Образование, Школа и вуз

Школа, ломающая стереотипы

Директор школы Людмила Александровна Тестова. Фото Зинаиды Ефловой
Директор школы Людмила Александровна Тестова. Фото Зинаиды Ефловой

В обществе превалирует мнение о низком качестве образования сельских школьников, о множественности «не» сельской школы: не обучает, не социализирует, не готовит… В отношении такой оценки образования на селе Эссойльская средняя школа ломает все стереотипы. Даже в пресловутом пандемическом 2020-2021 учебном году школа выдала на гора двух золотых медалистов и двух 100-балльников ЕГЭ по русскому языку. Однако разлетаются успешные выпускники сельской школы по столицам и заграницам…

 

Собираясь в дорогу

За последние два десятка лет в Эссойльской средней школе мне довелось побывать не единожды: то со студентами – будущими педагогами, то с заезжими московскими учёными, то с коллегами – преподавателями колледжа, академии, университета… Её бессменный директор Людмила Александровна Тестова всегда встречает радушно, а школа всякий раз удивляет чем-то неординарным, выбивающимся из стереотипа сельской школы. К тому же не так давно Эссойла отшумела юбилей своей школы – 125 лет!

Потому с радостью воспользовалась случившейся оказией субботнего профориентационного выезда университетских преподавателей, чтобы поздравить, конечно, и чтобы посмотреть, что такое-этакое есть сейчас в эссойльской школе. Главный же мой вопрос директору: как удаётся эссойльским учителям и ученикам год за годом получать высокие результаты по всей линейке существующих контрольных измерителей – ВПР, ГИА и ЕГЭ?

О школе, и не только

Школа находится в посёлке Эссойла, растянувшемся по берегу Сямозера, в месте компактного проживания коренного населения края – карелов-людиков. Расстояния в 70 км от Петрозаводска и в 50 км от районного центра Пряжи преодолеваются по дорогам регионального и муниципального значения. Что это означает, думаю, читатели вполне представляют. Здание школы – типичная постройка 80-х годов прошлого века — по нынешним временам считается вполне современным. Уже не единожды ремонтированное, оно требует бдительного пригляда, поскольку время от времени возникают разные проблемы в связи с его естественным износом.

По утрам с трёх сторон Сямозерья съезжаются к школе желтые автобусы. На ежедневном подвозе 114 учащихся, а 7 школьников из отдалённых деревень и посёлков проживают в пришкольном интернате. В школьном автопарке три автобуса, и директор школы шутит, что иногда чувствует себя завгаром, поскольку бензин, ремонт, техосмотр и прочие автопроблемы в зоне её постоянного внимания.

Школа, по советским стандартам, рассчитана на 650 учеников. Сейчас в ней учатся 312 школьников. Количество учеников уменьшается: «В этом году приняли только один 1-й класс, а меньше двух-трёх у нас раньше не бывало».

По субботам школьные коридоры тихи, в кабинетах занимаются только серьёзные старшеклассники. Поэтому информационные стенды, выставки, классы и аудитории «Точки роста» можно было рассматривать без суеты. Об этой последней новинке школы: действительно, современно, стильно, технологично.

– Используется?

– Конечно. Все учителя прошли курсы, осваивают новую аппаратуру.

Но тут же руководитель замечает, что такое оборудование требует системного технического обслуживания, а специалиста такого уровня в посёлке нет…

Об образовательных результатах

Реальность такова, что в современном российском обществе, в том числе в педагогическом сообществе, превалирует мнение о низком качестве образования сельских школьников, о множественности «НЕ» сельской школы: не обучает, не социализирует, не готовит… В отношении такой оценки образования на селе Эссойльская средняя школа ломает все стереотипы.

Гордость школы – её «золотые» и «серебряные» медалисты. Их с 1991 года 102 (!). Десятилетия эссойльцы держат высокую планку результативности в общем образовании республики, не уступая городским лицеям. Даже в пресловутом пандемическом 2020-2021 учебном году школа выдала на гора двух золотых медалистов и двух 100-балльников ЕГЭ по русскому языку (учитель Снежана Николаевна Софронова).

Однако разлетаются успешные выпускники сельской школы по столицам и заграницам… Людмила Александровна и с гордостью, и с печалью констатирует, что разъезжается эссойльская молодёжь, так как нет в посёлке устойчивого производства, ненадёжен малый бизнес – не видят здесь перспектив молодые.

О секрете успехов

По мнению руководителя, эссойльский секрет прост: всё дело в учителях. Здесь трудятся 40 педагогов, из них 26 выпускников этой школы. Естественно, традиции передаются непосредственно от поколения поколению, так сказать, «из рук в руки». Директор с достоинством говорит о том, что в педагогическом коллективе есть молодые и начинающие – «из своих», есть негласная профессиональная конкуренция: кто выведет больше учеников на высокие результаты, на победы в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях.

Для старшеклассников здесь реализуются три профильные программы: по математике, по русскому языку и литературе, по истории и обществознанию. В перечне элективных курсов старшей и средней ступени темы на всевозможные потребности и вкусы: совершенствование языковой грамотности, решение физических и экономических задач, мир информатики, органическая химия в вопросах и задачах, неизвестная биология, говорим по-английски, музеи мира, государство и право… В школе испокон веку принято, что учитель не ограничивается предметной нагрузкой, а непременно ведёт внеурочную работу.

Огни в школьных окнах горят допоздна: конечно, проводятся дополнительные занятия (заметьте, не репетиторство!), кипит и насыщенная жизнь после уроков. Это и акции РДШ (Российское движение школьников), в котором школа с момента его создания, и многочисленные кружки (квадракоптеры, пайка металлов, моделирование машины Голдберга, шахматы, конструирование, выпиливание лобзиком, театр, хоровое пение и другие) и секции (самбо, волейбол, баскетбол).

Специалисты внеурочного и дополнительного образования – те же учителя, которые, кроме своей предметной квалификации, имеют и/или приобретают дополнительные знания-умения-навыки, чтобы полноценно развивались их питомцы, чтобы был у них выбор по интересам.

Об особой проблеме

Проблемы школы – тема специального разговора: они есть и разные. Здесь назову только одно из беспокойств сельского директора. Это школьники с проблемами в развитии, с ЗПР (задержка психического развития). Сейчас их в школе 30 человек и предвидится рост количества учеников с различными проблемами в здоровье, требующих специальной заботы педагогов.

Учителя, специалисты и родители уже столкнулись с трудностями не только организации инклюзивного обучения в школе, но и продолжения профессионального образования и устройства судеб «особых» детей. Людмила Александровна считает, что эту проблему нужно решать СРОЧНО, в масштабах республики и страны.

На прощание

Ну, что же, многоуважаемые педагоги и сотрудники, бывшие и нынешние ученики Эссойльской средней школы, вы опять удивили и порадовали. С юбилеем! Вы встретили его достойно, с результатами, которыми можно и должно гордиться. Пусть и впредь вам сопутствует успех!

 

Об авторе публикации. Зинаида Борисовна Ефлова — кандидат педагогических наук, один из ведущих в стране специалистов по сельской школе.

Октябрь 2021 года. Эссойльская средняя школа Пряжинского района

Фото Зинаиды Ефловой