Образование, Учитель, Школа и вуз

Перезагрузка для сельского учителя, или ЛПШ-2021

Значение сельской школы и её педагогов, как носителей цивилизационных новаций и одновременно хранителей традиций, возросло в разы.

Летняя школа-стажировка педагогов сельских образовательных организаций Республики Карелия «Педагогические стратегии повышения качества образования в условиях дефицита ресурсов» прошла в Толвуе и собрала 38 человек.

ЛПШ – 2021

Жаркое лето 2021 года, конечно, запомнится нам южным теплом, буйным цветением и многими иными, надеюсь, добрыми событиями. Среди тёплых воспоминаний у 38 карельских педагогов останутся четыре солнечных дня Летней педагогической школы-стажировки (ЛПШ), состоявшейся 7-10 июня на базе Толвуйской средней школы (директор В.С. Стафейкова) Медвежьегорского района.

Толвуйская средняя общеобразовательная школа Медвежьегорского района РК
Толвуйская средняя общеобразовательная школа Медвежьегорского района РК

Кроме толвуйских учителей, участниками ЛПШ-2021 стали педагоги из Калевальского района – Кепская ООШ, Лоухского района – Сосновская СОШ, Олонецкого района – Ильинская СОШ, Прионежского района – Деревянская СОШ, Ладва-Веткинская СОШ, Шокшинская СОШ, Медвежьегорского района – Великогубская СОШ, Шуньгская СОШ, Петрозаводского городского округа – Лицей №40, Финно-угорская СОШ.

ЛПШ, для понимания, можно назвать её выездными курсами повышения квалификации, организуется для педагогов из сельских (негородских) территорий Карелии – директоров и их заместителей, учителей-предметников и воспитателей дошкольных групп, социальных педагогов и других специалистов образования – четвёртый раз. Впервые такой формат обучения состоялся в 2017 году на базе школы в Шокше Прионежского района, потом – в Коткозере Олонецкого и в Усть-Реке Пудожского районов [2]. По известным причинам перерывом стал 2020-й год. Принимающие сельские школы обучаются целыми педагогическими коллективами, а относительно приезжающих, предпочтительно участие школьных команд из нескольких представителей.

Визитку Толвуйской школы презентует Виктория Сергеевна Стафейкова, директор
Визитку Толвуйской школы презентует директор Виктория Сергеевна Стафейкова

Возможно, читатель задастся вопросом: зачем сельским особые формы повышения квалификации? Пусть равняются на продвинутых городских.

Моё твёрдое убеждение, проверенное многолетним опытом и подтверждаемое педагогической теорией, что сельского педагога нужно готовить и сопровождать в профессиональной деятельности целенаправленно и особо. Почему? Не вдаваясь здесь в подробности, скажу так: своеобразие социокультурной образовательной ситуации на селе и особенности жизнедеятельности сельской школы непосредственно отражаются и определяют специфику профессиональной деятельности сельского учителя – многопредметность, полифункциональность, включённость в сельский социум, динамичную сменяемость видов деятельности и образа жизни в амбивалентных сегодня социально-экономических условиях сельских территорий, усугубленных перманентной изменчивостью современного мира VOCU (в переводе с английского, нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность).

Существующие «усреднённые» варианты профессиональной подготовки в СПО и в вузах, как и в дополнительном образовании педагогов – они для массовой школы города. «Сельскую» специфику они практически не затрагивают, что считаю дискриминационным в отношении категории сельского учительства. В итоге учитель сельской школы остаётся один на один со сложнейшими и неординарными «сельскими» проблемами и вопросами, которые ему нужно решать «здесь и сейчас», чаще всего методом проб и ошибок.

Идея ЛПШ не нова, её истоки находим в таких форматах, как курсы и съезды земских (сельских) учителей, популярных в середине XIX – начале XX веков, собиравших одновременно до сотни и более педагогов.

Теоретические, методические и организационные вопросы специальной подготовки и повышения квалификации сельских педагогов того периода – времени становления системы образования в России и возникновения отечественной сельской школы – освещают сочинения педагогов-просветителей Н.Ф. Бунакова, В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева, Н.А. Корфа, Л.Н. Модзалевского, Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и других известных российских педагогов-просветителей. Отличаются эти учёные тем, что они не только стратегически прогрессивно мыслили, но сами стояли возле учительского стола, были учителями и преподавателями – педагогами-практиками. Почитайте на досуге эти великолепные высоко интеллектуальные и одновременно весьма прагматичные труды: в них много полезных уроков для нас – педагогов XXI века.

Учительские съезды и курсы той эпохи как формы профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации народных учителей представляют собой уникальные, оригинальные и поучительные явления в жизни российского общества и образования страны. Отмечу, что их возникновение было связано с общественной инициативой, с поддержкой земства и общества.

Эти профессиональные педагогические форумы, длившиеся от нескольких каникулярных дней до полутора-двух летних месяцев, обычно проводились в губернских городах, куда съезжались и сходились учителя из самых дальних уголков российской провинции. В содержании обучения учителей непременно были: общий обзор состояния современной просветительской мысли в школьном деле и достижений педагогической науки; лекции и практические занятия по методикам обучения грамоте и письму, объяснительному чтению, письменному изложению мыслей и другим школьным предметам; новейшие сведения из естественнонаучного и гуманитарного знания и культуры. Обязательно организовывались различные формы практических занятий – образцовые уроки, беседы, консультации, обмен опытом. Здесь открыто обсуждались проблемы образования – материально-техническое и учебно-методическое обеспечение сельской школы, положение сельского учителя.

Например, Н.Ф. Бунаков, один из известнейших учёных-преподавателей, учредитель народной сельской школы, называвший себя «вольным учителем учителей», руководил земскими учительскими съездами и курсами в десятках российских городов. В образовательную программу он включал теорию и методику обучения чтению, письму, арифметике, пению и рисованию, элементам природоведения (садоводство и огородничество), истории России, географии и физике. Бунаков пропагандировал такие формы преподавания: теоретические занятия – «в форме живых изложений и бесед по вопросам учебно-воспитательного дела»; практические – «в форме примерных уроков в школе» с последующим обсуждением, а также «совещательные занятия в форме свободных бесед» [1, C. 49-50]. Кроме чтения лекций и проведения практических занятий, преподаватель стремился повысить культурный уровень учительства: организовывал для слушателей экскурсии, музыкальные и поэтические вечера, занятия с «волшебным фонарём» [там же, С. 100-101].

Преподаватели-организаторы искали пути совершенствования курсов и съездов, чтобы они приносили максимальную пользу слушателям, помогали учителям улучшать практические умения и обогащать теоретические знания. Так, преподаватель и организатор Д.И. Тихомиров диагностировал педагогические интересы учителей, выявлял их практические запросы, трудности, с которыми они сталкиваются в работе, что впоследствии отражал в содержании курсов.

Какие уроки прошлого были учтены и взяты в ЛПШ-2021? Здесь отмечу только четыре из них, наиболее значимых, с моей точки зрения.

1. Актуальное, современное содержание обучения, адекватное тенденциям развития образования и одновременно верифицированное (согласованное) со спецификой сельской школы, профессиональной деятельности и образа жизни педагога на селе.

С этой целью заранее был проведён опрос потенциальных участников. Прежде всего, организаторы ориентировались на запрос принимающей школы. Заказы толвуйских педагогов на новые образовательные технологии, инклюзию и индивидуализацию обучения, предупреждение и преодоление профессионального выгорания «красной нитью» пронизывали программу ЛПШ-2021. Конечно, содержание было ориентировано на такие тренды, как цифровизация образования, дистанционное обучение, коммуникативные и игровые технологии, но с обязательным учётом возможностей (!) и ограничений сельской школы и её окружения.

Учебный день в ЛПШ начинался с раннего утра – с зарядки, которая для педагога тоже урок с перспективой последействия, включал постоянную смену видов деятельности и перекличку теории и практики, а заканчивался вечерней культурно-образовательной программой – экскурсией или КТД (коллективным творческим делом), педагогическими байками за чашкой чая (эффективный неформальный обмен успехами и ошибками).

Благодаря гостеприимству хозяев, приезжие смогли познакомиться с историей и культурой Заонежья, почувствовать его природное очарование и загадочность, узнать некоторые особенности характера местных жителей – самобытных, трудолюбивых и настойчивых. Это нужная и важная часть обучения: сельский учитель всегда краевед.

2. Демократичная творческая атмосфера, «дружественный интерфейс» ЛПШ.

Демократичность ЛПШ обеспечивалась жизнью школы в коммунарской методике (почти по И.П. Иванову и его последователям) [3]. Поколения постарше помнят общие сборы, отрядные (у нас командные) «огоньки», «законы» коммунаров, среди которых главный – услышать каждого. Всё это было у нас не понарошку. Динамично менялись позиции: вот сейчас ты учишься, а через час-полтора сам учишь других. Каждый побывал в роли преподавателя и ученика, каждому давалась возможность проявится в творчестве. Для этого в программе было уделено время мастер-классам, практикумам, Панораме успешных практик школ-участниц.

Три педагогические команды – «Гвозди», «Лето» и Шкрабы», объединившие педагогов из разных сельских школ, – соревновались друг с другом, играли, дискутировали – проживали-пропускали через себя коллективную творческую деятельность. Предполагаю, что многие знакомства будут иметь продолжение, перерастут в личностно-профессиональные отношения и в совместные дела школ.

3. Акцент на ключевой роли учителя в социокультурной модернизации образования, на его позиции актора (актор – субъект, действия которого направлены на других) социокультурной образовательной ситуации в сельском поселении.

В XIX веке сельскому учителю предписывалась (!) просветительская деятельность среди местного населения. Сходство тогдашней и нынешней ситуации вижу в том, что сейчас учитель опять остался практически единственным представителем интеллигенции в сельской глубинке (ушли сельскохозяйственные производственники, сворачивается культура, наездами медицина).

Значение сельской школы и её педагогов, как носителей цивилизационных новаций и одновременно хранителей традиций, возросло в разы.

Эту пожизненную миссию носителя и популяризатора культуры и образования, цивилизованного образа жизни на селе великолепно показали педагоги Толвуи – действующие и бывшие (впрочем, бывших учителей на селе не бывает). Их реализованные и реализуемые социально-педагогические проекты, частные инициативы в сфере образовательного досуга детей и взрослых, краеведческо-туристической деятельности, художественной самодеятельности, дизайна собственного приусадебного участка и многое другое – стали замечательной наглядной иллюстрацией и примером для коллег.

Однако в условиях унификации, формализации и администрирования системы образования данная функция-миссия сельской школы и сельского учителя осуществляется, зачастую, «не благодаря, а вопреки». Архиважно современному сельскому педагогу владеть социально-педагогическими технологиями, в центре которых воспитание, обучение и развитие сельского ребёнка через использование ресурсов природного и социального окружения школы, организацию детско-взрослых образовательных сообществ, становление школы социально-культурно-образовательным центром всего села.

В этом, как и в научении детей и взрослых цивилизованно трудиться и жить на селе, видится возможность приостановки оттока молодых в города, шанс для лучшего будущего наших карельских сёл и посёлков.

Эти идеи были предметом острых дискуссий в ЛПШ. Надеюсь, они закрепились (окрепли, подтвердились) среди педагогов. Как надеюсь, что по возвращении школьной команды домой начнётся поиск и сосредоточение на преимуществах и ресурсах сельской школы и её окружения, а не смакование недостатков и проблем.

4. Интеграция ресурсов институтов региональной системы образования, общественного педагогического движения, науки и практики.

Интеграция (объединение элементов в целое) – это не только модное слово, а действенный механизм реализации ЛПШ, когда объединяются ресурсы разных учреждений республики. Традиционно у ЛПШ несколько организаторов. Идея летней школы родилась и продвигается лабораторией теории и практики развития сельской школы Петрозаводского государственного университета (в 2021 году лабораторию представляла С.И. Смирнова, к.п.н., заведующая кафедрой теории и методики начального образования ИПП ПетрГУ) и Ассоциацией сельских школ Республики Карелия (Т.И. Танцева – председатель Совета и З.Б. Ефлова – к.п.н., исполнительный директор Асс. СШ РК).

Легализовал идею Карельский институт развития образования, включив школу в государственный заказ на повышение квалификации педагогических кадров и обеспечив соответствующими административными, кадровыми и материальными ресурсами (Е.Ю. Германова – методист и И.Ю. Забродина – к.п.н., руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников КИРО), поддержало Министерство образования Республики Карелия. В подготовку и реализацию, в той или иной мере, включались местные власти, управления образованием соответствующих муниципальные районов.

Школа объединяет в совместной деятельности профессионалов разной квалификации и уровней образования – преподавателей вуза и КИРО, опытных и начинающих руководителей, учителей и специалистов образования.

Конечно, львиная доля подготовки и обеспечения ложится на принимающую сельскую школу: подвоз, расселение, питание, культурно-образовательная программа. Проведение ЛПШ на базе сельской школы, а не в столице, – принципиальное условие. Для школы-базы ЛПШ становится значимым событием года, мобилизующим не только педагогов и школьников, а весь посёлок, работающим на перспективу, на развитие. Для приезжающих сельских педагогов стажировка является замечательной возможностью непосредственного знакомства с опытом коллег – не на словах, а на деле.

Особенностью ЛПШ-2021 стало участие в её организации и работе представителей двух школ города Петрозаводска. Финно-угорская школа имени Элиаса Леннрота (Н.В. Баркалова – директор, Е.М. Иванова – заместитель директора и С.Н. Митина – учитель) в прошлом учебном году стала официальным куратором Толвуйской школы, попавшей в разряд «школ с низкими образовательными результатами, работающих в сложных социальных контекстах» в рамках федерального проекта. Отмечу, что это не известное шефство «успешных горожан над неуспевающими сельчанами». За учебный год этим школам удалось организовать обоюдно полезное взаимодействие, продвигающее оба учреждения. Впрочем, об этом сотрудничестве надо писать отдельную историю.

Лицей №40 Петрозаводска представляла Р.Л. Алексеева, учитель информатики – выпускница толвуйской школы, приехавшая «отдавать свой ученический долг» родной школе в виде занятий, консультаций по ИК-технологиям и работы в качестве тьютора педагогической команды.

Все четыре состоявшиеся летние школы получились по-своему особенными. Штрихами обозначу позитивные, с моей точки зрения, особенности ЛПШ-2021:

— ориентация на персонализацию/персонификацию дополнительного педагогического образования с перспективой развития сельского учителя в профессии – возможность выбора и корректировки программы школы «по запросам» и «по ситуации», элементы индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальные и групповые консультации;

— аналитико-рефлексивная компонента каждого мероприятия как возможность расставить акценты и закрепить смыслы;

— разноопытный разновозрастной состав школы: треть – успешно стартующие и молодые, треть – умелые среднего возраста, треть – опытные. Крайне познавательно и полезно было поучиться друг у друга;

— гендерное представительство в школе. Впервые в ЛПШ участвовали четверо педагогов-мужчин – интеллектуальных, интересных, самобытных. Бодрило аудиторию.

В заключение несколько фрагментов из рефлексивных отзывов участников ЛПШ:

«Нам дали тот материал, который мы действительно можем использовать на практике, в своей школе, для своих учеников»;

«Все лекции, мастер-классы проходили в динамичной, нескучной атмосфере (времени заснуть не было). Считаю, что курсовая подготовка и должна быть именно такой!»;

«На подобном мероприятии я впервые. Была обрадована месту проведения (ну, когда ещё сюда попадёшь?), шокирована программой (пресыщенной… как всё успеть?.. как выдержать?.. где взять силы?..). На деле всё оказалось живенько».

«За время работы в ЛПШ происходит настоящая перезагрузка, благодаря которой появляются силы двигаться дальше».

Лидерами предложенных в ЛПШ технологий стали сингапурская методика (модификация мозгового штурма и коммуникативных технологий), мастер-классы и краеведческие экскурсии.

Конечно была и критика, достаточно конструктивная. Организаторы сделали выводы о необходимости доработать лекционный материал (не упростить (!), а актуализировать его для современного прагматичного учителя), усилить содержание ЛПШ по ряду важных для сельской школы направлений, более чётко продумать организационные моменты и паузы для отдыха.

Нам всем есть над чем поработать, приступая к подготовке нового учебного года и следующего «сельского» педагогического форума, который вызвалась принять летом 2022 года Ильинская средняя школа Олонецкого района.

Резюме: Изучение разнообразных практик сельских школ, теории и опыта подготовки и дополнительного образования сельских педагогов во многих других регионах России и даже в других странах, подтвердило предположение, что Летняя педагогическая школа для педагогов сельских образовательных учреждений Республики Карелия, – это, своего рода, наше карельское ноу-хау. Такой практики не было обнаружено в других территориях. Погордимся (чуть-чуть). А далее нам надо держать и поднимать планку.

Литература:

1. Бунаков, Н.Ф. Как я перестал быть «учителем учителей» [Электронный ресурс] / Н.Ф. Бунаков. — СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1905. — 159 с. — URL: http://elib.gnpbu.ru/text/bunakov_kak-ya-stal_1905/fs,1/

2. Ефлова, З.Б. Летняя педагогическая школа как формат дополнительного профессионального образования сельских педагогов [Электронный ресурс] / З.Б. Ефлова // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). – 2020. Выпуск 6 (34). – С.124-128. — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/letnyaya-pedagogicheskaya-shkola-kak-format-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-selskih-pedagogov

3. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Электронный ресурс] / И.П. Иванов. – Москва: Педагогика. – 1989. – 206 с. — URL:http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaent.html

Зинаида Ефлова, кандидат педагогических наук,

исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия

Фото предоставлены автором публикации Зинаидой Ефловой