Школа и вуз

Адские муки

С уроками физкультуры что-то не так…

За последний месяц в России и в Украине зафиксировано сразу несколько смертельных случаев на уроках физкультуры. Ижевск, Воронеж, Луцк, Запорожье, Львовская область… В соседней стране по указанию Юлии Тимошенко отменили на время школьные кроссы. Проблема острейшая, раз она взволновала уже и политиков.
 
«Стать бы министром…»
Наша редакция провела экспресс-опрос об уроках физкультуры среди петрозаводских школьников 8 –11 классов. Большинство физкультуру не любит, и это еще мягко сказано. Вот некоторые отзывы об этом уроке.

«Для меня физкультура – жуткое мучение».

«Физкультура – полезное дело. Укрепляет здоровье и пригодится в жизни».

«Это нужное дело, потому что необходимо держать себя в форме. Занятия улучшают самочувствие, укрепляют здоровье, вносят разнообразие в школьную жизнь».
«На физкультуре бываю редко. Для здоровья она немного дает, а время тратить попусту терпеть не могу».

«Нормативы по бегу, прыжкам, лыжам советские. Пятерку получить не по силам, и не мне одной. Вот стать бы министром образования и принять новую программу, чтобы она была адаптирована не только под длинноногих спортсменов, но и для других. Голосую за фитнес, танцы, борьбу!»

«Предпочитаю заниматься самостоятельно в спортзале или дома».

«Если человек физически подготовлен, ему, в принципе, все по силам. Но нормативы, считаю, надо снизить. А вообще, физкультура чаще всего – бесполезное просиживание на скамейке. Но посещать приходится, чтобы получить оценки. У нас в школе есть тренажерный зал, в котором мы почему-то не занимаемся».

«В нашем лицее мало кто прогуливает физкультуру. Тот, кто освобожден от сдачи нормативов, может заниматься в тренажерном зале либо писать реферат. Проводятся соревнования между параллельными классами. Плохо только, что после занятий нельзя принять душ, поэтому сидишь на следующем уроке красный и потный, и голова сразу не может включиться в работу».

«Для меня физкультура – это мучение, главная причина – наш преподаватель».

«Нормативы мне кажутся завышенными. Плохо, что редко играем в баскетбол, волейбол. Мне кажется, что оценка по физкультуре должна быть в виде зачета или незачета, потому что физические данные у всех разные».

«У нас в классе на физкультуру редко кто ходит. Убежден, что уроков физкультуры в обязательной школьной программе быть не должно, потому что здоровье у всех разное, а учителя занимаются уравниловкой. В крайнем случае пусть это будет факультатив».

«Я бы не хотел, чтобы у нас было больше уроков физкультуры (только через мой труп!). Для меня физкультура – это адские муки. Учительница слишком требовательная. У меня слабое здоровье, и мне очень сложно заниматься. В 11 классе столько курсов, репетиторов, а тут еще физра! Считаю, что по физкультуре не должны ставить оценок. Хочу, чтобы ее вообще отменили!»


Критерии оценки должны быть другими

Проблема урока физкультуры хорошо знакома Валентине Михайловне СТЕПАНОВОЙ, заслуженному врачу РК, специалисту Республиканского центра медицинской профилактики. Она ответила на наши вопросы.
– Почему случаются трагедии на уроках физкультуры?
– К сожалению, часто так бывает: учебный год и в школе, и в вузе на уроках физкультуры начинают со сдачи нормативов, например, с кроссов. Это недопустимо, ведь неизвестно, каково физическое состояние школьников на этот момент. Как правило, к этому времени врачи еще не успевают провести медицинские осмотры. Я хорошо знакома с подобной ситуацией у студентов: после пробежки кросса они чувствуют себя плохо, и неудивительно, что бывают трагические ситуации. Сначала детей нужно постепенно подготовить, адаптировать к нагрузке, а уж потом предлагать длинные пробежки на результат. Для чего нужна физкультура в школе? Чтобы повысить физическую активность и улучшить здоровье. А получается наоборот…
– Как вы относитесь к нормативам по бегу, прыжкам и т.д.?
– Физкультура нужна. А нормативы, если они есть, должны быть адекватны состоянию здоровья на сегодняшний день. Сейчас очень мало здоровых детей. Я понимаю, преподавателю нужно поставить оценку, именно для этого придуманы нормативы. Но, на мой взгляд, критерии оценки на уроке физкультуры должны быть другими. Если ребенок постоянно посещает уроки, у него повысился иммунитет, он меньше болеет, у него улучшился пульс после нагрузки – вот показатели, которые могли бы стать основой оценки. И за это учитель поощрялся бы. А ведь у нас хороший учитель часто тот, кто подготовил из всего класса одного-двух учеников первого разряда в каком-либо виде спорта.
– Вы сами любили физкультуру?
– Да, я даже являюсь мастером спорта по гимнастике. Знаете, раньше врачи нашего диспансера ходили на уроки физкультуры и давали им оценку: насколько правильно распределена нагрузка, как реагируют дети в группе и индивидуально. Этого уже давно нет. Реакция детей на нагрузку не исследуется и даже не наблюдается. Мне приходится заниматься 14-й школой, со спортивным уклоном. Скажу, что практически все дети в этой школе имеют отклонения в здоровье, хотя уровень их физического состояния намного выше, чем в обычных школах.
– А как, на ваш взгляд, поднять уровень здоровья и научить детей любить движение?
– Чтобы привлечь детей и их родителей к занятиям физкультурой, надо просто сделать доступным, а для детей и бесплатным, вход в спортивные залы, в бассейны, на спортивные дорожки, катки и на лыжню.
Без нормативов не обойтись
Еще один наш собеседник по этой теме – Александр Михайлович ВОРОНОВ, декан факультета физической культуры КГПУ.
– Почему, на ваш взгляд, дети не любят физкультуру?
– Причины разные. Начнем со статуса учителя физкультуры, который надо поднимать. Образом его в СМИ стала фигура недоумка в мастерке с пузцом и с футбольным мячом под мышкой. Все это навевает отношение к предмету у коллег-преподавателей, учеников, и у родителей как к предмету вторичному. Проблема учителя стоит очень остро: многие талантливые ребята уходят в бизнес, зарплата для мужчины в школе, прямо скажем, ничтожная. Из выпускников только 30 – 40 % работают по специальности.
– А что вы думаете о программе и нормативах?
– Без нормативов не обойтись. Ничего другого не придумано, чтобы определить физическую подготовку конкретного ребенка. Тестирование помогает определить степень силы, выносливости, быстроты. Но все же главное – привить любовь к физкультуре. Вряд ли это возможно через кросс с харканьем кровью. Необходим индивидуальный подход. Оценка должна ставиться по результатам роста каждого конкретного школьника, а не по нормативам вообще. Нельзя всех ставить под одну планку и один секундомер. Стандарт – это не догма. Наши преподаватели подготовили пособия по разным видам спорта для учителей физкультуры, где изложен современный взгляд на предмет, мы готовим его к публикации совместно с Министерством образования.
– Что вы думаете о трагических происшествиях на уроках физкультуры?
– Они были всегда. Не все возможно предусмотреть. Это как в случае с недавно погибшим молодым хоккеистом, который был дотошно проверен на всех современных аппаратах – и у нас, и в США. Но ЧП на уроке физкультуры может быть и следствием ошибки учителя…
– Недавно в Петрозаводске проходил международный конгресс учителей физкультуры. Есть ли на Западе интересный опыт преподавания?
– Мне приходилось бывать на занятиях физкультурой в высшей школе. Там подход очень демократичен. Студенту дается на выбор большой список предметов, из которых он должен выбрать то, что ему интересно. Это могут быть йога, танцы, аэробика или борьба, плавание, волейбол. А у нас студентки вынуждены так же, как школьники, бегать ненавистные кроссы. Выбора, к сожалению, нет, если хочешь получить оценку.
– Что можно сделать, чтобы дети любили физкультуру?
– Нужно начать с самих школ. Должны быть оборудованы не только залы, но и душевые кабины. Когда ты сидишь после урока потный и красный и у тебя нет возможности принять душ, о чем речь? А на дворе, между тем, XXI век.
Нужна материальная база. Где бегать? Где кататься на лыжах? Требуются стадионы, спортивные площадки, вечерние секции для детей и родителей, нужно учить людей здоровому образу жизни, потому что здоровье не купишь…

Увы, нет уверенности в том, что у школ вдруг появятся новые площадки и заработают душевые кабины при спортивных залах. Нет гарантии, что скоро поменяются программы. И все же многое зависит от кругозора и компетентности преподавателей, которые несмотря на низкие зарплаты все же работают в школе, а значит, любят свое дело. Ведь учитель, как и тренер по единоборству, может учить не только бегать и прыгать, но и тому, как правильно дышать, лучше питаться и даже тому, как отказаться от вредных привычек, то есть здоровому образу жизни. Учителя физкультуры должны стать маяками, способными увлечь детей не нормативами, а желанием научиться быть здоровыми, в том числе на уроках физкультуры, которые никто не отменял.

А как в Финляндии?

Физическое воспитание стало обязательным предметом в финских школах еще в 1843 году. В расписании в среднем два урока физкультуры в неделю. Образовательные стандарты Финляндии, Норвегии, Швеции и Дании обязывают выпускников 5 класса уметь плавать и оказывать помощь при чрезвычайных происшествиях на воде. Физкультура и спорт – хобби номер один у детей и подростков. 80 % тех, кому нет 18 лет, занимаются физкультурой или спортом. 40 % молодых занимаются физкультурой не менее четырех раз в неделю. Сеть спортивных сооружений Финляндии по сравнению с численностью населения одна из лучших в мире.
Из письма Елены Ханнель (Хельсинки) в нашу редакцию: «У нашего Илиаса физкультура в школе была раз в неделю. Сейчас, в лицее, урок физкультуры проводится 3 раза в неделю. Он и все его друзья любят физкультуру. Каждый раз они играют в разные игры, причем игру можно выбрать по желанию: волейбол, теннис, фрисби, футбол, бадминтон. Иногда ходят в спортзал, где есть тренажеры. В школе учитель рассказывает о пользе спорта и здорового образа жизни. Профессионалов не готовят, просто стараются привить школьникам любовь к физкультуре и спорту. Нормативы сдают, но учитель никогда не говорит, кто пробежал на пятерку, а кто на двойку. Если кто-то хуже пробежал или прыгнул, учитель советует, как можно улучшить результат и какие упражнения и какие виды спорта помогут в этом. По физкультуре двоек не ставят. Все ученики получают 7 баллов (это что-то вроде тройки по русской системе). Но если уроки не пропускать, если стараться, то оценка повышается на один балл или на два. Это зависит от успехов».
 
 
"Лицей" № 12 2008