Школа и вуз

Александр Воронов: «Физкультура должна стать любимым уроком в школе»

{hsimage|Александр Воронов. Фото с сайта ffk.karelia.ru||||}— Проходите, он всегда занят, — пожала плечами секретарь факультета физической культуры (ФФК) Карельской государственной педагогической академии в ответ на мой вопрос «Свободен ли Александр Михайлович?» . Я заглянула в открытые двери кабинета декана. Там сидела посетительница. В коридоре встречи с Александром Вороновым ждал студент ФФК мастер спорта международного класса по спортивной гимнастике Александр Баландин. Решила: пойду после него. В ожидании размышляла, беседовать с Александром Вороновым как с деканом или как с председателем только что созданной Ассоциации учителей физической культуры России? В Петрозаводске на днях прошел уже второй Международный конгресс учителей физической культуры , одним из главных инициатором которого был молодой декан ФФК. Потому первые вопросы – о нем.

 
— Многие учителя даже за свои деньги приехали на конгресс. Вас как главного организатора  это должно радовать…

— С одной стороны, конечно, радует.  С другой стороны, хотелось бы, чтобы учителей командировали соответствующие министерства и школы. Ведь этот конгресс фактически является курсами повышения квалификации. Только дорога некоторым участникам обошлась в 60 тысяч рублей!

— Самая большая делегация была из Финляндии?

— Да, следующая по численности – делегация из Эстонии. С финнами наш факультет сотрудничает с 2006 года. Вместе с Ассоциацией учителей физической культуры и здорового образа жизни Финляндии ведем проект  "Пропаганда здорового образа жизни с помощью уроков физической культуры в школах Карелии".

— Этот конгресс второй, и все-таки это только начало. Хочется ли уже что-то изменить, исправить?

— Хочется сделать так, чтобы теоретические занятия не пересекались с практическими во времени, как это было до сих пор. Эта конкуренция в основном в пользу практических занятий, если есть выбор — участник выбирает практику. А теория — не менее важный аспект в подготовке учителя. Может быть, в следующий раз для теоретических занятий выделим целый день.

Есть идея провести зимний конгресс, подключив зимние виды спорта, ведь уроки физкультуры проводятся и зимой.

— А есть ли преподаватели, спортсмены, которых вы бы очень хотели увидеть на будущих конгрессах в качестве экспертов?

— Во-первых, хочется, чтобы приезжали учителя физической культуры — призеры и победители всероссийских педагогических соревнований. Таких, например, как «Учитель года». Очень хочется видеть специалистов-спортсменов с мировым именем, которые бы давали мастер-классы, объясняли, что можно использовать в школе, привносили что-то новое, позитивное. Как Евгений Гомельский, который на конгрессе давал мастер-классы по баскетболу. Хочется привлекать звезд и других видов спорта.


— Учитель физкультуры должен быть профессиональным спортсменом или педагогом?

— Все-таки он должен быть больше педагогом. Потому что основная его задача – привить детям любовь к занятиям физической культурой. Если он при этом имеет какие-то спортивные достижения – это, конечно, сыграет положительную роль. Ученики начальных классов особенно хотят видеть в учителе кумира, который может показать им медали, стать примером для подражания.

— На пленарном заседании конгресса Вы озвучили идею ввести в школах должность заместителя директора по вопросам формирования здорового образа жизни. Насколько это реально?

— Сложно сказать. По итогам конгресса мы хотели бы рекомендовать Министерству образования РФ ввести эту должность в штатное расписание образовательных учреждений.

— На только что прошедшем конгрессе была создана общественная организация «Ассоциация учителей физической культуры России», которую Вы возглавили. Зачем нужна ассоциация?

— Основная цель – объединить учителей физической культуры из всех уголков нашей страны. В первую очередь для решения той же задачи, которую мы решаем на конгрессах, — обмен педагогическим опытом. «Что у вас нового? А у вас что? Мы пробуем вот это. А у нас вот это хорошо получается…» Обмен методиками, новыми техниками, — это основная цель. Мы должны сообща решать вопросы, которые волнуют всех. Чтобы урок физкультуры был не только эффективным, но и интересным, а в конечном итоге – любимым уроком в школе.

Мы много говорим о необходимости повышать статус учителя физкультуры. Многие до сих пор его видят со свистком и в спортивках с оттянутыми коленками. Современный учитель другой, он предъявляет себе новые требования. Это и внешний вид, и широкий кругозор, и открытость. Даже на конгрессе, в отличие от иностранных участников, не все наши учителя готовы активно принимать участие в мастер-классах, прыгать, бегать, играть, танцевать. Некоторые только записывают. А методика конгресса заключается в том, чтобы учитель мог все пропустить через себя. Учитель физкультуры должен быть всегда в форме.

Нужно ломать представление об уроке физкультуры в образовательном процессе, как о каком-то остаточном, ненужном явлении, когда другие предметы считаются важнее. Конечно, русский язык, математика, физика – очень важные предметы, их знание сыграет в будущем громадную роль. Но будут ли они нужны, если человек будет больным? Это все задачи Ассоциации.

— Может, нужно сделать экзамен по физкультуре обязательным, как во Франции?

— Такая идея неоднократно звучала, но мне кажется правильным путь не через палку, а через сознание: мне это нравится, мне это необходимо, и я пронесу любовь к занятиям физкультурой через всю жизнь.

— А как Вы относитесь к идее введения третьего урока физической культуры в школе?

— Положительно отношусь к введению третьего, четвертого, пятого, шестого урока физкультуры в школе.

— Вы видите их в рамках учебного расписания?

— Они должны быть в рамках учебной программы, физкультура должна быть обязательным предметом. При этом необходимо создавать условия, чтобы этот урок не вызывал негатива. Речь идет не только о его содержании, но и о сопутствующих моментах. Нужно, чтобы в каждой школе были душевые, было время переодеться, помыться, чтобы девчонки могли привести себя в порядок.

— Что бы Вы пожелали учителям физкультуры сегодня, когда меняются образовательные стандарты?

— Веры. Веры, что все, о чем мы говорим на конгрессе, что все слова, которые мы произносим о важности ведения здорового образа жизни, о важности урока физической культуры, станут реальностью. Веры в то, что физкультура будет осознанной потребностью каждого человека, как чистить зубы.

— Наверное, такие привычки в первую очередь воспитываются в семье…

— Безусловно, семья закладывает основу любви к спорту, потом – дошкольные учреждения и школа. Должна быть преемственность, непрерывность в этом процессе.