Реформы

«И нет у нас иного достоянья…»

mn.ru

Разговор о реформе образования продолжает известный ученый-фольклорист, профессор КГПА Софья Лойтер.

 

Более пятидесяти лет существую в преподавательской и научной сфере. Но никогда не думала, что может случиться так, что придется защищать образование, говорить о том, что литература – одна из главных составляющих гуманитарной культуры.

И вот настало такое: откликов, справедливых, обоснованных возмущений, петиций  в связи с предстоящим реформированием и особенно обнародованием списка «эффективных» и «неэффективных» вузов в нашей печати не счесть. Высоко профессионально, проникновенно  и убедительно откликнулась в «Лицее» статьей «Диверсия против образования» в связи с нависшим  над Карельской государственной педакадемией дамокловым мечом  Н.В. Предтеченская, профессор  КГПА. Уже несколько дней нахожусь под впечатлением  статьи «Гильотина –  это эффективное средство от мигрени» Сергея Неклюдова. Выдающийся ученый-филолог с мировым именем выверенно, с неопровержимыми фактами, талантливо и смело обозначил  главные болевые точки нашего высшего  образования. Это яркая, очень личностная публицистика сегодняшнего дня, публицистика, которая взволновала всех, причастных к  поставленным проблемам. Бюрократизация образования, чехарда с переименованиями, бесконечное составление программ и стандартов, на которые уходит основное время преподавателя, низкая оплата труда, «сакральный» ваковский список и т.д.  Не буду повторяться, лучше С.Ю. Неклюдова не скажу.

Остановлюсь лишь на  аспекте, который меня особенно волнует, –  сокращение гуманитарного, в частности,  филологического образования, сокращение  на всех уровнях: от школы до вуза, где уменьшается число уроков литературы, а пресловутый ЕГЭ не соответствует природе предмета. Отношение к литературе в школе – одна, подчеркиваю –   одна,  из причин того, что книга из обихода уходит, что она перестает занимать то место, какое она всегда занимала в нашем обществе, где некогда процветало чтение вслух, семейное чтение и благоговейное чтение отдельного человека. А с падением интереса к книге уходит то, что формирует человеческую личность, ее нравственные ориентиры, культуру чувств, эмоциональную отзывчивость.

На эту дегуманизацию общества еще до капитализации  обратил внимание замечательный поэт Б. Чичибабин: «Усовершенствовались вещи, /Повреждена людская суть». С падением интереса к книге из жизни молодого поколения исчезла  романтика, романтическое умонастроение, его вытесняет рационализм, прагматика, экспансия числительного. Из разных сфер жизни уходит тип гуманитарно образованного, интеллигентного специалиста – врача, учителя, преподавателя, инженера. Из жизни уходят поколения, которые жили книгами. На их место нередко приходят коммерсант, делец, даже постигший иностранный  язык, но живущий вне культуры и вне книги. И тогда востребованным оказывается то концентрированное непотребство, которое нередко насаждается рекламой, гламуром во всех его проявлениях, телевизионных программах и фильмах. Когда в многолюдном концертном или театральном  зале вижу возбужденно хлопающую, кричащую массу, то это не волнение чувств, а волнение гормонов, реванш звериных инстинктов. Вспоминается М. Цветаева: «Ходите стадами, стаями/ Без меты, без мысли собственной».

То же происходит и с  великим могучим. У нас  дефицит нормального слова. Я не говорю о языке улицы: хожу медленно и часто слышу обрывки речи молодых людей. Долго потом не могу успокоиться. Но и на телевидении. Каким неожиданным и парадоксальным оказалось употребление слова «классический»: «классный вкус», «классный клёв», «классный дирол» и т.д.  А так неожиданно употребляемое  «волнительно» вместо «волнующе».

Нам есть над чем работать. Гуманитарное образование нельзя урезывать и сокращать. Литература и язык – главное наше достояние, которое сохраняет человеческое в человеке.

В моем пространстве появилась отдушина. На канале «Культура», единственном источнике радости для гуманитарно ориентированного человека, каждую неделю жду программу писателя, ученого Игоря Волгина «Игра в бисер», которая посвящена великим книгам, сопровождающим всю  жизнь  читателя – от Софокла  до наших дней. 

P.S. В заголовок вынесены слова из стихотворения Ивана Бунина:

   Молчат гробницы, мумии и кости, —
   Лишь слову жизнь дана.
   Из древней тьмы, на мировом погосте,
   Звучат лишь письмена.

   И нет у нас иного достоянья!
   Умейте же беречь
   Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
   Наш дар бесценный — речь.

 

Об авторе. Софья Михайловна Лойтер — доктор филологических наук, профессор кафедры литературы КГПА, заслуженный деятель науки Республики Карелия, почетный работник высшего профессионального образования России.

На снимке: С.М. Лойтер со студентами КГПА.

                                                                             

                                                                                                         

  • Алексей Конкка

    Софья Михайловна Лойтер — одна из тех последних из могикан, истинный российский интеллигент во всем глубочайшем значении этого слова. Сейчас придумали даже «неологизм» «новая интеллигенция» (http://www.ej.ru/?a=note&id=12510) как это ни смешно. Не бывает «новой интеллигенции», она или есть или ее нет. И поэтому, читая Софью Михайловну, невольно вспоминается Тальков с песней про тетрадь расстрелянного генерала: «как тяжело тебя читать обманутому поколенью» и про Россию: «как ты могла себя отдать на растерзание вандалам?». Талькова, кстати, за эти песенки и убили. Россия опять погружается в тьму и здесь не думаю, что совсем уместен оптимизм типа пережили революцию, раскулачивание, войну (уже несколько войн, кстати), выживем и сейчас. Да, выживем, говорят, что особенно хорошо выживут насекомые, даже после ядерного удара. Правда, у нас совсем не останется мозгов, похоже. Сталина тоже пережил кто-то , правда, кто-то не пережил. А те кто-то и были «солью земли» и цветом нации. И многие считают, что то, что не доделал Ленин, Сталин сделал блестяще, осуществив обрезание всего того, что могло бы сделать Россию воистину великой. Каждое новое поколение надо ведь еще вырастить. Если есть кому.

  • Светлана Захарченко

    — Что будет с миром, если нас не будет? —
    подумалось…
    И где-то в глубине
    меж переплётами геройских судеб
    увиделось, что, значит, быть войне.
    Войне за слово с новыми сынами
    Отечества, которым сладок дым,
    Которым всё равно, что будет с нами,
    да и с Отечеством, для них былым.
    А мы… отвоевались?
    Нет, пожалуй,
    Пока еще глаголы наших книг
    Горят в сердцах Отечества пожаром
    И есть еще последний ученик…

    Любимая Софья Михайловна!
    Это стихотворение-экспромт навеяно Вашими строками.
    Огромное спасибо Вам за высочайшего класса профессионализм во всем!!!!

  • Патлаенко Э.Н.

    Дорогая Софья Михайловна! Революцию пережили, гражданскую пережили,раскулачивание пережили,Отечественную войну пережили… Так неужели не переживем ЕГЭ? Ещё как переживем!

  • Валентина Акуленко

    Дорогая Софья Михайловна! Спасибо за вашу заметку. И отдельное спасибо Вам за подсказку: сразу же прочла статью С.Ю. Неклюдова «Гильотина как эффективное средство от мигрени». Как убедительно все высказанное автором! И как печально!

  • Людмила Подольская

    «Морально убита». Эти слова услышала вчера от институтской подруги, учителя русского языка и литературы в одном из соседних регионов. Заслуженный учитель — причем по делу заслуженный. Рассказывает: «Я им про Блока, а они мне: «Что вы нам говорите?! Готовьте нас к ЕГЭ!» Кстати, к ЕГЭ по русскому она прекрасно готовит, баллы ее ученики получают высокие, почему администрация умоляет ее не уходить из школы. Но теперь, говорит она, всё, ухожу. ЕГЭ убило русскую словесность в школе.