Образование, Учитель

Урок Эдуарда Алёхина, или Человек с чувством полёта

Эдуард Алехин дает открытый урок в петрозаводской школе №3, 2009 год. Фото Марии Голубевой
Эдуард Алехин дает открытый урок в петрозаводской школе №3, 2009 год. Фото Марии Голубевой

«Не было дня, чтобы я не уходил с мыслью  бросить школу. И не было дня, когда бы я на  уроке не ощущал чувства полета».   

Эти слова услышала от учителя истории Эдуарда Георгиевича Алёхина, когда в 2001 году приехала к нему в школу в поселок Повенец. На республиканском учительском конкурсе, где он одержал победу, Алёхин выделялся своей неординарностью, и сразу захотелось побывать на его уроке — не конкурсном, а в родной школе. Я вообще считаю, что понять учителя можно  только на уроке. Иной блистает остроумием в разговоре, взахлеб рассказывает о любви к нему учеников, перечисляет навороченные технологии, которые использует, да и резюме блестящее, а побываешь на уроке и понимаешь, что король-то голый. Но это не случай Эдуарда Георгиевича, и я надеюсь, что публикация из архива печатного «Лицея» не устарела и может быть полезной молодым учителям сегодня. Все же главное — не технологии, а личность учителя.

***

Молва о незаурядном учителе истории из Повенца уже давно шла по Карелии. Специалисты с уважением отзывались о его методе преподавания истории. Наконец четыре года назад довелось познакомиться с Алехиным на республиканском конкурсе «Учитель года». Его остроумные ответы на каверзные вопросы, блистательные импровизации  в ходе творческих конкурсов, очевидный масштаб личности не оставили никаких надежд соперницам. Алехин окончательно покорил публику, старательно пытаясь справиться с коварными па в танцевальном марафоне. Когда  его объявили  победителем конкурса «Учитель года»,  зрители ликовали.

А сам триумфатор особенно счастливым не казался. Во время награждения он привычно для себя нарушил правила игры, вместо взаимных расшаркиваний заявив, что лучшим подарком для него стал бы ремонт крыши школьного здания.

И вот я в Повенце, где по-прежнему Эдуард Георгиевич ведет историю. Он  так и не продвинулся по служебной лестнице. Что удивительно, учитывая дефицит мужчин в нашем образовании.

— Неужели вам не делали никаких предложений, например, стать директором школы? – спрашиваю его. Алехин искренне изумляется:

— Да у меня же на лице написано, что я не могу руководить! Терпеть не могу вести официальную документацию, не люблю и не умею командовать, и наконец – мне это неинтересно. Моя судьба – быть в постоянном подчинении. Но я не жалуюсь – мне в школе предоставлена абсолютная свобода.

Естественно, директора школы Инну Григорьевну Петрову я не могла не спросить, как она относится к тому, что Алехин не любит заполнять классные журналы.

– Мы его очень любим, он же учитель-фанат, — улыбнулась она. – А на то, что документация у него не всегда в порядке, смотрим сквозь пальцы, понимаем – человек он творческий, скучно ему этим заниматься.

Действительно, только творческий человек после немалого количества лет в школе способен испытывать наслаждение от общения с детьми – как Эдуард Георгиевич во время игры в историческое поле чудес со своим любимым 5А классом. Его азарт передается детям, класс заводится с пол-оборота – все 19 учеников увлеченно ищут вместе с учителем истину.

И начинается увлекательная игра. Одна тройка игроков сменяет другую за столом в центре кабинета, разгадывая по буквам трудные слова. Как звали одного из братьев Рюрика? «Мы этого, заметьте, не изучали»,  – говорит Алехин. Вроде все буквы, кроме одной, определены – а слово никак не поддается! «Трувор», —  подсказывает Алехин и делает вывод: «Первый раунд закончился тем, что 5А проиграл Эдуарду. Какой приз мне будет?» Дети смеются: «Шоколадка!». Вновь  со скрипом  вращается старенький глобус, заменяющий барабан: тот, напротив которого окажется жирная точка в центре Африки, получает право первого ответа.

Игрокам за столом помогают все остальные ученики, сидящие за расставленными по периметру кабинета столами. Всем вместе удается назвать  имя знаменитой сестры основателей Киева,  государство древних инков, самое страшное место ада в представлении Данте.

Поразительно, но далеко не детский уровень общения ребят совершенно не смущает. Как и почтительное обращение Эдуарда Георгиевича к  девочке с тоненькой косичкой: «Теперь дама вращает барабан». В конце по результатам игры  голосованием определяют лучшего игрока, который будет капитаном на общешкольной игре. Радостно возбужденные, дети покидают кабинет и спешат домой, где их родители озабочены совсем не вопросами древней истории, а тем, как накормить семью, наскрести денег на тетрадки, а главное –  найти работу. Большая часть жителей поселка, которому более 500 лет и который еще лет 15 назад процветал, сегодня мается без работы.

Пожалуй, самое радостное событие за последние годы – наконец в школе отремонтировали крышу! Во время выборов весной 98-го директору удалось заполучить в школу на час  Сергея Катанандова. Строитель по профессии, он, осмотрев здание, все понял и пообещал в случае избрания помочь. Слово сдержал, и уже к 1 сентября того же года злополучную крышу наконец отремонтировали.

За те годы, что протекала крыша, Алехин заработал ревматизм. «Ведешь урок и хлюпаешь ботинками по мокрому полу…». Нельзя было оформить кабинет, повесить пособия.

Несколько лет назад, 49-ти лет от роду, Алехин начал писать стихи. Первое родилось на Кипре, куда была организована поездка для участников российского конкурса «Учитель года». С юмором говорит: «Главное в стихах, чтобы автору нравились». В одном из стихотворений зацепила строчка: «Я с миром в раздоре…»

Биография у Алехина, по его же признанию, своеобразная. Из-за сложных семейных обстоятельств до 1964 года жил в Повенце – воспитывали тетушки. Считает, что одна из них, Прасковья Михайловна Цыкарева, оказала на него в жизни, наряду с книгами, самое сильное влияние.  Тетя была учительницей, потом много лет на партийной работе.

— Она никогда не пользовалась своими привилегиями, хотя была персональной пенсионеркой. Я тоже был в партии и не жалею об этом. Я — коммунист-романтик. Будущее не за индивидуализмом, а за братством, любовью, справедливостью.

После седьмого класса Алехин вернулся в Петрозаводск, стал жить с родителями. Последние два года учился в знаменитой тогда на всю страну 9-й школе, где директором был легендарный Фрадков.

— Школа оставила неизгладимое впечатление, — вспоминает Алехин.-  Там я, интраверт по природе своей, познакомился с тем, что такое коллектив. Вступил в МБО – молодежный боевой отряд, который контролировал обстановку не только в школе, но во всем микрорайоне. Туда был такой отбор!  Много позже я узнал, что МБО незаметно для нас опекал Фрадков, при этом у нас была полная иллюзия самоорганизации. Так и должен работать учитель. От Фрадкова вообще исходили такие флюиды, что рядом с ним невозможно было жить медленно. После школы было гораздо меньше людей, оказавших на меня влияние.

Окончив школу, Алехин поступил на историко-филологический факультет Петрозаводского университета. Окончив его и отслужив год в армии, приехал по приглашению тетушки поработать год в Повенце, и уже без малого тридцать лет здесь.

10 лет от истории был далек – работал учителем труда во вспомогательной школе, вел столярное дело. Но хотелось все же преподавать историю, и Алехин пришел в среднюю школу. Рассказывает:

— В голове после стольких лет перерыва была каша, пришлось переучиваться.

Тогда и стали рождаться его ныне известные динамические схемы. Съездил к Шаталову, но не во всем согласился с именитым новатором: есть, говорит, вещи, которые при помощи опорных сигналов не изложишь.  Динамические схемы Алехин использует там, где есть событийный процесс. Но они невозможны, если речь идет о проблемах философии и культуры. Алехин использует 126 постоянных символов.

Эдуард Георгиевич показал мне несколько объемистых томов – в них заключены его 160 схем, работа над каждой заняла много времени. Назвал все это «Историей для ленивых», потому что даже если ты трижды лентяй, изложение настолько доступно, что не усвоить материал просто невозможно.

Использует он динамические схемы только в 5-8 классах: в старших классах ставятся проблемные вопросы. Вообще он хотел бы преподавать историю древнего мира и средневековья – ХХ век слишком задевает, ученики не могут отрешиться на уроке от груза проблем сегодняшнего дня.

— Дети какие-то потерянные, — говорит Алехин. – До 12-13 лет, пока они не осознают, что живут во враждебном мире, еще ничего. А вот со старшеклассниками трудно – прежде этого не было. Мотивация к учебе ничтожная – они видят вокруг, как бедствуют люди, получившие прекрасное образование. Прагматизм многих моих учеников меня поражает, а ведь жить без известной доли идеализма нельзя.

Со своими одиннадцатиклассниками  Алехин пытается вывести … национальную идею! Тоже, наверное, идеализм, без которого жить нельзя.  Его мысль: «Государство гибнет, когда каждый начинает жить сам по себе. Либо выживаем всем народом, либо перестаем существовать». Он убежден, что надо учить юных мыслить по-государственному.

Да, Алехин  «с миром в раздоре» – как и каждый мыслящий человек, но в отличие от многих у него есть то, что дарит, по его признанию, ощущение невероятной бескорыстной любви  –  все понимающая жена-коллега, дети и внуки – «очень богатый комплект», замечательные друзья по ассоциации учителей года, каждая встреча с которыми поднимает дух.  И потому, несмотря на вечные сомнения, своим ли делом он занимается, Эдуард Алехин говорит:

— Место историка в Повенецкой школе еще долго будет занято!

 Опубликовано в газете «Лицей», 2001 год, №4

От автора. После этой публикации прошло 19 лет. В 2005 году Эдуард Георгиевич Алехин был удостоен звания народного учителя Карелии. Он много ездил по республике, давал блестящие открытые уроки. Несколько лет назад, после болезни, вынужденно он ушел из школы, однако продолжает внимательно следить за всем, что происходит и в образовании, и в стране.

Дорогой Эдуард Георгиевич! С Днем учителя Вас! Спасибо за полёт, за надежду, которую подарили ученикам и всем нам в самые беспросветные годы. Здоровья Вам и радости в повзрослевших учениках!