Учитель

Сохранятся ли школа и ЕГЭ?

Впервые за 15 лет ассоциацию учителей Карелии пригласили в Администрацию Петрозаводска

«Вначале поверил полностью, а потом — призадумался…» Встреча членов ассоциации «Учитель Республики Карелия» прошла по-деловому.

 

Поводом для встречи послужило 15-летие этой общественной организации. В Петрозаводске собрались почти 50 учителей из разных городов и поселков Карелии — Питкяранты, Повенца, Надвоиц,  Пряжи, Прионежья, Сортавала, Олонца, Сегежи, Кондопоги, Рабочеостровска.

 

Встреча 24 января началась в 9-й школе имени И.С. Фрадкова. Вспоминали, как начиналась ассоциация. Первые годы встречи  проходили именно здесь, благодаря Тамаре Мешковой, председателю профсоюза работников образования республики, в 80-е она была директором этой школы.

 
 

Воспоминания быстро сменились предметным разговором. Марина Гвоздева, директор института иностранных языков ПетрГУ, кандидат педагогических наук, доцент, выступила с сообщением «Форсайт образования и вызовы учителя XXI века». Форсайт — один из методов исследования будущего. Он основан на экспертной оценке стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития. За полчаса Марина Станиславовна успела дать столько информации для размышления, что дискуссия по некоторым неоднозначным прогнозам не утихала до конца дня. 

 

 

М.С.Гвоздева, директор института иностранных языков ПетрГУ, кандидат педагогических наук, доцент
Что же так зацепило учителей? Несмотря на то что Марина Гвоздева (на снимке слева), выпускница школы «Сколково», она предупредила слушателей, что к так называемым форсайтам относиться слишком серьезно не следует — любой прогноз может оказаться ошибочным, были моменты, вызвавшие изумление и даже шок. Например, Марина Станиславовна уверена — будущее за учителем, который будет направлять информационные потоки и формировать картину мира ученика, а не преподносить ему знания, которые есть в учебнике или Интернете. Все это, по ее мнению, доступно любому ребенку с мобильным телефоном и без учителя. Школьнику в современном мире куда важнее не знать что-то назубок, а ориентироваться в информации и уметь ее найти.

 

Многие учителя не согласились с этим утверждением. А как же ЕГЭ? Старшеклассникам для его сдачи необходимо выучить много фактологического материала. Марина Станиславовна снова удивила всех: в скором времени школа может перестать существовать в том понимании, в каком мы ее привыкли видеть, — большого здания, куда дети приходят каждый день. Школу заменит рабочее место с компьютером дома. А госэкзамен лет через 20 вполне могут и отменить.

 

—  С 16-го века школа живет по методике Коменского. Пока ничего не изменилось, но к  2017 году из школы уйдет учитель — транслятор знаний. Дети с помощью технологий все узнают намного быстрее и интенсивнее, — уверена Марина Гвоздева.

 

Уже сейчас, и с этим соглашается часть педагогов, дети живут в своих гаджетах, которые дают им уникальную возможность за минуты узнавать огромные массивы информации, на знакомство с которыми иногда отводится по несколько уроков.

 

Марина Гвоздева привела шокирующую цифру. За ближайшие четыре года будут закрыты 575 российских  университетов и пока совершенно неясно, что получат современные дети взамен. 

 

Это выступление вызвало у учителей много эмоций. Зал, который приготовился просто внимать, был спровоцирован на дискуссию. Такая энергетическая зарядка оказалась интересной и для учителей, и для самой Марины Станиславовны, которая мастерски вела дискуссию. Наверное, подобное живое общение все же не заменит искусственный интеллект, появление которого в Америке ожидают к 2027 году — такую задачу перед учеными поставил Барак Обама.

 
 

Но наши педагоги живут немного в других реалиях. И о них напомнило выступление Татьяны Васильевой, заместителя министра образования Каерлии (на снимке слева). Тема сообщения касалась эффективного контракта. Татьяна Владимировна в своем выступлении подключилась к начатой дискуссии, сказав коллегам, что всем учителям в 21 веке придется не учить детей по-новому, а учиться учить других детей. Другие дети — это дети, которые растут в новом информационном веке, живущие в социальных сетях, обладающие хорошими навыками, нацеленные на результат. И во многом соответствовать им придется и педагогам, которые должны не бояться перемен и идти в ногу со временем. Требование нового века — эффективный контракт, с условиями которого придется познакомиться абсолютно всем педагогам.

 

После небольшого перерыва учителей ждал еще один сюрприз. Самым радостным событием этого дня стала встреча  с мэром Петрозаводска Галиной Ширшиной, которая много лет руководила студенческим профкомом Карельской государственной педагогической академии, поэтому многих учителей знает лично. Удивительно, но за 15 лет членов ассоциации  впервые принимали в администрации города! Быстро и легко состоялось согласование трех вопросов. О них в своем выступлении сказала Ольга Германова, нынешний  руководитель ассоциации. 

 
 

Учителя Петрозаводска и Карелии мечтают, чтобы в столице республики появился Дом учителя, где бы могли встречаться педагоги города и республики, студенты. Такая площадка могла бы объединить учителей всех поколений и стать прекрасной возможностью для общения, передачи опыта и проведения самых разных образовательных событий в жизни города. Вторая просьба — в честь 15-летия ассоциации провести международную педагогическую встречу, которая собрала бы педагогов-партнеров из других стран. И третья просьба — назвать одну из улиц Петрозаводска Школьной. Галина Ширшина и ее заместитель Римма Ермоленко все три идеи поддержали и пообещали, что окажут содействие в их воплощении.

 

 

Ольга Тулубаева, учитель математики школы № 17, «Учитель года Карелии-2013», Петрозаводск (на снимке крайняя слева):

— Все учителя очень разные, но, пройдя через конкурсы — региональные и российские, мы меняемся. Меня в этой ситуации очень поддержала ассоциация, в которой мы стали друг для друга родными. Благодаря общению с лучшими педагогами Карелии я поняла, что есть люди, которые очень много лет отдали школ, но они остаются живыми, их все интересует, они хотят учиться новому, генерируют идеи, подпитывают друг друга энергией. Само ценное для меня в наших встречах — общение и эмоциональная поддержка.

 
 

Николай Савин, учитель информатики, школа №2,  Питкяранта (на снимке в центре):

 Пять лет назад, когда был юбилей ассоциации, я давал мастер-класс студентам КГПА (ныне ПетрГУ), но даже не понял, что это происходило в рамках такого неформального объединения учителей. Тогда я выступил и уехал. Но теперь я постоянно работаю вместе с коллегами из ассоциации: показываю открытые уроки, участвую в мастер-классах. Здесь я нахожусь среди единомышленников  людей, которые думают не только об образовании в своей школе, но и о будущем образования всей республики и даже страны! Эти люди щедро делятся своим мастерством и жизненным опытом. Все это позволяет мне встряхнуться от обыденной работы и взглянуть на многие проблемы по-новому. Очень запомнилось выступление Марины Станиславовны Гвоздевой. Признаюсь, вначале я ей поверил полностью, а потом  призадумался. Наверное, мне потребуется не один день, чтобы оценить полученную информацию и выбрать собственную стратегию.

Фото автора