Образование

Евгений Ямбург. Диалог одного со всеми

Читать книгу Евгения Ямбурга «Коронация всея Руси. Разговор, склоняющий к благоразумию» сложно. Это замечание не о стиле, а о смысле. Вроде бы следуешь за автором, следуешь… А дальше хочется ему сказать: «Остановите. Можно я выйду?» Даже руку поднять хочется и что-то наподобие того, школьного, студенческого, интеллигентного проговорить: «Позвольте с вами не согласиться, но…» Но читаешь дальше, и многое, что поначалу рождало протест, вдруг становится твоим, понятным, принятым.

Так работают книги заслуженного учителя России, доктора педагогических наук, академика РАО, директора московского центра образования №109, более известного как Школа Ямбурга.

Сам автор в предисловии признается, что «книга родилась спонтанно, в результате внезапного обрушения привычных представлений о мире и людях (взрослых и детях), наконец – о собственной профессии, которой отданы долгие десятилетия, точнее вся сознательная жизнь. Пандемия, стремительно охватившая планету, явила нам свою музыку, по характеру удивительным образом напоминающую бурю и натиск группы Rolling Stones».

Пережитый опыт само­изо­ля­ции, серьезных ограничений, связанных с привычным укладом жизни, поставил перед обществом важные вопросы. «Куда движется образование? Кто подготовлен к жестким условиям лучше – ученик или педагог? Самое главное, удастся ли отыскать ответы дистанционно?» – спрашивает у читателя Евгений Александрович, который уверен, что обсуждать темы образования, современной школы, взаимоотношений поколений, оценки исторических событий и социального неравенства нужно не только с близкими по духу людьми: «Диалог необходимо выстраивать со всеми – людьми разных взглядов и сфер деятельности. Пример такой полемики рассмотрен в этой книге».

Так что издание будет интересно не только учителю и родителю, пережившим пандемию вместе с учениками и детьми, но и людям разного социального статуса и семейного положения. Возможно, особенно полезной, «склоняющей к благоразумию», она окажется для чиновников от образования. Надежды немного, что ее откроют те, кому доводится принимать немегаполисные школы к началу учебного года.

Но надежда продолжает жить, поскольку слово напечатанное живет дольше полемичных и острых высказываний заслуженного учителя, подхваченных СМИ. Мы, журналисты, нередко цитируем человека, который не боится высказываться. Касается ли это всероссийских проверочных работ, которыми «кошмарят» современную школу, нового закона о просветительской деятельности, которая будет в ближайшие годы жить «камерно», а значит, незаметно, и многом другом, о чем учительский и уж тем более директорский корпус предпочтет промолчать по принципу «кабы чего не вышло».

И не выйдет, если молчать. Но Ямбург уверен: можно найти ключ даже к запертой двери, если говорить о проблемах в контексте историческом и литературном, отыскивая параллели, цитируя классиков. Спорить, возможно, без общего знаменателя и не молчать. С детьми, не первый раз отмечает педагог, нужно говорить обо всем, что их волнует. Даже о том, не была ли случаем Анна Каренина наркоманкой, раз под поезд бросилась. И через несколько дней, перечитав книгу, проконсультировавшись с коллегами-литераторами, ответить будущей выпускнице, что, дескать, нет, наркоманкой она не была, а вот несчастной женщиной – должно быть.

В момент, когда пытаешься не забегать вперед и не пересказать содержание небольшой по объему книги, ловишь себя на мысли, что все написанное автором несколько огрубляется и притупляется. В изложении Евгения Ямбурга слова и мысли точно оживают, а во многих моментах удивляешься и кругозору, и тем закономерностям, которые он выводит: с примерами из духовных книг, истории до и нашей эры, переплетая с цитатами из классики, судьбами писателей и поэтов. Вдруг зримо понимаешь, что этот пласт, этот интеллектуальный багаж так же важен, как и владение компьютером, умение подключиться к уроку в прямом эфире или выудить из Гугла важную информацию, которой в учебниках нет.

Все это создает удивительно плодородную, питающую прослойку для ума и мыслей, рожденных после прочтения. Будто то, о чем сейчас молчат СМИ – печатные, аудиовизуальные и электронные, – это все равно есть. Есть наперекор всему современному и в некоторых школах, некоторые учителя работают с детьми подобным образом. Отвечают на самые неудобные вопросы, сами не только задают домашнее задание, но и интересуются жизнью учеников, ставят с ними спектакли, толерантны к неуклюжим шуткам взрослеющих подростков и умеют выдержать натиск того, что иных повергает в шок. Например, учителя, как и врачи, не теряют почву под ногами в период пандемии и, перестроившись за несколько дней, ведут уроки через мессенджеры и платформы, создают группы в соцсетях, пишут ученикам сообщения и работают творчески. И да, это не выдуманные персонажи художественной книги, а реальные люди, которых автор знает и ценит. Но государство ценит своеобразно – все больше на словах, выплачивая небольшие зарплаты в провинциальных школах с поправкой на МРОТ.

Основу книги составили статьи, написанные в «коронном две тысячи двадцатом». Это, как сообщает сам автор, размышления о школьном (и не только) образовании в меняющемся мире и о самом мире. Пандемия, считает Евгения Ямбург, обнажила реальную картину мира в целом и образования в частности. «Как тут не вспомнить нашего великого афориста В.С. Черномырдина: «Никогда такого не было, и вот опять», – рассуждает Евгений Александрович. – Было, и еще как было».

Приобретенный в последние месяцы опыт, считает заслуженный российский учитель, нуждается в серьезном, глубоком научном обобщении. «Книга на это не претендует. Она лишь рисует мозаичную картину, отражающую состояние школы в эпоху пандемии. Но с чего-то надо начинать», – пишет Евгений Александрович. С почином, учитель! Начало положено. Ждем продолжения.

Евгений Ямбург. Коронация всея Руси. Разговор, склоняющий к благоразумию. – М. : Бослен, 2021. – 192 с.

Источник: Учительская газета