Учитель

«Нельзя унижать человека двойкой»

Фото из личного архива Н. Предтеченской
Выпускники 9-й средней школы 1958 года. В ряду учителей первый слева Александр Федорович Романов. В центре директор школы Исаак Самойлович Фрадков

Александр Федорович Романов был действительно гениальным учителем и воспитателем, у него практически не было неуспевающих учеников.

 

 

Декабрьские публикации «Лицея», посвященные И.С. Фрадкову, Е.Я. Божко, разбередили мою душу, заставили вернуться в далекий 1958 год и снова вспомнить своих одноклассников и учителей, перед которыми мы всегда в долгу. Среди них удивительно скромный, сверхинтеллигентный, великий педагог и воспитатель Александр Федорович Романов, которому в 2013 году исполнилось бы 110 лет.

 

Александр Федорович родился 10.08.1903 года в селе Пидьма Подпорожского района Ленинградской области в семье речного лоцмана. В 1924 году окончил Петрозаводский педагогический техникум и работал учителем Вознесенской школы. В 1930 году окончил естественно-химический факультет Ленинградского государственного педагогического института по специальности «преподаватель химии». Вернулся в Карелию и с 1930-го по 1939-й  преподавал химию в Петрозаводском сельскохозяйственном техникуме, а с 1935-го по 1938-й в Карельской высшей сельскохозяйственной школе. В 1939-1940 годах участвовал в войне с Финляндией, был командиром взвода.

Вернувшись к мирной жизни, работал учителем химии в 14-й средней школе и одновременно методистом по химии в Карело-Финском Учительском институте. Но снова Война, на которой он, такой миролюбивый в душе, созданный для работы с детьми, был с июня 1941-го по октябрь 1945-го. На уроках нам о  своем участии в Войне почему-то никогда не рассказывал, по крайней мере в нашем классе. Видимо, это было слишком больно и глубоко.

С 1946-го по 1966-й Александр Федорович преподавал химию в 9-й средней школе, а затем до 1974 года работал старшим преподавателем кафедры химии Петрозаводского госуниверситета. Получил звания «Заслуженный учитель школы КФССР» (1951), «Заслуженный учитель школы РСФСР» (1957). Это был действительно гениальный учитель с божеским даром. Один из немногих учителей, у которого практически не было неуспевающих учеников.

Мне повезло дважды – я училась у Александра Федоровича в 9-й средней школе и в университете, где он вел курс методики преподавания химии. Александр Федорович говорил: «Нельзя унижать человека двойкой, нет ничего не знающих. Надо добиться, чтобы ученик захотел знать». И ему это удавалось. Вместо двойки школьник получал точку, которая затем превращалась в оценку.  Преподавать у нас Александр Федорович начал с 9 класса, подходы были совсем другие, чем у предыдущего учителя химии. Первично и я получила три точки подряд, а потом так уселась за химию, что пришло озарение, а с ним и отличные оценки.

На моей памяти в нашем классе был всего один случай, когда точки стали двойкой. Когда Александр Федорович это огласил, в классе долго стояла мертвая тишина. Химию хорошо знали практически все ученики, в основу ее познания Александр Федорович положил Периодический закон  Д.И. Менделеева, после понимания которого многие сложнейшие вещи становились доступными и ясными.

Александр Федорович отличался удивительной неспешностью, тихим четким голосом, чрезвычайно уважительным отношением к каждому из нас, называя старшеклассников на Вы. В нем органично сочетались Учитель и Воспитатель.

Помню, как учил он нас быть вежливыми, рассказав о себе такой забавный случай. «Будучи студентом ЛГПИ, иду я как-то во дворе института, а мне навстречу профессор вуза. Чего здороваться – он ведь меня не знает!? И вдруг профессор снимает шляпу и галантно говорит мне:    «Здравствуйте, коллега». Стыд  прошиб меня с головы до пят…».

А в моей жизни Александр Федорович сыграл особую роль при поступлении в Петрозаводский университет. В 1958 году после пятилетнего перерыва там открылось биологическое отделение,  и конкурс был огромный. Я получила высокие оценки, но не прошла по конкурсу. Об этом узнали в школе. Моя классная руководительница Эльза Карловна Озолина и Александр Федорович Романов пошли к ректору и добились моего зачисления. А узнала я о том, что это их заслуга, много позже, случайно в разговоре с другим учителем Лидией Ивановной Носовой.

Вот такие были раньше Учителя, светлая им память…

Александра Федоровича Романова не стало 28 января 1993 года. Уверена, что память о нем жива в сердцах всех учеников.  А я, став учителем, всегда старалась хоть немного походить на моих учителей, быть уважительной к своим ученикам.

 

 

  • Нина Предтеченская

    Простите, что невольно проявила бестактность. Без сомнений, каждый из запечатленных на фотографии учителей должен быть назван по имени:
    Александр Федорович Романов, Майя Владимировна Антипова (учитель физики), Исаак Самойлович Фрадков, Галина Ивановна Ульянова (завуч), Лидия Ивановна Носова (учитель русского языка и литературы), Лилиана Давыдовна Сало (учитель английского языка), Клавдия Васильевна Сергеева (учитель истории). Все они достойны отдельных воспоминаний, прекрасные были учителя! Нина Предтеченская

  • Валентина Акуленко

    Лидия Ивановна Носова (на фотографии вторая от Исаака Самойловича,слева направо, с белым воротничком)с 1963 до выпуска вела у нас в 11 «А» русскую литературу. Учитель — редкой деликатности, доброты, интеллигентности. Очень ей благодарна за то, что прощала мне лень и оценила мои знания, так сказать, на перспективу. Лидия Ивановна, всегда Вас помню и, надеюсь, не подвела.

  • Нина Предтеченская

    Владимир! Спасибо за такие интересные дополнения. А очень жаль, что учебник Александр Федорович написать не успел, ему было что сказать.
    Мы с Вами с одного Закаменского переулка и счастливчики, что учились в 9-й средней. Хороший учитель — главное богатство в жизни!

  • Владимир Малегин

    Да нам повезло, кто учился в эти годы в школе №9, куда приглашались самые талантливые педагоги лично Исааком Самойловичем Фрадковым. Такая у него была возможность тогда — так он говорил мне спустя многие годы. Я никогда не учился у Эльзы Карловны, но обаяние, доброта и талант педагога иностранного языка остались в моей памяти на всю жизнь. Александр Федорович Романов действительно был удивительным человеком. Подтверждаю, что он обращался с нами на Вы, и был для нас примером во всем. О сложном говорил просто, обладал энциклопедическими знаниями, был страстным охотником. Как-то в десятом классе мы навестили его в больнице на ул. Кирова. Он доверительно сообщил нам, что задумал написать для нас специальный учебник по химии, рассказывал, чем охотничьи ружья с вертикальным стволом отличаются от традиционных горизонтальных. Это был очень скромный человек. Очень жаль, что мы потеряли связь и не знали, что Александр Федорович так долго еще жил в нашем городе…