«Фрадковские педагогические чтения в этом году были посвящены здоровьесбережению детей и педагогов. Думаю, значимость этой темы в период пандемии не поддается сомнению. Опыт прошлого актуален в настоящем, а иногда и незаменим», — считает дочь выдающегося педагога, кандидат биологических наук Людмила Фрадкова.
Сегодня, 12 декабря, День памяти моего отца. Вот уже прошло 22 года, как он ушел из жизни. Это была суббота, 12 декабря 1998 года.
История одного ранения
Подписан был мир
И замолкли пушки,
Но враг недобитый
Готовил ловушки.
В проклятом месте,
Под Дахау
В тебя немецкая пуля попала.
Разбита нога, истекаешь ты кровью,
Уходит сознанье
И тут к изголовью
К тебе, наверно,
Склонился Бог,
И только он тебе помог.
Военный госпиталь.
Краткий ответ:
«Ампутация, выхода нет.
Но тут явился,
Судьбою дан,
Хирург – кудесник
Мовсисян.
Шил он сосуды
Часы шли…
Долго трудился
И ногу …спасли!
Так написала моя мама к 50-летию знакомства с отцом про историю ранения, которое он получил в Германии в конце войны.
И вот это ранение, по сути, определило его дальнейший жизненный путь.
Ему было 18 лет, но с того момента всю свою жизнь он испытывал страшные боли, жил на преодолении, и последние годы с трудом передвигался, стал инвалидом первой группы.
Стало понятно, что он не сможет быть военным. И он выбрал профессию учителя.
Раздвигая рамки
…Об этом я рассказывала молодым учителям на конференции «Фрадковские педагогические чтения», которая проводилась в ноябре этого года в 10-й раз — маленький, но юбилей.
Из всего, что осталось в память о педагоге, это событие считаю, пожалуй, одним из самых значимых. Это единственное мероприятие, именно в формате школы-конференции, которое проводится в Карелии, начиная с 2004 года, адресованное молодым учителям, только начинающим свой путь в педагогике. Здесь они могут поучиться у опытных наставников, приобрести опыт публичных выступлений, самим попробовать себя в качестве исследователей, обменяться педагогическими находками и приобрести новые знакомства.
Я очень люблю процесс подготовки конференции. Мы, не успев закончить одну, начинаем сразу обдумывать, что будет на следующей. Спорим, горячимся, но всегда приходим в конечном итоге к единому мнению. Думаем, кого из специалистов пригласить на чтения. Значимых, удивительных, интересных людей, которые так нужны сегодня молодым. Ищем изюминку, которая бы отличала нашу конференцию от других.
Мы стараемся раздвинуть рамки и расширить формат и географию участников.
В этом году Фрадковские педагогические чтения, организованные, как всегда, Карельским институтом развития образования, несмотря на все сложности и онлайн формат, собрали около 80 молодых педагогов со всей республики.
Обсуждая очередную тему чтений, мы всегда выбираем самые актуальные и болевые точки, волнующие педагогов. Но при этом стоим на принципе преемственности, протягивая ниточки из педагогики прошлого в настоящее. Нам очень хочется убедительно показать, что есть непреходящие ценности и опыт прошлого актуален в настоящем. А иногда и незаменим.
Тема этих чтений была посвящена здоровьесбережению детей и педагогов, думаю, ее значимость в период пандемии не поддается сомнению.
Как написали в отзыве о конференции на сайте гимназии № 17 Петрозаводска: «Именно в этом году, когда приходится постоянно проходить проверку на прочность, физическую, психологическую и нравственную, тема здоровья звучит наиболее актуально и остро…»
Уже по традиции каждый раз мы в пленарном заседании включаем часть, посвященную личности И.С. Фрадкова.
И мне приходится искать тот ракурс, связь, которая может быть созвучна теме конференции. Я назвала свой доклад «История одного ранения».
Почему я выбрала именно такую тему? Я хотела показать, как, потеряв очень рано одну из самых главных ценностей нашей жизни – здоровье, отец, где бы он ни работал, уделял ему особое и очень важное место.
Давайте пробежимся лишь по некоторым интересным моментам его педагогики, направленной на укрепление здоровья детей и педагогов (сейчас, кстати, появился новый термин –здоровьесбережение, который убедительно нам доказывает, что обучение в современной школе явно не способствует сохранению здоровья детей).
9-я школа (1956 — 1969)
Чтобы уменьшить нагрузку на детей и учителей, вводит лекционно-практическую систему обучения, как следствие — уменьшение домашних заданий и улучшение качества подготовки.
Каждый учитель имел один раз в неделю 1 методический день.
Огромное значение придается спортивно-оздоровительной работе, на уроках динамические паузы, веселые организованные перемены, музыка, которая звучит в перерывах между уроками.
Вводит в середине недели спортивно-оздоровительный день, чтобы разгрузить детей, уменьшить утомляемость.
Привлекает активно всех детей школы к организации всей оздоровительной и спортивной работы, поднимая значимость всего этого в глазах учеников.
Вводит самоуправление, давая возможность получать обратную связь и корректировать работу.
Лицей № 1 (1987 — 1991)
Спустя годы сконцентрировал все, что уже было накоплено за время работы. Вводит сдвоенные уроки, начиная с 5 класса. И убедительно доказывает, что это способствует огромной разгрузке детей.
Будучи математиком и, используя графики работоспособности в течение недели и учебного дня, рассчитал, что самой удобной формой проведения сдвоенных уроков является схема 3 х 30.
Интересно, что я как-то нашла статью в педагогическом журнале уже гораздо более позднего времени, где описывают такой же опыт в одной из школ средней полосы России.
Искать выход, использовать лучший опыт
Почему я выбрала именно эти моменты? Они направлены были на то, от чего больше всего страдают дети сейчас в условиях пандемии: гиподинамия, огромная перегрузка, большие объемы домашних заданий, сидение за компьютером , находятся в условиях стресса.
Не один раз уже задавала себе вопрос, а что бы сделали они, педагоги 60-70-х годов XX века, в нынешней ситуации?
Наверняка, поставили бы на первое место именно сохранение здоровья детей и педагогов, их поддержку в условиях стресса. Проанализировали бы ошибки весеннего периода, трудности дистанционного обучения и стали бы в экспериментальном режиме искать лучшие пути для корректировки этой ситуации. Понимали бы, мне кажется, пережив войну, что сегодняшняя ситуация сравнима с военными действиями. Разворачиваться нужно быстро, в динамике, пробовать и использовать лучший опыт.
Отсеяли бы все лишнее, что мешает сейчас сосредоточиться на главном — обучать детей в щадящем режиме, не потеряв качество образования, но и не нанести вред их здоровью.
Я хочу поблагодарить редакцию журнала «Лицей» за предоставленную мне возможность в день памяти поделиться некоторыми размышлениями о чтениях, которые носят имя Исаака Самойловича Фрадкова, педагога , который всю свою жизнь отдал карельской педагогике.
«Пока имя человека звучит — он жив».