Как пояснили обратившиеся в редакцию «Учительской газеты» родители, порядка двух лет у автобуса, который осуществляет подвоз детей, не работает подъемник. Сначала его пытались ремонтировать, но, когда стало ясно, что ремонту он уже не подлежит, школа подала заявку на новое транспортное средство. И вот уже два года, когда ломается автобус, на свои возмущения мамы и папы слышат один ответ: «Ничего поделать не можем. Заявка подана».
– Заявка-то, может, и подана, а дело не двигается, – констатирует Наталья М., мама ученика школы.
Родители решили сами известить о ситуации Министерство образования и спорта Карелии. В октябре четыре мамы, дети которых особо нуждаются в таком автобусе, написали в министерство обращения, в которых каждая изложила историю своего ребенка и объяснила, почему им так необходим автобус с подъемником. Главные проблемы: большой вес детей, а в случае транспортировки в коляске и подавно: от 50 до 100 килограммов.
– Коляски у наших детей со сложной структурой нарушений – специальные, оснащенные различными видами поддержек и настроек, и поэтому очень тяжелые, – рассказывает Наталья М. – Противопоказаниями при пересаживании из коляски в коляску для перевозки в автобусе являются диагнозы школьников – спинальная мышечная атрофия (СМА), остеопороз. К тому же некомфортна сама процедура пересаживания на улице, на глазах у прохожих. Никто не отменяет и человеческий фактор, когда любой из нас, будь то мама или сотрудник школы, может поскользнуться, запнуться, сделать неловкое движение – и травма ребенку будет обеспечена! Казалось бы, обращения отправлены через портал правительства РК, но Минобразования не удостоило нас ответами! Ни одна из нас не получила подтверждения, звонка, письменного оповещения в ответ на обращение.
Тогда родители решили обратиться во Всероссийскую организацию родителей детей-инвалидов (ВОРДИ). От имени Совета ВОРДИ в январе 2021 года направили обращение в Министерство образования и спорта Карелии. Ответ не получила и организация!
В марте члены совета ВОРДИ участвовали в Федеральном селекторном совещании среди представителей региональных министерств образования, на котором был поднят вопрос о качестве подвоза детей в школе для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
– Каково же было удивление, когда замминистра образования Андрей Шевяков ответил, что для него отсутствие автобуса с подъемником – открытие! – возмущаются родители.
Как они пояснили, нередко школьный автобус ломается. Иногда мам и бабушек – именно они, как правило, отвозят детей на остановку – предупреждают об этом с вечера. Но случается и так, что ребенок собрался в школу, его одели и усадили в коляску, а автобус сломался – застрял на заснеженной улице, не завелся в морозный день… В результате планировать свой день родителям сложно: так как дети учатся до 14 часов, у родителей есть время только с 8 утра до 14 дня, чтобы решать насущные проблемы или работать.
До недавнего времени не было в автобусе и человека, который помогал бы мамам с уже надорванными спинами усаживать детей в салон. С задачей справлялись они сами и женщина-сопровождающая.
– Технический сотрудник появился после обращения ВОРДИ (по просьбе родителей) в Минобр, – рассказывает Наталья М. – Теперь мамы лишь помогают, основную нагрузку он берет на себя. Но, уверена, у детей с подобными ограничениями должен быть автобус с подъемником, чтобы не дергать и не травмировать их, пересаживая из специально оборудованных колясок в транспорт.
Елена, мама Никифора, соглашается с тем, что подъемник необходим. Сын Никифор любит собственную коляску с пультом управления. Для него это «продолжение тела», говорит мама мальчика. В этой коляске он самостоятельно передвигается по улицам города, может, нажав на кнопку, повернуть вправо и влево, посигналить. Никифор чувствует себя обычным озорным мальчиком, какой и есть.
– Нам приходится пересаживать сына. В школе у него обычная коляска, в которой ему сложно сидеть – затекают ноги, болит спина. Иногда он плачет, потому что испытывает боль, ведь у Никифора тяжелое заболевание опорно-двигательного аппарата, и он нуждается в коляске, которую ему подобрали врачи-специалисты, – рассказывает Елена. – Но вес электрической коляски настолько велик, что ее нереально поднимать на руках в автобус. Поэтому… пересаживаем вопреки всем рекомендациям.
Никифор рассказывает, что с радостью идет в школу – там интересно.
– Мечтаю ездить по школе на своей коляске. Она новая, удобная. У прежней заряда аккумулятора хватало ненадолго – начинала мигать красная кнопка, и она не ехала, – рассказал Никифор. А его мама уточнила, что в школе работают подъемники, ребенок чувствует себя более самостоятельным, что важно для него.
Ольга, мама Артема, крупного подростка, поясняет, что если бы ребенок не мог сделать несколько шагов самостоятельно, то занести его в автобус было бы практически невозможно. К остановке его привозят на коляске, а в посадке в автобус «Газель» принимают участие три взрослых человека.
Родители пояснили «Учительской газете», что не первый год пытаются решить эту проблему. Обращались в Министерство образования и спорта Карелии, просили директора школы-интерната Ирину Неровня более активно лоббировать интересы учеников при заказе специализированного транспорта по программе «Школьный автобус». О проблеме детей и родителей узнал детский омбудсмен Карелии Геннадий Сараев. «Пока аппарат уполномоченного запросил все необходимые документы», – пояснил омбудсмен и от оценок увиденного воздержался.
В Министерстве образования и спорта Карелии «Учительской газете» подтвердили, что о проблеме особых детей школы №21 им известно. Министр Роман Голубев прокомментировал ситуацию:
— Планируем приобретение автобуса в 2021 году, пока определяем источник.
Очевидно, источник финансирования.
Родители же, которым несколько лет обещают построить новую коррекционную школу по федеральной программе, надеются, что вопрос со специализированным транспортом им удастся решить до окончания школы их детьми. Или до первой травмы при посадке в школьный автобус.
Источник: Учительская газета