Главное, Образование, Школа и вуз

Школьный экспресс

Фото Марии Голубевой

К третьему году ученических будней моих детей я познакомилась с четырьмя школами Петрозаводска. Скажу честно: знакомство с ними в роли родителя, а не журналиста кардинально отличается, проявляется те стороны, о которых сторонние люди даже не догадываются.

Пишу не с целью раскрыть проблемы конкретных школ. Увы, они есть во всех — от окраинных до центральных. Мне же хотелось остановиться на моментах, которые родителям стоит учитывать, подбирая ребенку школу.

 

 

 

Малышкина школа

Многие шестилетки уже начали учиться. По субботам и в тех школах, куда родители хотели бы их отдать в первый класс. Может быть, именно к тому педагогу, который сейчас ведет первые ознакомительные уроки у старшего дошколенка. У многих пап и мам именно так и случится: первоклассник пойдет в школу к той самой первой учительнице, которая вела «Малышкину школу». Но так бывает не всегда. Классы формируют и расформировывают, учителя меняют место работы, уходят на пенсию, приходят новые управленцы, которые перестраивают расписание.

Мне кажется важным ориентировать ребенка в этом случае не на учителя, а на сам процесс обучения, организацию школьного дня и умение самостоятельно переодеваться, собирать портфель, делать домашние задания и мотивировать прежде всего на обучение. Важно объяснить, что совершенно необязательно уроки в первом классе будет вести именно эта учительница.

Даже если ребенок стопроцентно готов к школе интеллектуально и, по ощущениям близких, в «Малышкиной школе» делать ему нечего, идти туда все равно стоит. Он почувствует учебную атмосферу, узнает, что такое уроки и перемены, познакомится с другими ребятами и станет увереннее, зная наверняка, что именно его потом ждет в школе.

Если нет опредленности, к какому учителю ребенок попадет, лучше  сказать правду — тогда 1 сентября разочарований у вас и первоклассника будет хотя бы на одно меньше.

 

 

 Запись в школу

Не первый год мне приходится слышать много неприятного о самой процедуре записи. Электронная система дает сбои, родителям, а то и бабушкам с дедушками приходится ночами дежурить у школ, отмечаться в тайных списках и всеми правдами и неправдами делать так, чтобы ребенок попал именно в эту школу, в определенную параллель, к конкретному учителю.

Действительно, запись в школу — дело везения, случая или протекции. Все те, кто отстоял-таки свое право учиться в определенной школе, чувствуют, что они выиграли чуть ли не главное сражение в своей жизни. Хочу немного вас разочаровать — не главное и не последнее, но весьма существенное.

Кстати, запись в школу не заканчивается 1 сентября. Иногда случается так, что к концу августа родители, чьи первоклассники были записаны в две школы, определяются и свободные места, за которые взрослые боролись весной, остаются. Так я записала своего старшего сына в первый класс. Конечно, хотелось определенности еще весной, но физически стоять очередь и преодолевать другие препятствия не получилось: дети болели, папа был в командировке.

 

 

На что стоит обратить внимание, когда выбираешь школу?

Для меня было принципиально важно, чтобы начальная школа моих детей находилась на таком расстоянии от дома, чтобы сын и дочка могли ходить туда самостоятельно. Такой возможностью мы пользуемся не всегда, но иногда это здорово выручает и учит самостоятельности детей и меня. 

 

Наличие-отсутствие второй смены

Я ничего не имею против второй смены, но иногда, особенно если у ребенка есть дополнительное образование в виде музыкальной школы, спортивной секции или кружка по кройке и шитью, сложно совмещать всё это с тем, что уроки длятся с 12 до 17-ти. Особенно внимательно стоит отнестись ко второй смене тем папам и мамам, чьи ребята часто болеют, имеют сложности неврологического свойства или плохо концентрируются. 

 

Пять или шесть? Имеет значение!

Про шестидневку тоже стоит уточнить отдельно. Обычно шесть дней в неделю учатся гимназисты и лицеисты. Один из плюсов шестидневки в том, что нагрузка распределяется более равномерно, дети не засиживаются в школе. Минус один: отсутствие одного выходного в жизни не только детей, но и родителей. 

 

Питание

Как показала моя родительская практика, брать еду с собой — выход, но не самый лучший. В классах есть детям не рекомендуют, в столовой со своей домашней едой не всегда можно приткнуться, а уж про вымытые руки и не мечтаем.

В идеале школьная еда должна вас устраивать полностью, чтобы была возможность сдать деньги на завтраки и обеды и быть уверенными: ребенок сыт, перед едой руки вымыл. Важен еще один момент: перемены должно хватать на еду. Иногда время между уроками сокращают до того, что обеду отводится всего 10 минут. Дети просто не успевают не то что запить съеденное, но и поесть нормально.

Кстати, школьный завтрак стоит в Петрозаводске 70 рублей, обед — 110.  

 

Физкультура

Три урока в неделю, о которых позаботились государственные мужи, иногда оборачиваются тяготами и лишениями. Если ваш ребенок освобожден от физкультуры, позаботьтесь о справке заранее. Если не освобожден, разузнайте, с какого времени вас ожидают уроки в зале, на улице, когда стоит покупать лыжи и нельзя ли заменить их ритмикой, плаванием и чем-то еще. Если класс сумеет предложить альтернативу, то, как правило, администрация школы идет навстречу.

Многое здесь зависит и от учителя. Первый год обучения моего старшего ребенка в школе был отмечен бассейном по субботам — учительница возила туда ребят.  

 

Форма

В большинстве школ администрация требует, чтобы ученики начальных классов ходили в форме. Обычно мальчикам родители покупают жилетки, девочкам — сарафаны. К сожалению, качество ткани, из которой шьют детскую одежду на заказ, оставляет желать лучшего.

В этом году для дочери я покупала форменный сарафан в обычном детском магазине. Обошелся он дороже, чем в ателье, но качество оказалось лучше. Стоит учитывать, что почти во всех начальных классах душно, так что рубашки и блузки с коротким рукавом, футболки неярких цветов помогут ребенку чувствовать себя комфортно.

Стоимость школьного сарафана, пошитого в ателье, укладывается в две тысячи рублей. Готовое платье из магазина обошлось в 3,5 тысячи рублей.

 

Учебники и рабочие тетради

Учебники в школах нынче выдают. В скобках замечу, что не всегда. Однажды мы купили учебники сами, затем их у детей забрали и… проштамповали. Так, купленные родителями книги, стали собственностью школы. Но сейчас такое положение дел скорее исключение, чем правило, но тетради все же приходится покупать самим, что недешево — обходится как минимум в 2,5 тысячи рублей.

Отдельная тема — комплект учебников по иностранному языку. Если приходится покупать их самостоятельно, то траты составят от двух до трех тысяч рублей. 

 

Продлёнка

О ней я знаю немного. С 2014 года услуга стала платной и предоставляется в случае крайней необходимости. Обычно завучи облегченно выдыхают, когда слышат, что продленка не нужна.

Важно о необходимости этой услуги сказать в самом начале, в момент зачисления в школу, чтобы администрация знала потребность семьи. 

 

Школьный гардероб

Вы не представляете, что делается со стеснительным ребенком, когда его день начинается с нелюбезной гардеробщицы! На какие ухищрения он идет, чтобы только не слышать грубости. Как показала практика, всё решаемо, но обратите внимание и на это. День не должен начинаться с испорченного настроения.  

 

Сборы-поборы

Учителя сегодня в школе сбором денег не занимаются. Обычно в классах есть родительский комитет, который как раз и решает, что стоит отремонтировать, какие подарки купить к празднику, на какую экскурсию поехать. В первом классе обычно сдают не меньше пяти тысяч рублей — на новый линолеум, пластиковые окна и краску для стен. Что-то из перечисленного надо менять, что-то ремонтировать.

Когда один из моих детей перешел в новый класс, буквально на следующий день мне позвонили из родительского комитета. Попросили сдать четыре тысячи рублей со словами: «Мы перед 1 сентября в прошлом году класс ремонтировали». «Так в другой школе и мы его ремонтировали…» — ответила я. Правда, тогда мы сдавали пять тысяч рублей, половина из них шла на закупку рабочих тетрадей и канцелярских товаров, а ремонт — замену линолеума и покраску стен — родители взяли на себя. 

 

Туалет

Немного я видела школ с нормальными туалетами. Еще меньше, где в санузлах есть кабинки. Одну из школ мой ребенок тестировал так: зашел в туалет и вышел со словами, что здесь лучше, чем было в другой школе, и учиться можно. Пока учится. В туалет ходит. Рассказов о том, как там плохо пахнет, как стыдно туда зайти, потому что на тебя все смотрят, больше нет. Очень надеюсь, что и не будет.

 

Школьная программа

Наконец-то мы добрались и до нее. Кажется, это самое важное, ведь от того, как укладывается фундамент, зависит и все здание, которое мы построим за долгие школьные годы. По моим наблюдениям, если учитель достаточно уверен в своих силах, то никакая программа не помешает ему научить ребенка писать, читать и считать. Реже случается, что программа ему помогает, когда достаточное время уделено той или иной теме, когда в хрестоматии материал для самостоятельного чтения представлен полно и интересно, а теме деления с остатком посвящено именно столько времени, сколько хватит Феде для усвоения материала, хоть он и считает не лучше всех в классе.

 

  … и расписание

Кстати, без нормального расписания уроков даже самая лучшая программа не даст того результата, на который надеются родители. Если школьный день ребенка перегружен уроками, а возвращение домой означает долгое сидение за математикой и «окружайкой», то о какой успешности может идти речь?

Было в жизни моих детей и другое. Школьный учитель попросил детей заполнять дневник на шесть дней, дескать, в субботу они тоже учатся, но учились ребята пять дней. Представляете, какая возникла путанница в головах школьников?

 

Учитель

Так что учителя я ставлю на первое место. Не так важно, элитная школа или нет, какая именно программа обучения выбрана школой для реализации, сколько дней учатся дети в неделю и есть ли физкультура на лыжах или ее заменили ритмикой. Важен учитель, который готов еще раз объяснить непонятную тему не только детям, но и их родителям. Учитель, который готов поддержать, скорректировать, вникнуть и помочь. Просто советом, просто улыбкой, просто надеждой и своим отношением к учебе. Однажды мне сказали, что ребенок должен учиться так, как он может. Он должен реализовать весь свой потенциал и в этом, наверное, и есть суть обучения, которое не травмирует ребенка.

 

  Билет на поезд

Для себя обучение в школе я сравнила с поездкой, долгим путешествием. Суть его не в том, чтобы скорее добраться до места назначения, а в том, чтобы сам процесс доставлял радость и удовлетворение. Поэтому пересадки — в школе это перемены класса, учителя, учебного заведения — иногда необходимы для того, чтобы путь продолжился.

Фото автора

  • Мама первоклассника

    А мне такая «делёжка» опытом кажется
    интересной. Поделюсь немного тоже….

    Мы с мужем вообще не рассматривали
    школы, которые поблизости с домом и для
    нас абсолютно не было значимым, чтобы
    ребенок сам добирался из школы домой.
    У нас район отдаленный и школ «во дворе»
    нет, да и мы оба за рулем. Поэтому выбирали
    школу по отзывам и «по дороге на работу».
    Но прежде чем сделать выбор, я всё-таки
    поговорила с директором самой ближайшей
    школы «по душам» и узнала, что на первых
    классах проблема с учителями («текучка»,
    декретные) и если есть у нас возможность
    и желание поступить в гимназию (да-да,
    именно «поступить»), то она нам советует
    так и сделать. Как мне сказали: «….а уж
    если не получится, там, то — милости
    просим».

    Про продленку наслушалась я всего
    и, по большей части, отрицательного, а
    на деле оказалось все не так уж и плохо,
    а даже хорошо. Мы туда ходить вообще не
    планировали, но в конце сентября, в
    походе, от других родителей услышала
    много чего интересного о продленке в
    нашей школе – дети ходят с удовольствием,
    масса интересных секций и кружков,
    делаются уроки, хороший воспитатель.
    Мы решили попробовать и нам понравилось.
    Сын ходит с удовольствием, пошли ради
    кружков. Действительно, приходит
    интересный педагог из Дворца творчества
    проводит кружок «Хочу творить»,
    занимаются рукотворчеством, преподаватель
    из спортивной школы выбрал его на секцию
    по футболу – я и не предполагала, что
    сыну подходят командные спортивные
    игры, а ему нравится. Да, и продлёнка у
    нас бесплатная! Мы платим только за
    обед и полдник, то есть 100 рублей.

    Теперь по поводу физкультуры, мы,
    наоборот, расстроились, что в школе нет
    физкультуры на лыжах – это же не
    нормально. Мы всей семьёй катаемся на
    Фонтанах, Муж вообще серьёзно занимается
    и сына тоже к этому приобщили. А тут
    раз, и в школе нет лыж…
    Ещё в нашей школе, в 1 классе, нет
    физкультуры на улице, следовательно,
    не нужно покупать спортивный костюм,
    об этом тоже лучше знать заранее…

    Мне нравится система Школьный кошелек
    по оплате школьного питания. Не надо
    давать денег ребенку, учитель не ведет
    никаких списков, всё ясно и прозрачно,
    нет никаких путаниц. Можно уйти в минус
    и ребенок всё равно будет накормлен.
    Оплачиваю не выходя из дома и зачастую
    ночью.

    А по поводу «носить с собой покушать»
    — я этого вообще не понимаю, у нас такого
    не было раньше и все было нормально. Я
    не переживаю о том, что ребенок иногда
    не доедает в школе, у меня сын выборочный
    в еде и этого не избежать… Первые 4
    недели дети ходили у нас на завтрак
    вместе с двумя родителями – мы приучали
    детей к дежурству по столовой, ни от
    кого из родителей я не слышала, чтобы
    плохо кормили. По стоимости питания у
    нас так: обед — 75 руб., завтрак 65 руб.,
    полдник – 25 руб.

    Что касается шестидневки в гимназиях,
    то у нас первые 4 класса шестидневку не
    обещали…

    Гардероба и неприятной гардеробщицы
    у нас нет вообще. Дети в начальной школе
    раздеваются в шкафчиках в классе – всё
    удобно и прилично. У каждого ребенка
    своя вешалка и своя полочка. Шкафчики
    родители делали сами….

    Ну а теперь по поводу учителя…
    выбирали мы, выбирали, и «довыбирались»….
    Пошли мы к опытному, сильному и уважаемому
    в гимназии учителю, была я о ней наслышана
    как в школе, так и от знакомых, которые
    были с ней на курсах повышения
    квалификации. Слышала только хорошее
    и даже «восторг». Попали мы к ней в
    малышкину школу и мнение у нас сложилось
    другое… Столкнулась я с тем, что мы не
    могли совершенно построить диалог с
    учителем, не то что ребенок, а даже
    родитель… Всегда было только её мнение
    и неправильное. Очень высокая самооценка,
    очень эмоциональна… Нам было с ней не
    комфортно. Ещё мне не понравилась её
    система оценки работ, ставился или
    «плюс» или «минус», казалось бы хорошая
    система оценки для малышей, но когда
    работа выполнена на 90% и в последнем
    пункте ребенком допущена ошибка,
    ставился только «минус». На мой взгляд,
    если сделано более 50% работы, то должен
    стоять «плюс», а мне утверждали, что
    если есть хоть одна ошибка, то значит
    задание не выполнено… В общем, своей
    критикой навела она на нас «ужаса и
    шороха» причём и на детей и на взрослых.
    Кто-то забрал ребенка, решив, что гимназию
    он не потянет. К концу малышкиной школы
    я уже тоже думала, не оставить ли ребенка
    ещё на год дома посидеть, думаю, так
    сложно было в малышкиной школе, что же
    будет в 1 классе…
    В итоге, в 1 класс мы пошли к другому
    учителю, о котором ничего особо не
    слышали, увидели её первый раз на
    собрании перед 1 сентября. Учимся хорошо,
    в классе комфортно, маме удаётся
    поговорить с учителем и получить ответы
    и советы. Ребенку учитель очень нравится,
    говорит, что она добрая и хорошая – а
    знаете как здорово это слышать! Вот и
    думаешь теперь, а как выбирать учителя?

  • Т.Шестова

    Соглашусь, что учитель должен быть на первом месте, когда родители выбирают школу для первоклассника. Об этом С. Соловейчик хорошо сказал: «Выбирайте не школу, а учителя!» Большинству же родителей подавай престижную школу, а как там будет ребенку они не задумываются. Может, после Машиных заметок задумаются?

    • Ольга

      А как выбрать всех учителей сразу? Или речь идёт об учителе начальных классов? Первый действительно самый важный.

  • Татьяна

    Извините, но пользы от вашей статьи никакой.

    • Ольга

      Татьяна, правильно добавить одно слово — «для меня».
      Вполне возможно, кто-то другой заново посмотрит на проблему, тем более она выведена чётко,и алгоритм действий прилагается.

  • Ольга

    К сожалению, не бывает всегда и во всём стабильно хорошо. В любой момент может появиться учитель, который не подходит твоему ребёнку, новшества, которые не устраивают, отношения, которые не удовлетворяют. Не будешь ведь в каждом таком случае школу менять. Думаю, надо к этому относится проще.

  • Виктория

    отлично проделанная журналистом работа.спасибо Вам,Мария.актуально.лаконично.не оскорбляя чувств педагогов,уважительно в первую очередь к своему ребенку.я вижу в этом тексте огромный труд заинтересованного в шаге вперед Человека.
    мамы,которая переживает за своих (да и не только) детей,сделавшая нам заметки на полях, предоставив почву для размышления, выхода из той или иной ситуации.
    вижу искреннее переживание за будущее ребенка,не скатывающееся в унитазы школ и прочего.статья практична-ее можно сразу-как руководство к действию.
    и согласна полностью-да, учитель-важен.и от него зависит очень многое.не стоит вступать с ним в конфликт,но если контакта не получается ( и кто,как не мы ,взрослые,можем понять это?) в этом союзе-родители,ребенок и учитель, попробовать другую школу,не пугаться, идти вперед-для будущего своего ребенка и уверенности в завтрашнем дне.что-не опустил руки, не смирился с системой.не принял навешенных ярлыков