Педагоги 12 районов Карелии приехали на семинар в Пушнинскую среднюю школу Беломорского района поучиться новой технологии обучения.
Участие в жизни малокомплектных и малочисленных школ, которых в Карелии насчитывается более ста, организация пилотных проектов на их базе, методическая и научная помощь – вот в чём видят сегодня свою задачу преподаватели Карельской педакадемии, работающие с сельской школой.
Один из таких проектов – создание малокомплектной школы с неклассно-урочной организацией образовательного процесса в разновозрастных группах – вот уже шесть лет идёт в Пушнинской средней общеобразовательной школе Беломорского района.
26-27 ноября на её базе состоялся обучающий семинар «Психолого-педагогический потенциал использования вариативных форм организации обучения в условиях малочисленных школ (на примере сельских школ Республики Карелии)». Он собрал педагогов 22 школ из 12 районов республики и Петрозаводска.
Пушнинская школа, с 2007 года работающая в режиме педагогического эксперимента, обучает своих учеников в организационной форме, принципиально отличающейся от традиционной классно-урочной системы. По словам директора школы Татьяны Танцевой, шесть лет назад изменения, происходящие в системе образования и жизни сельской школы, заставили педагогов искать новые пути развития своего учебного заведения. Внимание коллектива привлек опыт Красноярского края – обучение в разновозрастных группах, метод коллективного способа обучения (КСО).
Тогда инициативу школы поддержали Институт повышения квалификации, научно-исследовательская лаборатория теории и практики развития сельской школы Карелии КГПА, управление образованием Беломорского района. Научное руководство опытно-экспериментальной работой маленькой сельской школы взяла на себя Елена Казько, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой естественно-математических дисциплин и методик их преподавания в начальных классах КГПА.
Во время семинара его участники посетили занятия, которые проходили по расписанию, составленному в форме «ленты занятий» для учеников начальной школы и среднего звена.
Занятия начались с линеек учащихся разных лет обучения (1-4 и 5-9 классов). Здесь учителя-предметники определяли цели занятия, дежурные учителя (диспетчеры) раздали задания, и школьники разошлись по кабинетам. В кабинетах их встречали учитель-предметник, учитель-ассистент и учитель-технолог. Дети работали в парах сменного состава, самостоятельно и с учителем, передвигались по «ленте» – индивидуальному маршруту в сюжете занятия – из кабинета в кабинет, добывая, закрепляя, применяя новые знания и умения, формируя и совершенствуя универсальные и предметные учебные действия.
После посещения занятий участники семинара обменялись мнениями. Все отметили колоссальную работу, которую проделал коллектив школы для создания инновационной организации процесса обучения. Обозначили как важные положительные моменты – интерес и постоянную занятость детей учением. Заметили, что при работе учеников в парах и в коллективе у них воспитывается культура общения, что дети на уроках читают, пересказывают тексты, отрабатывают навыки анализа изучаемого материала.
Участники семинара единодушно согласились, что при такой форме обучения каждый учитель растёт профессионально, видит весь учебный процесс и, что самое главное, знает каждого ребенка – его уровень знаний и его потенциал. При этом учителя школы, специалисты педагогического вуза видят проблемы, которые есть у новой технологии, но они также предлагают и пути их решения.
Всем участникам семинара были выданы сертификаты, а также им было предложено освоить новую технологию, начав с повышения квалификации по программе, разработанной лабораторией КГПА совместно с педагогами школы для педагогических коллективов малочисленных и малокоплектных школ.
В рамках семинара также состоялось заседание Совета Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия, где было принято решение о проведении Дня Ассоциации малокомплектных и малочисленных школ РК в Петрозаводске в феврале 2013 года.