С какими трудностями сталкиваются учителя, ведущие дистанционные уроки? Об этом пишет известный в Карелии учитель.
Тема дистанционного обучения школьников в России не отпускает меня уже больше полугода. Это жгучая проблема, потому что появляются все новые и новые подводные камни, с которыми мне как учителю надо справляться.
Например, мы тотально учимся на дистанте уже второй раз, прошло лето, но уровень технической готовности учеников к обучению с применением дистанционных технологий не стал лучше. Увы!
Что происходит в закулисье дистанционного обучения?
Раннее утро. Будний день. Сегодня у меня 4 урока в дистанционном формате.
Я готова: конспект, презентация, деловой внешний вид. Настроение приподнятое. Жду встречи с учениками.
Время. Выхожу в интернет на платформу. На уроке 22 ученика из 25. Неплохо? Вовсе нет. Почему?
Я не вижу всех учеников на уроке. А что вижу? Чёрный квадрат, смешную, уродливую или страшную картинку, чьё-то чужое фото. На что хватает фантазии учеников, то и вижу.
Мне это однозначно не нравится. Я все 30-35 минут урока не понимаю, находятся ли ученики перед монитором, ушли пить чай, едят бутерброд, в рабочей обстановке учатся вместе со всеми, сидя за столом и усваивая материал, лежат в постели, гладят кошку, играют с собакой, слушают музыку или ещё делают что-то, не относящееся к уроку.
Видеокамеры ученик не имеет. Родитель об этом не позаботился. А учитель своего ученика не контролирует, потому что просто не видит.
Мне возразят: у вас и на обычных уроках учатся не все 25. Соглашусь, но на обычном уроке я вижу, как сидит ученик, как он слушает, как смотрит на меня, как открывает учебник и читает или пишет, как вовлечён в обсуждение темы, и реагирую моментально. Без видеосвязи и микрофона учу как в пустой чёрной комнате.
Если нет ни микрофона, ни веб-камеры, то я вообще не считаю, что ученик присутствует и учится на уроке. Он глухонемой для меня: не отвечает на мои вопросы, для меня – это пустое место (чёрный квадрат, чужое фото, смешная или уродливая картинка).
С досадой понимаю, что родители вводятся в заблуждение. Они уверены, что всё в порядке, что их чадо учится. А оно и не думает.
Что родители видят, если, конечно, дома? Чадо выходит на урок в интернет, сидит перед компьютером или с планшетом или телефоном. Осваивает программу. Какое заблуждение!
Вот и выходит, что у меня не 22 ученика на уроке, а только 10.
Я материально вложилась в своё техническое оснащение: хороший интернет, стабильный сигнал, есть микрофон, видеокамера, прошла курсы повышения квалификации, изучила возможности платформы Zoom.us и Учи.ру.
А за результат обучения своих учеников не отвечаю.
С подобной ситуацией сталкиваются и учителя общеобразовательных школ, и преподаватели системы профтехобразования, и учителя столичных лицеев и гимназий.
Вот мнение молодого учителя из Петрозаводска: «Прошлой весной у меня получилось провести уроки в некоторых классах при 100% посещаемости. Иногда так хорошо работали, что душа пела, но, выйдя на очное, увидел, что блок синтаксиса, который мы пытались разжевать, как-то прошёл бесследно… Они знают, но с таким скрипом… Был у меня ребёнок-чёрный квадрат. Всё как в пустоту. Кстати, у него оказались самые низкие результаты на выходе с дистанционного обучения».
В унисон думает преподаватель физики из профтехлицея: «Почти все с крутыми гаджетами ходят и сутками в них залипают, а как обучение — инета нет, все сломалось, не открывается и не работает… И только слышно — школа должна…».
Есть ли выход из сложившейся ситуации? Подумаем вместе. Решим эту проблему. Без оправданий, что нет финансовой возможности. По-взрослому. Просто решим.
Один из вариантов — на уровне школы принять простые и понятные всем участниками образовательного процесса правила поведения при обучении с применением дистанционных технологий, чтобы понимать зону ответственности каждой стороны, чтобы учесть позицию и учителя, и ученика, и родителя.
Об авторе публикации. Галина Рудольфовна Маккоева преподает русский язык и литературу в школе №6 Сегежи. Победитель конкурса «Учитель года Карелии» 2000 года, лауреат конкурса «Учитель года России» того же года — вошла в число 15 сильнейших учителей страны.