дополнительное образование, портреты занятий

Карельские забавы

«Мне понравился театр-экспромт, конкурсы, костюмы. Мне понравилось выступать!» В каждом детском отзыве о фольклорном празднике – яркие впечатления и удовольствие от совместной работы.В древнерусском языке слово «воспитание» звучало как «възь-питание»– питание возвышенным, связанное с умением и необходимостью извлекать глубоко спрятанное в душе.  Воспитательный процесс не ограничивается рамками класса. Большое влияние на личность оказывает общешкольный коллектив с его традициями и общественно полезными делами.

В нашей школе обучается мало учеников. Поэтому эффективным  средством решения воспитательных задач является коллективное творческое дело (КТД), когда в нём принимают участие все ученики с 5 по 9 класс (20 чел.).

Оно – коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается учениками вместе с учителем.

Оно – творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все учащиеся вместе с учителем ведут поиск лучших путей, способов, средств решения творческих задач.

В рамках  недели «Калевалы» в школе совместно с учащимися мы решили провести фольклорный праздник «Карельские забавы». Для этого разработали проект, в котором участвовали все ученики с пятого по девятый классы.

Каждый класс отвечал за определенные малые жанры народного творчества и выполнял свои задания.

5 класс (пословицы, загадки). Задачи:

  • ознакомиться с карельскими пословицами и загадками;
  • сделать подборку карельских пословиц и загадок, воспользовавшись необходимой литературой или Интернет-ресурсами;
  • подготовить карточки с половицами для конкурса.

6 класс (небылицы, поддёвки). Задачи:

  • познакомиться с карельскими небылицами и поддевками;
  • сделать подборку небылиц и поддевок для праздника;
  • распределить роли;
  • разучить текст небылиц и подготовить их инсценировку.

7 класс (карельские сказки). Задачи:

  • познакомиться с карельскими сказками;
  • подобрать репертуар карельских сказок;
  • написать сценарий, распределить роли;
  • разучить текст сказок и подготовить их инсценировку;
  • подобрать костюмы выступления, необходимые атрибуты.

8 класс (сказки Фирсова). Задачи:

познакомиться с творчеством карельского сказочника В. Фирсова;

  • подобрать репертуар сказок Фирсова;
  • написать сценарий, распределить роли;
  • разучить текст сказок, подготовить инсценировку;
  • подобрать костюмы для выступления, необходимые атрибуты.

9 класс (карельские игры). Задачи;

  • познакомиться с карельскими народными играми;
  • сделать подборку карельских игр;
  • разучить игры;
  • подобрать для проведения игр необходимые атрибуты.

 Ниже мы приводим сценарий мероприятия, который получился в результате выполнения проекта.

Фольклорный праздник «Карельские забавы»

 

Учитель ведет праздникВедущий:

Хлеб да соль, гости дорогие!

Добро пожаловать, красавцы молодые!

Добро пожаловать всем, кто весел,

Подарим вам забавы из игр да из песен!

Забавы непростые, карельские!

Здесь парни живут деревенские,

И девицы-красавицы озорные да весёлые,

А сегодня поиграем в забавы новые!

Новые для тех, кто первый раз в гостях у нас,

Известные издавна, как старинный пляс.

Итак, карельские забавы я начинаю,

На фольклорный праздник вас приглашаю!

Завтра у нас выходной, значит, и отдохнуть можно, а для отдыха в карельских деревнях множество всяких забав есть. Вот первая забава – кто кого переговорит. Думаю, вы все умеете скороговорить, а вот умеете ли вы хором все вместе, быстро да забавно сказать три раза скороговорку? Пусть сейчас хором три раза скажут молодцы, а потом три раза девицы «МАКАР ДА КОШКА, КОМАР ДА МОШКА».

Ведущий:

На печи и на стогу

За столом и на лугу

Я сказки сказывать могу.

День ли, ночь ли – всё одно,

Сказки-баски, без прикраски

Приготовлены давно.

Подходи, садись, прохожий,

Ухо к нам ты поверни,

Слушай, коли есть охота,

Только сразу не усни.

Ну а если вдруг уснется,

Это тоже не беда.

Есть колодец, а в колодце

Есть холодная вода.

Не торопь глаза, приятель,

Рот разинув, не гляди,

Это ведь зачинок только,

Сказка будет впереди.

Инсценировка сказки Фирсова В.  «Грабли»  (8 класс)

 

Инсценировка сказки "Грабли" Шли по лесу заяц, волк и медведь. Шли они, шли и видят – течет ручей, лежат на том берегу грабли, а на этом – камень. На камне написано: «Кто допрыгнет до граблей – тот получит сто рублей».

 Стали звери через ручей прыгать. Первым медведь начал. Разбежался, прыгнул, да не допрыгнул – упал в ручей, еле выбрался.

 Долго смеялись заяц и волк над медведем, а потом заяц стал прыгать. Разбежался, прыгнул да не рассчитал – перепрыгнул грабли.

Долго смеялись над зайцем волк и медведь, а потом пришёл черед прыгать волку. Разбежался волк, прыгнул – и допрыгнул, да лапами прямо на зубья попал. Вмиг поднялись грабли да волку в лоб как хрястнут – тут и лег волчина, и глаза закрылись.

Долго лежал волк без движения, очнулся наконец, видит: заяц с медведем сидят рядом, смеются.

– Ну что, – говорят, – получил сто рублей?

Потрогал волк шишку на лбу, вздохнул.

– Ладно, – говорит. – Не смейтесь. Сами не лучше, чего смеяться-то! Пошли дальше.

И звери пошли дальше.

Ведущий:

– Хорошо сказки рассказываете, а вот загадки хорошо ль отгадываете? У нас целый мешок загадок есть, легких и трудных, всех не счесть! Раньше в карельских деревнях загадки загадывали утром, а вечером рассказывали сказки. Почему? Правильно, боялись хозяйки загадок. Надеюсь, наши карельские загадки вы отгадаете (5 класс).

Четыре ноги, четыре глаза,

Две головы, нет носа, нет рта,

Нет хвоста (скамья)

Изба одна, окон тысяча (сеть, невод)

Чиу- чау целовальник

Берестяной кабак (умывальник)

Человек в лес идет,

За ним два ручья бегут (лыжня)

Белые куры на красном насесте (зубы)

Красная  корова на травяной привязи (брусника)

Нос девичий, голова заячья,

Тело волкам сродни,

Хвост змее под стать (кошка)

Чернее сажи, белее снега,

Выше дома, ниже саней (сорока)

Вечером и ночью плачет,

Днем просыхает (роса)

Одна свинья,

Четыре пяточка (подушка)

Без корней растет,

Без крыльев летает (камень)

Ведущий:

Только что вы прошли проверку гибкости ума, догадливости, наблюдательности. Просим победителя в конкурсе загадок расположиться у нашей печи, ведь в старину у наших предков это было почетное место (посадить к импровизированной печи).

Ведущий:

На вокзале в черном зале

Кто лежал без головы?

Пока голову искали,

Ноги встали и ушли. 

Будешь дрыгами ногать

И мотою головать.

Все поняли о чём сейчас пойдёт наш разговор? Правильно, о небылицах.

Небылицы (6 класс). Инсценировка

 

Инсценировка небылиц1-й: Было дело в январе,                 2-й: пятого апреля

1-й: Сухо было на дворе,                2-й: грязи по колено.

1-й: По широкой мостовой,                       2-й: узенькой немножко,

1-й: Шел высокий гражданин        2-й: маленького роста.

1-й: Весь кудрявый,                         2-й: без волос,

1-й: Тоненький,                                2-й: как бочка

1-й: У него детишек нет,                 2-й: только сын и дочка.

1-й: Пишет сыну гражданин:         2-й: «Дорогая дочка,

1-й: Жив-здоров,                              2-й: лежу в больнице,

1-й: Сыт по горло,                           2-й: есть хочу, хоть корову проглочу».

Игра со зрителями. Поддёвки

 

Ведущий:

– Скажи: чайник

– Чайник

– Твой отец начальник

– Скажи: стол

— Стол

– У тебя в тетради кол 

– Скажи: муха

– Муха

– Цап тебя за ухо

– Скажи: оса

– Оса

– Цап тебя за волоса

– Скажи: лук

– Лук

– Тебя по лбу стук

– Скажи: чеснок

– Чеснок

– Посиди еще часок

Ведущий:      

В Пряжинском районе, недалеко от Петрозаводска, есть деревня Киндасово. Её называют столицей карельского юмора. Весёлые же люди там живут! Сейчас мы с вами убедимся.

 

 Инсценировка карельской народной сказки

«Киндасовцы на воде страдают от  жажды»  (7 класс)

 

 Киндасовская небылицаЖили когда-то два киндасовских мужика. Поехали рыбу удить в летний день. Сидят, удят, удят, удят. Захотелось им пить. Пить захотелось. Один говорит:

           – Пить хочется.

            Другой говорит:

          – Терпи, нет воды.

            Опять удят, удят. Уже невмоготу стало удить.

           – Пить хочется, – говорит второй.

           – А где попьешь, воды-то нет.

А уж так им пить хочется, уже легли на плот, лежат. Не могут, один еще говорит что-то, второй и говорить не может, так хочется пить.

           – Ты, – говорит, ещё разговариваешь, а я и говорить не могу.

            Так им пить хочется.

           – Теперь, говорит, – уж и рыбы не жалко, говорит, – только бы до воды добраться.

 На плоту лежат, два дурака. Уж до того их жажда одолела, что и грести не могут, ветром пригнало плот к берегу. Подходит к ним мужик, идет вдоль берега.

          – Чего вы лежите тут? –говорит.

          – Пить хотим, больше никуда и ехать не можем.

          – Да вы что, дураки, не пьете, сами на плоту лежите?

           – А где пить-то?

           – Да пригните вы головы в озеро да напейтесь, бедняги, досыта.

            Давай они пить, ожили.

            Вот и вся сказка.   

Ведущий:

А вот и небылица летит как птица, птица да не воробей, юрка, белобока, похоже сорока. Села сорока, небылицу завела, прибежало полсела, слушают, ушами встряхивают, зубами взбрякивают.

Небылица «Мужик на луне», отрывок (6 класс)

 

«Жила-была корова на рога здорова, снесла корова яйцо, из яйца вылупилась овца, захрюкала-запела, на забор села, стала лягаться, рогом ковыряться. Забор упал, встал да побежал. Бежит забор, а за ним изба поспешает, за избой хозяин гонится, веревку кидает. Кинул раз – трубу зацепил, труба упала, а изба дальше побежала. Кинул другой – зацепил за конек резной горбунек, крыша упала, а изба дальше побежала. Кинул в третий раз – зацепил за угол, изба и развалилась, в дрова превратилась. Стал мужик забор догонять, догоняет, по колышку отрывает. Оторвет да бросит, остановиться просит. Бегали, бегали – домой прибежали. Встал забор на место – а избы-то нет. Мужику бы горевать, а он смеется «Ничего, – смеется, – был бы забор, а изба-то будет!»

Ведущий:

Лес – наше богатство.

Какие деревья обрамляют герб Карелии?

Какую древесину у нас в Карелии продают не кубометрами, а килограммами?

Вот и у нас есть необычная береза. И листочки у неё необычные. На листочках – начало карельской пословицы, а вы мне поможете назвать окончание. (Перед конкурсом раздать ребятам по одному листочку с окончанием пословицы)

Пословицы (5 класс)

 

– Что летом соберешь –                               зимой у себя найдешь.

– Рыба не клюет –                                        червяка сэкономишь.

– Лучше горсточка почета,                         чем полный подол позора.

– Найдется кому сучья подобрать,                         лишь бы елку свалить.

– Званый гость хорош,                              незваный лучше.

– Начало трудным бывает,                          конец – работу украшает.

– С окуня улов начинается,                                    лососем кончается.

– У кого мозоли на руках,                           у того и хлеб в скирдах.

– Лучше рябчик в руке,                               чем два на сучке.

– У каждой птицы свои песни,                  у каждой страны свои обычаи.

Инсценировка сказки В. Фирсова «Как мужики дурака валяли» (8 класс)

 

Инсценировка сказки "Как мужики дурака валяли"Шел Иван через одну деревню, идет и видит: мужик другого мужика по траве валяет, ногой подпинывает, кулаком сует.

           – Чего делаешь, мужик? – спросил Иван.

            – Дурака валяю, ума добавляю.

            – А за что?

            – За дело, прохожий, за дело. Утром затопил я печку, стал в неё сено кидать, чтоб скорей просохло, а он взял и загасил печь-то. Ну, разве не дурак?

 Удивился Иван, ничего не сказал от удивления, дальше пошел. Идет, такую же картину видит: валяет мужик другого мужика по траве, ногой подпинывает, кулаком суёт.

            – А ты чего делаешь? – спросил Иван.

            – Дурака валяю, ума добавляю, – отвечает мужик.

            – За что валяешь-то?

           – За дело, за что же ещё?! Недавно поднялся ветер, открылось у меня окно, ветер и загулял по избе. Я ведро – хвать! – и давай ветер на улицу вычерпывать. Половину, наверно, вычерпал, а этот подошел да и закрыл окно. И вычерпать не дал. Ну не дурак разве?!

Покачал головой Иван, дальше пошёл. Идет, видит: мужик мужика по траве валяет, ногой подпинывает, кулаком суёт.

            – Эй, мужик, сказал Иван. – И ты дурака валяешь?

            – Дурака, да ещё какого?! – отвечает мужик. – Таких надо валять, ума добавлять, чтоб наперед знали.

            – Чего же он натворил?

            – То и натворил, что комара у себя на лбу убил. Я хотел из ружья кокнуть, уже прицелился, только бы стрельнуть, а он – хлоп! – рукой убил! А ведь убей я комара из ружья, другие забоялись бы, не стали бы тут шуговать, враз бы дорогу сюда забыли. А этот взял и прихлопнул рукой. Ну, разве не дурак ли, а? Скажи, прохожий человек?!

          – Чего сказать? – ответил Иван. Нечего мне сказать, и так всё ясно.

Ведущий:

Карельская молодежь любила всевозможные игры. Где же ей ещё было показать свою стать и удаль, а к тому же и поближе познакомиться?! Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру, в которую любили играть наши земляки в Питкярантском районе.

Карельская игра «Гули, гули, раз!» (9 класс)

Карельские игрыВ середине горницы юноши и девушки стоят спинами друг к другу. Ведущий становится сбоку и произносит: «Гули, гули – раз!» Одновременно на счет «раз» он щелкает пальцами. Стоящие поворачивают головы направо и налево. Если лица их не встретились, ведущий говорит: «Гули, гули – два!» Если лица встретились, юноша и девушка обнимаются, если нет – уступают место другой паре.

Карельская игра «Парная жмурка»

 

В центрегорницы стоят несколько пар (юноша и девушка). Юношам и девушкам завязывают глаза, отводят их в разные углы и, покружив, отпускают. Они должны под звуки карельской музыки встретиться в центре, каждый должен найти свою пару. Побеждает та пара, которая быстрее всех найдёт друг друга.

Ведущий:

Мне пришло одно желанье,

Я одну задумал думу…

Кто автор этих строк? Из какого произведения эти строки?

Вот и мне пришло желание, а не показать ли нам эпос «Калевала» сейчас, без предварительной подготовки.

Театр – экспромт «Калевала»

(Проводится без подготовки. Учитывая возраст и способности, распределить роли среди учащихся, дать им возможность облачиться в костюмы. Ведущий выразительно читает текст, упомянутые герои производят действия, проявляя артистизм и находчивость.)

 Театр-экспромт "Калевала"Главные действующие герои:

Вяйнемёйнен

Лемминкяйнен

Илмаринен

Йоукахайнен

Айно

Старуха Лоухи

Орёл

Много есть чудесных сказок

О далекой жизни предков.

Было это в Калевале,

Под её открытым небом,

На её земле чудесной,

В те века, что затерялись,

В те года, что мы не знаем.

            В той стране далекой жили

            Три героя, что делами

            Славились вовек своими.

Перебирал Вяйнемейнен струны кантеле и пел чудесные руны о родном крае, о его славном народе.

            Вот и кузнец Илмаринен, ловкий, сильный, он смог выковать даже небо!

            А это смелый рыбак, бесстрашный охотник, веселый парень – Лемминкяйнен.

Повсюду были у Вяйнемейнена друзья в солнечной Калевале. Дошли песни Вяйнемейнена до страны тьмы и холода – до сумрачной Похъёлы. А в Похъеле жил Йоукахайнен, хвастливый и буйный парень. Вбил себе в голову, что он самый первый во всем свете певец. Гневом и завистью загорелось его сердце к Вяйнемейнену. Помчался он в Калевалу. А в это время по той же дороге ехал сам старый мудрый Вяйнемейнен. Не смогли они разъехаться да и зацепились на всем ходу. Начал Йоукахайнен грубить Вяйнемейнену. Разгневался на него Вяйнемейнен и начал вгонять его вещим словом в болото. По самые уши завяз он в болоте, пока не пообещал отдать в жены Вяйнемейнену свою сестру Айно.

Снова запел Вяйнемейнен. И вот Йоукахайнен вылез из болота.

Как узнала Айно, что ей надо выйти замуж за старого Вяйнемейнена, расплакалась, пошла она к берегу моря, ступила шаг, другой – и пропала в пучине вод. Превратилась Айно в рыбу, в семгу.

Погоревал Вяйнемейнен и решил снова ехать в Похъелу за новой невестой. Поскакал Вяйнемейнен, но не знает, что злой Йоукахайнен задумал его погубить, погубить стрелой, смоченной ядовитой змеиной кровью. Попала стрела в коня. Споткнулся конь и вместе с Вяйнемейненым упал на волны моря. 8 дней и ночей провел Вяйнемейнен в море. Но спас его орел. Подставил орел Вяйнемейнену своё могучее крыло и доставил его в сумрачную Похъелу, к самой старухе Лоухи.

Пообещала старуха Лоухи отправить Вяйнемейнена домой, если тот выкует мельницу Сампо из пера лебедушки, клочка овечьей шерсти, из молока нетельной коровы да из ячменного зернышка, чтоб молола она муку, соль и деньги. Выполнит всё – отдаст в жены свою дочь и покажет дорогу в родной дом. Пообещал Вяйнемейнен, что пришлет ей кователя кузнеца Илмаринена, ведь он выковал даже небо. Поверила ему Лоухи и показала дорогу домой.

Не хотел Илмаринен ехать в Похъёлу, да Вяйнемейнен обманом и вещим пеньем отправил Илмаринена в Похъелу.

С утра до вечера кует Илмаринен мельницу Сампо. И вот поднимается из огня чудесное Сампо.

Схватила жадная Лоухи Сампо и побежала к медной горе. Спрятала она её в глубокой пещере, за девятью замками. Радуется Лоухи. Никто, кроме неё больше не увидит Сампо.

Собрались тогда храбрые мужи Калевалы: старый мудрый Вяйнемейнен, вековечный кователь Илмаринен, веселый Лемминкяйнен – и отправились отвоевывать Сампо, чтобы дарами Сампо смогли воспользоваться все жители, а не только старуха Лоухи.

Прибыли смелые герои Калевалы в туманную Похъелу, прямо к старухе Лоухи, но она не захотела отдать чудесную мельницу. Тогда берет Вяйнемейнен в руки кантеле, и под дивные звуки его впадают в сладкий сон все жители Похъелы, а вместе с ними и сама Лоухи. Тем временем храбрые калевальцы проникли в мрачное подземелье и завладели Сампо. Счастливые герои тронулись в обратный путь и не знали, какая беда им грозит.

Первой от сна пробудилась злая Лоухи. Обнаружив пропажу Сампо, она в ярости посылает вслед калевальцам грозы и молнии, штормовые ветра и страшные туманы. Смело встречают непогоду храбрые герои Калевалы, вновь продолжают свой путь к родным берегам.

Тогда в погоню отправляется сама Лоухи. Настигла она смелых путников, мертвой хваткой вцепилась  в Сампо, но не смогла удержать её. Упала в пучину моря чудесная мельница и разбилась на тысячи кусочков.

Но не пали духом калевальцы. Вяйнемейнен собрал осколки Сампо со дна моря и засеял ими поле. «Пусть принесут они родной земле богатство и счастье! Пусть оградят они добрый народ Калевалы от зла и беды!» – так сказал старый, мудрый Вяйнемейнен.   И слова его сбылись.

 

Ведущий:

Итак, карельские забавы мы завершаем, на долгожданные танцы всех вас приглашаем!

По мотивам Калевалы

Фольклорный праздник завершился выставкой детских работ по мотивам «Калевалы». Судя по отзывам наших учеников, праздник оставил у них незабываемые впечатления. Вот эти отзывы.

«Мне понравились сценки, игры, поговорки, небылицы и карельские сказки. Всё!!!»

«Мне понравился театр-экспромт и игры со зрителями. Можно провести ещё раз».

«Мне понравился театр-экспромт и ещё загадки. Мне понравилось выступать. Я хочу, чтобы ещё были такие мероприятия. И ещё мне понравились конкурсы».

«Мне больше всего понравилась импровизированная сказка в конце программы».

«Мне понравились сценки, загадки, конкурсы, ведение программы. Хочу, чтобы ещё раз прошёл такой праздник, и чтобы Елена Николаевна была ведущей».

«Больше всего мне понравился театр-экспромт, и когда мальчики искали девочек, а они их. Я хочу, чтобы и в следующем году был такой праздник».

«На празднике было весело, нестандартно. Сказки ребята перевели на свой дух, но хуже, по-моему, не стало. Ещё мне понравился театр-экспромт. Я играла старуху Лоухи. Это было круто! Вот бы ещё были такие вечера!»

 

Миссия учителя заключается в том, чтобы  помочь каждому ребёнку засиять, показать  свои лучшие стороны, помочь этим детям раскрыться. На фольклорном празднике «Карельские забавы» в нашей школе некоторые  учащиеся действительно раскрыли свои способности, проявив артистизм, старание и находчивость. Праздник  вызвал интерес к  познанию культуры своего края, уважение к  своему народу. Принимая непосредственное участие в подготовке и проведении праздника, учащиеся изъявили желание ещё раз провести это мероприятие, оставили о нём самые тёплые отзывы. А это и есть результат!

 

Литература

 

  1. Карельский фольклор  Петрозаводск «Карелия» 1992 г.
  2. На поле-поляне, на море-океане  Петрозаводск Verso2009 г.
  3. Русский детский фольклор Карелии  Петрозаводск «Карелия» 1991 г.
  4. Мальми В. Народные игры Карелии  Петрозаводск «Карелия» 1987 г.
  5. Где цветок, там и медок  Петрозаводск 1993 г.
  6. Что у каждого есть  Петрозаводск «Карелия» 1987 г.
  7. Фирсов В. Сказки деда Северьяна  Петрозаводск «Карелия» 1992 г.
  8. Песенный открою короб Петрозаводск «Карелия» 1993 г.

 

Об авторе:  Митрофанова Елена Николаевна,  учитель истории и предмета «Моя Карелия» МОУ ООШ деревни Рауталахти Питкярантского района.