Образование, Школа и вуз

Из пустого в порожнее

На открытом уроке в одной из сельских школ Карелии. Фото Марии голубевой
На открытом уроке в одной из сельских школ Карелии. Фото Марии Голубевой

О программе «Земский учитель»

««Земские», переезжая на новое место, оставляют лакуну в своей родной школе. Загляните в столичные школы: сколько там педагогов из провинции? Общеизвестно, что в наши мегаполисы сотнями перекачиваются лучшие учителя из тех самых моногородов, которые должна поддержать программа».

В «Учительской газете» с публикации «Миллион не поможет» одного из авторитетнейших ученых и деятелей образования, академика Анатолия Цирульникова начата дискуссия о программе «Земский учитель». По его оценке, президентская программа «Земский учитель» требует серьезных и неотложных содержательных корректировок. Дискуссию в «УГ» продолжила хорошо нам знакомая Зинаида Ефлова, известный карельский ученый в области образования на селе. Публикуем ее выступление.

Дискутировать, думать, делать

Зачем нужны «земские» учительские центры

Статья глубокоуважаемого Анатолия Марковича Цирульникова «Миллион не поможет», как обычно и бывает после прочтения его книг, статей и интервью, пробуждает три «д» — дискутировать, думать, делать.

О сельской школе сегодня

Последние двадцать лет жизни нахожусь в проблеме сельской школы, как говорится, по самую макушку. Не только у нас в Карелии, по всей России образование в сельских территориях (называть образование сельским, считаю, некорректно) где медленно, где немедленно/срочно разрушается под эгидой иллюзорной экономии средств и не менее эфемерного качественного образования в «лучших» условиях соседнего села или города, до которых деревенскому школьнику еще нужно добраться, оставаясь способным учиться, да что там, просто здоровым.

Происходит это при явных и до смешного неразумных затратах на бессмысленное, например, на пожарные кнопки для вызова пожарных с расстояния в 90 км или на миллионные заборы вокруг школы, мимо которой 1‑2 авто за день медленно протащатся по деревенской улице (почему медленно, думаю, догадываетесь). Отсутствие таких кнопок становится аргументом для закрытия школы, где тепло, сердечно и умно сельскому ребенку.

На моих глазах вот так, безжалостно по отношению к деревне — ее истории, ее достоинству, ее законному желанию жить, чаще всего с помощью лукавства и обмана исчезли с начала XXI века ни много ни мало 87 карельских школ! Осталось чуть больше сотни, но аппетиты оптимизации неисчерпаемы…

О нынешних «земских» учителях

Программа «Земский учитель» в ее нынешнем виде — переливание из пустого в порожнее. Аргументы? «Земские», переезжая на новое место, оставляют лакуну в своей родной школе. Загляните в столичные школы: сколько там педагогов из провинции? Общеизвестно, что в наши мегаполисы сотнями перекачиваются лучшие учителя из тех самых моногородов, которые должна поддержать программа. Надо признать, что сейчас в стране тотальный дефицит педагогических кадров. При этом сокращен прием на педагогические направления — пасынки классических университетов, что-то невнятное (надеюсь, пока) происходит с педвузами…

Впрочем, пока не об этом, а о «земских» учителях. Нынешние, не надо обольщаться, — это не те, кто сеял разумное, доброе, вечное в российской глубинке XIX века, о которых с восторгом читаю, в том числе в работах Анатолия Марковича… Сегодняшние — мотивированные рублем, в поисках лучшей жизни, ставящие условия. Смогут ли, да и будут ли они помогать деревне? Готовы ли они понять и принять на себя ответственность социокультурного, а не только образовательного масштаба? Как таких примет деревня, живущая сегодня трудно, теряющая с каждым уезжающим выпускником школы часть надежды на будущее? Непростые вопросы…

Хочется надеяться, что едут не авантюристы, не перекати поле, что будут работать — не зарабатывать на деревенской беде. Вот таким, думаю, их немного, согласна, нужно помочь встать на ноги. В том числе через центры, о которых пишет Анатолий Цирульников.

О подготовке сельских учителей

Год от года все больше убеждаюсь: сельского учителя нужно готовить особо, как пилота высшего пилотажа, поскольку функции его многоплановы, а компетенции много шире профстандартных. Ему на местности определять баланс между глобальным, региональным и здешним, ему оберегать традиции и оценивать целесообразность инновации. Знаю, что и у нас в стране есть успешные практики взращивания, поддержки и сопровождения учителя сельской школы.

Радуюсь за китайских коллег: Институт сельского образования создают. За страны рада, понявшие, что без провинции с ее сельской школой не бывать большой экономике и цивилизованным конгломерациям.

Хочу за нашу российскую сельскую школу порадоваться, за ее продвинутого, современного сельского учителя.
«Земские» учительские центры, в моем представлении, — узелки большой сети. Анатолий Маркович назвал некоторые из них — Великий Новгород, Красноярск, Якутия…

Есть такой узелок и у нас в Карелии — это лаборатория теории и практики развития сельских школ ПетрГУ + общественное педагогическое движение «Ассоциация сельских школ Карелии». Знаем, встречаемся и общаемся, собирали на форум в Петрозаводск коллег из Арзамаса, Иванова, Кирова, Красноярска, Орла, Томска, Ярославля, где в разных условиях, часто не благодаря, а вопреки, скрупулезно и последовательно поддерживают сельскую школу и сельского учителя наши единомышленники.

Людмила Васильевна Байбородова начала искать ниточки и подбирать инструменты, чтобы сеть починить: создала на базе ЯГПУ и общественной организации «Лидеры сельских школ» межрегиональную лабораторию «Педагогика сельской школы». Узелки понемногу соединяет… Вот и журнал одноименный ярославцы начали издавать.

Давайте вместе делом займемся, для начала поделимся, что у кого в закромах (не за пазухой).
Об авторе: Зинаида Ефлова — кандидат педагогических наук,  преподаватель ПетрГУ, исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия
Источник: ug.ru