым педагогам, а тем более тем, кто жил в той местности и хочет туда вернуться. Ведь кому, как не сельскому жителю, интересна судьба его посёлка, жизнь его школы, сохранение его истории и культуры? Не думаю, что так сильно и трепетно о судьбе посёлка и школы будет беспокоиться впервые в эту местность приехавший человек.

Безусловно, согласна с мнением Зинаиды Борисовны Ефловой, которая неоднократно говорит, что в качестве учителя прийти в школу должен достойный человек. Трудно определить, кто достойнее: только что получивший диплом педагог или опытный квалифицированный педагог? Видимо по этой причине программу рассчитывают как на опытных, так и без опыта педагогов.

Придерживаюсь того, что в университет и на должность учителя начальных классов не должны попадать случайные люди, которые, скажем так, «заглянули разузнать, как тут жизнь живётся». А ведь начальная школа – важная ступень в жизни ребёнка и такое «любопытство» здесь просто неуместно.

При обсуждении проекта нужно увидеть как положительные стороны, так и отрицательные эффекты программы. Важно не навредить сельским школам скоропалительностью решений и формализмом выбора «земских» учителей. Целью программы должно выступать не только восполнение дефицита учителей, но сохранение села, возрождение жизни в сельской местности, которое, считаю, возможно только с привлечением молодёжи.

Ульяна Ковалёнок,

студентка 4-го курса (выпуск 2020 года),

Кафедра теории и методики начального образования, Институт педагогики и психологии, Петрозаводский государственный университет