В пятый раз за 18-летнюю историю конкурса «Учитель года Карелии» победителем стал преподаватель истории и обществознания. На сей раз Максим Иванов из петрозаводского Державинского лицея.
Лирики без физиков
Говорящий факт: все семеро финалистов конкурса – преподаватели-гуманитарии. Лишь трое негуманитариев и среди всех 20 участников конкурса: по одному учителю математики, технологии и физкультуры. Преподаватели информатики, физики и химии не представлены вообще. По словам председателя жюри, заместителя министра образования Карелии Татьяны Васильевой, это показатель того состояния, в котором находится в республике преподавание точных дисциплин. Как известно, ЕГЭ по математике Карелия последние годы сдает ниже среднего по России.
Конкурс в этом году стал частью Фестиваля педагогического мастерства, который выявлял лучших не только среди учителей, но и среди педагогов дошкольных учреждений, дополнительного образования, педагогов-психологов, логопедов, социальных педагогов и мастеров производственного обучения.
Учителя за два конкурсных дня в Республиканской специализированной школе искусств должны были провести классный час, представить свой инновационный педагогический опыт, дать урок с последующим самоанализом. Финалисты в конце приняли участие в открытой дискуссии.
Не стану подробно расписывать всё, отмечу главные тенденции, которые, на мой взгляд, проявил конкурс.
«Уважаемые дети!»
Среди критериев, по которым члены жюри оценивали одно из первых заданий, был такой: демократичность и корректность в общении с учениками. С удовольствием отмечаю, что тем и другим отличались все конкурсанты. Проявлялось это в обращении к ученикам по именам, в спокойной реакции на неправильные ответы. Одна конкурсантка удивила не слышанным ранее оборотом: «Уважаемые дети!». На разговорчики – куда ж без этого! – учителя реагировали шуткой, мгновенно овладевая вниманием детей.
Все учителя активно используют мультимедийные технологии, арсенал разнообразный – от умной доски до документ-камеры.
Нас в Карелии этим в общем-то не удивишь, а вот в Белоруссии ничего подобного нет. Учительница начальных классов из поселка Ляскеля Питкярантского района Юлия Владимировна Кононенко
двенадцать лет работала в Могилеве, там, по ее словам, на 400 человек был один компьютер, ни одной интерактивной доски.
В Ляскеля Юлия преподает три года, учит ребят информационным технологиям, без знания которых сложно им будет жить. Родители, рассказывает, новшества поначалу восприняли в штыки, постепенно она сумела сделать их своими союзниками.
Метод шести шляп
Все-таки самое главное в учительском конкурсе – уроки. Правда, в отличие от прошлых лет оцениваются они немногим выше прочих испытаний. Помнится, прежде вес урока составлял где-то три четверти общей суммы баллов.
Уроки конкурсанты дали неравноценные – как говорится, то взлёт, то посадка. Не будем о грустном, а из тех, что я видела, выделю два урока – будущего победителя Максима Иванова и Веры Демидовой из сегежской школы № 7.
Учитель истории и обществознания, для урока по политической культуре в 10 классе она взяла тему актуальную и непростую: обсуждение документа о присоединении Крыма к России. Вера Анатольевна использовала метод шести шляп, применяемый в технологии критического мышления, который практикуется в крупных компаниях перед принятием серьезного решения. Ученики разбились на группы и выявляли в документе фактическую основу, его плюсы, риски и опасности, вызываемые им эмоции. Десятиклассники увлеклись, отвечали свободно, почти не сбиваясь на общепринятые штампы. Среди отмеченных ими плюсов сам факт воссоединения, опасностей – «поссорились с Европой».
Вера Анатольевна предложила десятиклассникам проанализировать с помощью этого метода любой исторический документ, который изучается в школе. Если бы у нас и государственные решения принимались столь же ответственно…
Жюри отметило также блистательный урок Натальи Павловой, учителя технологии средней школы № 8 Кондопожского района.
«Я благодарю вас за это мероприятие»
Расстроила речь учителей. На семинаре перед конкурсом, как мне рассказали, на это обращали особое внимание, однако одного желания мало, надо еще владеть родным языком. А его убивают канцеляризмами, лексическим однообразием, а то и элементарной неграмотностью.
Всего два примера. «Какие проблемы вы увидели в данном ролике?» – спрашивает учитель четвероклассников. «Я благодарю вас за это мероприятие» – имеется в виду урок. Примеры грамматических ошибок приводить не буду.
Так и вспомнишь живую, афористичную, не говоря уже о безупречной грамотности, речь наших известных учителей Нины Михайловны Залысиной, Эдуарда Георгиевича Алехина, Татьяны Павловны Сеппянен…
Связь эпох и кинотерапия
Максим Викторович Иванов два года назад уже участвовал в республиканском финале. Тогда проиграл, сейчас нацелен был только на победу.
На уроках он с первых минут устанавливает контакт с классом. Максим мгновенно перестраивается в зависимости от неожиданного ответа, колебания в настроении детей. Любой учитель способен на такое при двух условиях: способности к импровизации и полном владении материалом урока.
Тема урока Максима Викторовича в 7 классе по обществознанию поначалу показалась невыигрышной: Реклама как экономическое явление. Однако в классе всё сразу забурлило. Дети в группах быстро сделали плакаты, рекламирующие один из школьных предметов, определили лучший. Победила литература! Затем познакомились с видами рекламы по содержанию, по способу размещения. Обсудили, можно ли доверять рекламе на 100 процентов («Нет!»), составили алгоритм, как ей противостоять. Еще на уроке посмотрели ролик Зюганова, фрагмент из фильма «99 франков» про циничного рекламиста. В конце надо было закончить высказывание: «Нам всем внушают желанья, которые нас …». Правильный ответ «удручают», но один мальчик предложил вариант, по-моему, более точный – «подавляют». И всё это за полчаса – столько длится конкурсный урок.
– Мы живем в информационном обществе, подросток не может противостоять рекламе, – объяснил жюри Максим Иванов выбор темы. – Агрессивная среда влияет, появляются комплексы. Важно, чтобы дети поняли, что школьные занятия не оторваны от жизни, и получили новые знания.
С кино Максим Иванов работает системно. На конкурсе он представил свой опыт «Кинематограф как универсальное средство обучения». Ученики пишут даже киносценарии, по которым снимут короткометражки. Они будут демонстрироваться на плазменных панелях в Державинском лицее. Посмотрела несколько сценариев. В основном об отношениях с родителями, сверстниками, хотя некоторые берутся за такие сложные темы, как детдом, смертельная болезнь, Беслан – срез того, что на самом деле волнует подростков. Снимая фильм, они избавляются от тревоги, снимают напряжение – происходит своего рода кинотерапия.
После конкурса Максим ответил на несколько вопросов.
– Ваши уроки всегда связаны с днем сегодняшним. Для вас это принципиально?
– Уроки, оторванные от жизни, отталкивают учащихся от предмета, учителя. Особенно это важно на уроках истории и обществознания. Актуализацию изучаемого материала часто осуществляю, обращаясь к тем событиям, которые происходят здесь и сейчас, то есть новостям. Так выстраивается связь эпох. Ведь без этого ученикам сложно понять современные исторические процессы
– Во время дискуссии вы сказали, что у родителей есть четкий запрос школе – подготовить детей к поступлению в вуз. Вы имели в виду хорошие баллы на ЕГЭ?
– Да, именно. К школе, увы, часто относятся потребительски. Мол, вы нам обеспечьте высокий балл на ГИА, ЕГЭ, остальное нам неважно. Сейчас в обществе доминирует стереотип – без высшего образования ты никто. Отсюда и отношение к школе соответствующее.
– Видела, как за считанные минуты вы устанавливает контакт с незнакомыми детьми. А бывали у вас за восемь лет работы в школе конфликты с учениками?
– Серьезных конфликтов не было. Иногда случались ссоры, но они не были продолжительными.
Лауреатами республиканского конкурса стали Вера Демидова, учитель истории и обществознания средней школы №7, Сегежа, Анна Гайдукова, учитель английского языка Сосновской основной школы Медвежьегорского района, Елена Дарвина, учитель английского языка петрозаводской гимназии № 30, и Людмила Пупулайнен, учитель финского языка Эссойльской средней школы Пряжинского района.
Осенью Максим Иванов будет представлять Карелию на Всероссийском конкурсе в Москве.
Фото автора и Марии Голубевой