Новости, Образование, Школа и вуз

«Нужно закон адаптировать под школу, а не школу под закон»

Эти слова прозвучали на Всероссийском образовательном форуме, который открылся вчера в ПетрГУ, и зал зааплодировал.

Открытие форума. Соведущие Зинаида Ефлова (справа) и Ирина Велеславова
Открытие форума. Соведущие Зинаида Ефлова (справа) и Ирина Велеславова

Китайцы скупают в России книги о сельской школе

Доктор педагогических наук из Ярославского государственного педуниверситета Людмила Байбородова рассказала на форуме, что в их вузе побывали коллеги из Китая, которых особенно интересовало развитие сельской школы — именно этой темой занимаются в вузе. По словам Людмилы Байбородовой, китайцы скупили все пособия по сельской школе, изданные в ЯГПУ, вплоть до старых. И высказали желание участвовать в масштабной конференции в марте 2019 года, которую готовят в Ярославле и на которую пригласили участников форума в Петрозаводске.

В Китае огромное количество сельских школ, поднять их уровень — задача национальная, за которую в этой стране серьезно взялись. Видимо, развития страны без этого не представляют и уже пригласили в Китай видного российского ученого-педагога Анатолия Цирульникова.

 

«Под контролем, под пистолетом ничего придумать нельзя!»

Ярославль, как и Великий Новгород, Вятка, Петрозаводск, — центры изучения сельской школы в России. Масштабный трехдневный Всероссийский научно-практический форум «Социально-педагогические технологии в образовании: актуальность, перспективы и тенденции» в ПетрГУ собрал около 200 педагогов сельских школ, ученых, управленцев из 17 регионов России. Уже из названия видно, что акцент сделан на развитии — причем в сложнейших условиях оптимизации, которая шествует по всей стране.

Ученые вузов России - Спикеры подиумной дискуссии
Ученые вузов России — Спикеры подиумной дискуссии

Но не только оптимизация мешает работать. На подиумной дискуссии, которой на подведении итогов первого дня дали самую высокую оценку, аплодисменты вызвали слова доктора педагогических наук, профессора ПетрГУ Валентины Туркиной. Отвечая на вопрос, что делать, чтобы система образования на селе была не адаптивной, а развивающейся, Валентина Михайловна сказала:

— Под контролем, под пистолетом ничего придумать нельзя!

Отвечая на вопрос о главном западающем звене в сельском образовании, ученые, по сути, нарисовали картину нынешнего состояния сельского образования в стране. Доктор педнаук из Вятского госуниверситета Ольга Коршунова западающим звеном назвала кадры. В Кировской области за шесть лет в два раза увеличилось количество учителей в возрасте свыше 50 лет: сложно в такой ситуации проводить инновации.

Доцент Арзамасского филиала ННГУ Дмитрий Гусев высказался резко: «Современные сельские школы остались без мужчин».  Ученый считает, что надо возродить практику, когда работа в сельской школе приравнивается к альтернативной службе в армии.

Доктор педнаук Роза Шерайзина из НовГУ считает, что в наших сельских школах поздно начинается профориентация: в других странах она ведется не в 10-11 классах, а уже с 7-го класса, а то и с 4-го.

Ольга Коршунова и  Дмитрий Гусев
Ольга Коршунова и Дмитрий Гусев
Роза Шерайзина
Роза Шерайзина

По мнению Татьяны Сеппянен, заместителя главы администрации Пряжинского района, чтобы сельская школа была, развивалась, важно закон адаптировать под школу, а не школу под закон. Эти слова также вызвали аплодисменты в зале. Татьяна Сеппянен с сожалением отметила, что к началу дискуссии в зале не осталось представителей исполнительной власти, а представители законодательной не явились вовсе.

Татьяна Сеппянен
Татьяна Сеппянен

На подиумной дискуссии было высказано немало здравых идей, напомнили и об интереснейших отечественных практиках прошлого. Роза Шерайзина сожалеет, что забыли опыт Льва Толстого и Василия Сухомлинского. Доктор педагогических наук, профессор ПетрГУ Татьяна Бабакова вспомнила о  трудовом воспитании — когда-то все дети работали на пришкольных участках. Валентина Туркина считает, что необходимо вернуться к практике коллективных творческих дел.

Валентина Туркина и Татьяна Бабакова
Валентина Туркина (слева) и Татьяна Бабакова

 

«Нас особенно интересуют авантюристы»

Первый день продолжился работой в секциях, круглыми столами  и завершился переговорной площадкой.

Круглый стол в Молодежном иннопарке ПетрГУ

На секции

Эльвира Гагарина и Галина Маккоева рассказывают об опыте работы Сегежской школы №6
Эльвира Гагарина и Галина Маккоева рассказывают об опыте работы Сегежской школы №6

 

Переговорная площадка в конце дня собрала как ученых, так и сельских учителей — теория без практики мертва. Решили объединяться, и не только ради совместной научной работы и проведения конференций, но и для лоббирования интересов сельской школы на всех уровнях.

Среди участников переговорной площадки была и Светлана Лось, учитель из школы в Усть-Реке, за спасение которой минувшим летом боролись всем миром. Кстати, не только сама Светлана Евгеньевна  работает в сельской школе и не собирается уезжать в город: с сентября ее дочь преподает историю в Шокшинской школе.

В июне Усть-Река будет принимать представительный педагогический десант. Зинаида Ефлова, руководитель лаборатории теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ, один из организаторов форума, пригласила коллег из других регионов:

— Нас особенно интересуют авантюристы, которые приедут летом в педагогическую школу в Усть-Реку.

Желающие тут же нашлись, среди них и почтенные ученые. По словам Светланы Евгеньевны Лось, педагоги Усть-Реки постараются хорошо подготовиться.

Сегодня участники форума знакомятся с успешными практиками Пряжинской средней школы, а завтра их ждет культурная программа в Пряжинском районе.

Фото Марии Голубевой