Образование, Школа и вуз

Доверие, демократичность, самообучение

Фото: www.xamk.fi
Фото: www.xamk.fi

Согласно рейтингу Universitas 21 Ranking 2018 система высшего образования Финляндии считается одной из лучших в мире.

В чем же ее секрет? Мы поговорили с преподавателями о главных особенностях финского университетского образования и, конечно же, о студентах.

В стране работают классические университеты и университеты прикладных наук (UAS). Студенты UAS также получают степень бакалавра и магистра, но во время учебы больше внимания уделяется практике, а не научной работе. Иностранцы могут учиться в Финляндии бесплатно на финском языке, обучение на английском стало платным в 2017 году.

 

«Лекции – старомодный способ обучения»

Юхо Райала
Юхо Райала

–  Я работаю старшим преподавателем. У меня был опыт работы в классическом университете, и могу сказать, в прикладном уровень образования выше, – рассказывает Юхо Райала из Юго-Восточного университета прикладных наук (XAMK). – Здесь мы больше занимаемся практикой, но и теорию нужно знать, чтобы уметь работать.

Хороший способ научиться чему-то – поработать в лаборатории, наделать ошибок, всё там испортить, а потом уже изучить теорию. На занятиях я стараюсь использовать примеры из реальной жизни и ходить со студентами в лабораторию. В больших группах это не всегда возможно, но все же мы стараемся демонстрировать материал на реальных ситуациях. Мы бросаем студентам вызов – думать! Лекции – старомодный способ обучения. Когда мы можем запомнить что-то, это не обучение. Хорошая память не делает тебя умным. Факты можно проверить в Google, но когда узнаешь, как объединить все эти факты, тогда ты умный!

В университете есть исследовательский и инновационный отделы: их сотрудники не занимаются преподаванием, но они должны писать научные работы. Сейчас моя работа преподавание, но, если я что-то публикую, получаю дополнительную зарплату.

Сам университет – прекрасное место для работы: каждый день разный, и все время нужно учиться. Для меня это преимущество, могу заниматься своим образованием и получать за это деньги. Когда ты обучаешь около 200 студентов одновременно, в твоей почте полно разных оправданий «почему я пропустил лекцию». Отвечать на все эти сообщения самая неприятная часть работы.

 

«Не люблю, когда меня называют профессором»

Абделазим Ханноура
Абделазим Ханноура

Абделазим Ханноура из Университета прикладных наук Савонии преподает предметы по бизнесу, среди его студентов много иностранцев.

Мы готовим для региона специалистов, которые смогут работать в местных компаниях после выпуска или уже во время обучения. Стараемся налаживать контакты с местными организациями через проекты, знакомим студентов с профессией. Публикация научных статей поощряется, но не является главным приоритетом.

Стиль управления в Финляндии демократичен, и к опыту, квалификации преподавателя относятся с уважением. Поэтому нам дают свободу в работе, постановке педагогических целей, содержании курса и методах преподавания. Финляндия одна из стран, где дистанция с властью в целом низкая. Лично я не люблю, когда меня называют «профессор». Я предпочитаю сохранять дружеские отношения с моими студентами. Думаю, финскую систему образования считают лучшей как раз потому что она дает студентам возможность развиваться без страха или стресса.

 

Неформальные финны

Лииса Роутахарью
Лииса Роутахарью

Работать преподавателем немного трудно: важно всегда следить за технологиями, требованиями законодательства, трендами, которые постоянно изменяются, поделилась Лииса Роутахарью (XAMK). Главное в отношениях преподавателя и студента это доверие. Студенты должны верить, что их преподаватель справедливый и объективный, а мы понимать, что студенты могут сами взять ответственность за учебу.

Общение в финских университетах неформальное: часто студентам из других стран кажется странным, например, обращаться к преподавателю только по имени, но мы, финны, не формалисты. Студенты-иностранцы, по-моему, более мотивированы, чем финские, но, к сожалению, менее пунктуальны.  

Почему финскую систему образования считают лучшей? Конечно, и у нас есть свои особенности. Но, по-моему, дело в том, что еще в школе удовлетворены базовые потребности детей: например, есть школьные обеды и перерывы между уроками. Все это делает процесс обучения приятным. На более высоком уровне влияет факт того, что студенты сами отвечают за свою учебу. Я всегда говорю им: «Ваша работа учиться, а моя помогать вам с этим».

 

О гуманитарных науках и самостоятельности студентов

 

Григорий Гурин
Григорий Гурин

Григорий Гурин работает в Университете Восточной Финляндии.

Сильных отличий между преподаванием в России и Финляндии нет, утверждает он, везде нужно и учить студентов, и заниматься наукой. Университетский преподаватель в Финляндии ведет практические курсы, у него много контактных часов и мало времени на науку. Лекторы читают поточные лекции и ведут углубленные курсы. Профессора руководят научной работой студентов, проектами, на которые постоянно ищут внешнее финансирование, ведут семинары. Здесь более четко разведены обязанности: в России я с первых лет работы руководил студенческими курсовыми и дипломными, а в Финляндии это прерогатива профессора.

Занятия наукой важны для университетских работников, хотя нет жестких требований — например, опубликовать две статьи в год. Университет охотно набирает исследователей на временные контракты, если есть внешнее грантовское финансирование. В итоге специальные научные работники, которые занимаются почти исключительно исследованиями, помогают отделениям выполнять план по научной деятельности.

Минусов немного, но они есть: например, возможности гуманитарных исследований сейчас находятся под угрозой из-за новых директив ЕС по защите персональных данных. Они запрещают обнародовать информацию, которая может помочь даже косвенно идентифицировать человека. Надо заручаться письменным согласием всех вовлеченных в процесс исследования. Это сложная форма, и особенно от этого страдают общественные науки.

Гуманитарные отделения пользуются популярностью у абитуриентов. На них легче поступить, и не так велика цена ошибки. Учиться языку, культуре, истории обычно интересно, формы работы гибкие: можно выбрать несколько вторых предметов, съездить за границу по обмену. Студенты не воспринимают учебу как потерянное время, даже если они меняют специальность.

Но гуманитарные науки не так хорошо финансируют. Например, в университете Восточной Финляндии, где я работаю, хотя и гуманитарные науки сильны, традиционно сильные направления – это медицина, физика, лесное дело. Специалисты в этих областях привлекают масштабные гранты, их доля в формировании бюджета университета в разы превосходит все гуманитарные направления.

Поэтому у нас много студентов, большой преподавательский корпус, неплохая научная продуктивность, но в глазах администрации этого мало. Но так во всех университетах мира. Однако связи между обществом и наукой здесь более крепкие, чем в России: свежезащищенная диссертация, в том числе и гуманитарная, – достойный повод для большой публикации в газете, в городе постоянно проходят какие–нибудь дни и даже ночи науки, профессора читают лекции для широкой публики.

Финские студенты отличаются от русских, хотя аудитория, с которой работаю я, достаточно разнородная: здесь и финны, и дети-билингвы из смешанных браков, и русские эмигранты. Финны более самостоятельные, возможно, это следствие иной организации здешней жизни. Родители детей не опекают, не устраивают их, а дети это чувствуют уже в средней школе, привыкают надеяться на себя, сами выбирают профессию.  Иногда мне кажется, что степень самостоятельности можно было бы скорректировать: например, здесь студенты всегда сами формулируют темы дипломных и прочих квалификационных работ – далеко не всегда удачно.

Я не могу говорить за всю систему, но финский университет хорош гибкостью учебных планов, большим количеством приглашенных интересных людей. Отдельное достоинство – интересная и полная событий студенческая жизнь. Йоэнсуу, где я работаю, один из самых студенческих городов Финляндии — доля студентов в населении более 13 процентов, и это всегда заметно. Студенты, наряженные в разноцветные комбинезоны — у каждого факультета и отделения свой цвет, — много раз в год проводят праздники, концерты, слеты, участвуют в городской жизни, что для несколько мрачноватой Финляндии – большая ценность.

Взгляд студента: фокус на самообучении

Александра Штромберг

О своей учебе рассказала студентка Университета Аалто Александра Штромберг.

– Пары проходят по-разному. На факультете права Университета Хельсинки это были лекции в традиционном понимании, а в Университете Аалто были как лекции, так и сочетание лекций с лабораторными занятиями (решение бизнес-кейсов). Распространен writing seminar, когда студенты работают над научными работами объемом 15-30 страниц и защищают их во время семинара. Много интересных форматов учебы при изучении языков: экскурсии, интерактивные занятия (подготовка видео или подкаста), языковые кафе (общение с носителями языка).

Главный плюс финского образования, но и главная его сложность для многих, — фокус на самообучении. Например, курс может состоять из 20 часов лекций и 140 часов самостоятельной работы, завершающейся экзаменом. Это дает большую свободу и гибкость, но и определенную сложность в подготовке, особенно если идет речь о новой для студента сфере. Но если научиться дисциплинировать себя и объединяться в группы студентов по своему желанию, это большой плюс. Я оканчиваю вторую магистратуру без отрыва от работы на полный рабочий день, и в это благодаря гибкости финской системы образования.