Согласно рейтингу Universitas 21 Ranking 2018 система высшего образования Финляндии считается одной из лучших в мире.
В чем же ее секрет? Мы поговорили с преподавателями о главных особенностях финского университетского образования и, конечно же, о студентах.
В стране работают классические университеты и университеты прикладных наук (UAS). Студенты UAS также получают степень бакалавра и магистра, но во время учебы больше внимания уделяется практике, а не научной работе. Иностранцы могут учиться в Финляндии бесплатно на финском языке, обучение на английском стало платным в 2017 году.
«Лекции – старомодный способ обучения»
– Я работаю старшим преподавателем. У меня был опыт работы в классическом университете, и могу сказать, в прикладном уровень образования выше, – рассказывает Юхо Райала из Юго-Восточного университета прикладных наук (XAMK). – Здесь мы больше занимаемся практикой, но и теорию нужно знать, чтобы уметь работать.
Хороший способ научиться чему-то – поработать в лаборатории, наделать ошибок, всё там испортить, а потом уже изучить теорию. На занятиях я стараюсь использовать примеры из реальной жизни и ходить со студентами в лабораторию. В больших группах это не всегда возможно, но все же мы стараемся демонстрировать материал на реальных ситуациях. Мы бросаем студентам вызов – думать! Лекции – старомодный способ обучения. Когда мы можем запомнить что-то, это не обучение. Хорошая память не делает тебя умным. Факты можно проверить в Google, но когда узнаешь, как объединить все эти факты, тогда ты умный!
В университете есть исследовательский и инновационный отделы: их сотрудники не занимаются преподаванием, но они должны писать научные работы. Сейчас моя работа преподавание, но, если я что-то публикую, получаю дополнительную зарплату.
Сам университет – прекрасное место для работы: каждый день разный, и все время нужно учиться. Для меня это преимущество, могу заниматься своим образованием и получать за это деньги. Когда ты обучаешь около 200 студентов одновременно, в твоей почте полно разных оправданий «почему я пропустил лекцию». Отвечать на все эти сообщения – самая неприятная часть работы.
«Не люблю, когда меня называют профессором»
Абделазим Ханноура из Университета прикладных наук Савонии преподает предметы по бизнесу, среди его студентов много иностранцев.
– Мы готовим для региона специалистов, которые смогут работать в местных компаниях после выпуска или уже во время обучения. Стараемся налаживать контакты с местными организациями через проекты, знакомим студентов с профессией. Публикация научных статей поощряется, но не является главным приоритетом.
Стиль управления в Финляндии демократичен, и к опыту, квалификации преподавателя относятся с уважением. Поэтому нам дают свободу в работе, постановке педагогических целей, содержании курса и методах преподавания. Финляндия – одна из стран, где дистанция с властью в целом низкая. Лично я не люблю, когда меня называют «профессор». Я предпочитаю сохранять дружеские отношения с моими студентами. Думаю, финскую систему образования считают лучшей как раз потому что она дает студентам возможность развиваться без страха или стресса.
Неформальные финны
– Работать преподавателем немного трудно: важно всегда следить за технологиями, требованиями законодательства, трендами, которые постоянно изменяются, – поделилась Лииса Роутахарью (XAMK). – Главное в отношениях преподавателя и студента – это доверие. Студенты должны верить, что их преподаватель справедливый и объективный, а мы – понимать, что студенты могут сами взять ответственность за учебу.
Общение в финских университетах неформальное: часто студентам из других стран кажется странным, например, обращаться к преподавателю только по имени, но мы, финны, не формалисты. Студенты-иностранцы, по-моему, более мотивированы, чем финские, но, к сожалению, менее пунктуальны.
Почему финскую систему образования считают лучшей? Конечно, и у нас есть свои особенности. Но, по-моему, дело в том, что еще в школе удовлетворены базовые потребности детей: например, есть школьные обеды и перерывы между уроками. Все это делает процесс обучения приятным. На более высоком уровне влияет факт того, что студенты сами отвечают за свою учебу. Я всегда говорю им: «Ваша работа – учиться, а моя – помогать вам с этим».
О гуманитарных науках и самостоятельности студентов
Григорий Гурин работает в Университете Восточной Финляндии.
– Сильных отличий между преподаванием в России и Финляндии нет, – утверждает он, – везде нужно и учить студентов, и заниматься наукой. Университетский преподаватель в Финляндии ведет практические курсы, у него много контактных часов и мало времени на науку. Лекторы читают поточные лекции и ведут углубленные курсы. Профессора руководят научной работой студентов, проектами, на которые постоянно ищут внешнее финансирование, ведут семинары. Здесь более четко разведены обязанности: в России я с первых лет работы руководил студенческими курсовыми и дипломными, а в Финляндии это прерогатива профессора.
Занятия наукой важны для университетских работников, хотя нет жестких требований — например, опубликовать две статьи в год. Университет охотно набирает исследователей на временные контракты, если есть внешнее грантовское финансирование. В итоге специальные научные работники, которые занимаются почти исключительно исследованиями, помогают отделениям выполнять план по научной деятельности.
Минусов немного, но они есть: например, возможности гуманитарных исследований сейчас находятся под угрозой из-за новых директив ЕС по защите персональных данных. Они запрещают обнародовать информацию, которая может помочь даже косвенно идентифицировать человека. Надо заручаться письменным согласием всех вовлеченных в процесс исследования. Это сложная форма, и особенно от этого страдают общественные науки.
Гуманитарные отделения пользуются популярностью у абитуриентов. На них легче поступить, и не так велика цена ошибки. Учиться языку, культуре, истории обычно интересно, формы работы гибкие: можно выбрать несколько вторых предметов, съездить за границу по обмену. Студенты не воспринимают учебу как потерянное время, даже если они меняют специальность.
Но гуманитарные науки не так хорошо финансируют. Например, в университете Восточной Финляндии, где я работаю, хотя и гуманитарные науки сильны, традиционно сильные направления – это медицина, физика, лесное дело. Специалисты в этих областях привлекают масштабные гранты, их доля в формировании бюджета университета в разы превосходит все гуманитарные направления.
Поэтому у нас много студентов, большой преподавательский корпус, неплохая научная продуктивность, но в глазах администрации этого мало. Но так во всех университетах мира. Однако связи между обществом и наукой здесь более крепкие, чем в России: свежезащищенная диссертация, в том числе и гуманитарная, – достойный повод для большой публикации в газете, в городе постоянно проходят какие–нибудь дни и даже ночи науки, профессора читают лекции для широкой публики.
Финские студенты отличаются от русских, хотя аудитория, с которой работаю я, достаточно разнородная: здесь и финны, и дети-билингвы из смешанных браков, и русские эмигранты. Финны более самостоятельные, возможно, это следствие иной организации здешней жизни. Родители детей не опекают, не устраивают их, а дети это чувствуют уже в средней школе, привыкают надеяться на себя, сами выбирают профессию. Иногда мне кажется, что степень самостоятельности можно было бы скорректировать: например, здесь студенты всегда сами формулируют темы дипломных и прочих квалификационных работ – далеко не всегда удачно.
Я не могу говорить за всю систему, но финский университет хорош гибкостью учебных планов, большим количеством приглашенных интересных людей. Отдельное достоинство – интересная и полная событий студенческая жизнь. Йоэнсуу, где я работаю, один из самых студенческих городов Финляндии — доля студентов в населении более 13 процентов, и это всегда заметно. Студенты, наряженные в разноцветные комбинезоны — у каждого факультета и отделения свой цвет, — много раз в год проводят праздники, концерты, слеты, участвуют в городской жизни, что для несколько мрачноватой Финляндии – большая ценность.
Взгляд студента: фокус на самообучении
О своей учебе рассказала студентка Университета Аалто Александра Штромберг.
– Пары проходят по-разному. На факультете права Университета Хельсинки это были лекции в традиционном понимании, а в Университете Аалто были как лекции, так и сочетание лекций с лабораторными занятиями (решение бизнес-кейсов). Распространен writing seminar, когда студенты работают над научными работами объемом 15-30 страниц и защищают их во время семинара. Много интересных форматов учебы при изучении языков: экскурсии, интерактивные занятия (подготовка видео или подкаста), языковые кафе (общение с носителями языка).
Главный плюс финского образования, но и главная его сложность для многих, — фокус на самообучении. Например, курс может состоять из 20 часов лекций и 140 часов самостоятельной работы, завершающейся экзаменом. Это дает большую свободу и гибкость, но и определенную сложность в подготовке, особенно если идет речь о новой для студента сфере. Но если научиться дисциплинировать себя и объединяться в группы студентов по своему желанию, это большой плюс. Я оканчиваю вторую магистратуру без отрыва от работы на полный рабочий день, и в это благодаря гибкости финской системы образования.