портреты занятий

Воспитание … вязанием


Они вяжут все: картины и игрушки, магниты на холодильник и елочные украшения, забавные шапочки и роскошные шали. Целый мир – крючком.

 

Мне очень хотелось показать эту студию читателям «Лицея», и я попросила Оксану просто написать о своей работе то, что она считает важным. По-моему, получился материал, полезный и для  педагогов, и для родителей – ведь это простой и конкретный рассказ о том, как построить творческую среду. И я очень надеюсь, что у этого рассказа будет продолжение.

Алла Нестеренко

 

Не только вязание

 веселые лягушата

На вопрос, что дает детям наша студия, они отвечают: свободное общение, приятное времяпровождение, возможность попробовать себя в новом деле и творчески реализоваться.

 В работе учитываю интересы ребенка, его настроение. В основном, работаю с детьми индивидуально.

На наших занятиях дети узнают много нового и интересного не только о вязании. Если кто-то из нас в Интернете или печатном издании находит интересный рассказ, факт, иллюстрацию, обязательно приносит это на занятие и делится с другими ребятами. Читаем, высказываемся, обсуждаем. Нам просто интересно общение друг с другом.

А еще мы очень любим вязать под музыку, тогда тишина, возникающая иногда во время работы, не напрягает, и дети не шумят, а слушают музыку и подпевают. Вообще музыка –  очень сильный элемент воспитания.

Очень важно уметь слушать и слышать ребенка. Если  педагог сумел найти ключик к детской душе, он сумеет и научить ребенка своему делу.

  дети

Ребенок изначально не может решить, нравится ему вязание или нет, он просто не знает, что это такое. Зато его мысли полны предрассудков – вязание не для мужчин, это занятие для бабушек-старушек у подъезда. До прихода в студию дети считали, что учиться вязанию – значит, вязать носочки-рукавички, не более. Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы сломать эти стереотипы, показать детям всю красоту и мощь вязания, научить их любить этот вид рукоделия. Сегодня в студии занимаются и девочки, и мальчишки.

Простые приемы

 

рябинки

Я сама не люблю вязать образцы, поэтому в работе с детьми взяла себе за правило осваивать вязание практическим путем, двигаясь от простого к сложному. Каждый изученный прием закрепляем  практикой – выполняем изделие.

Например: изучаем воздушную петлю – вяжем три цепочки и заплетаем в косичку – делаем закладку для книг. Для цепочек берем цвета российского флага, вспоминаем, что они означают – это и элемент патриотического воспитания, и полезное общение.

Работы с каждым разом становятся все сложнее. Мы очень редко  вяжем по готовым схемам и образцам. Интереснее самим  придумать изделие и выполнить свой замысел.

У маленьких детей запас терпения невелик, и порой просто не хватает терпения доделать работу до конца. Здесь приходят на выручку коллективные работы. За минимальный срок с небольшими затратами можно выполнить большую и интересную работу. Идею придумываем все вместе, ребята рисуют эскизы. Затем подбираем инструменты и материалы, оговариваем этапы выполнения работы, способ вывязывания, распределяем, кто и что будет делать, и приступаем к практической части.

куриное семейство: петух, курочка и цыпленок

Важная деталь – я работаю и с левшами, не переучивая их, просто показывая таким детям приемы вязания,  сама перекладываю крючок в другую руку. Замечательные работы получаются у ребят.

Очень жаль, что у нас так мало возможностей выставлять работы на различные конкурсы. Это стало бы мощным стимулом для ребят. Мальчишкам очень нужен элемент соревнования, без него интерес начинает ослабевать…

Наш аквариум

Самое интересное в вязании – непредсказуемость. Ты только предполагаешь, как должно выглядеть твое произведение, но конечный результат может оказаться совершенно другим.

 

аквариум

Так было и с аквариумом. Долго выбирали идею, рисовали эскизы. Готовая работа совсем не похожа на эскизы. Дети внесли изменения, связав дома самостоятельно некоторые элементы, что оживило работу и сделало ее ярче.

Например, осьминожек в «аквариуме» не должно было быть. Но детям так они нравятся! Вот Рома дома навязал осьминожек и принес в студию, очень довольный  собой. Мы просто не смогли ему отказать и решили – пусть будут осьминожки! Рыбок дети тоже придумывали сами, подбирая различную пряжу по цвету и фактуре. Потом вспомнили, что когда отдыхали на море, видели медуз, морских звезд и морских коньков. Вот так и получилась наша композиция.

Выложили морских обитателей на основу, посмотрели, что у нас получилось. Ребятам понравилось, и мы все приклеили. Но чего-то не хватало, аквариум все еще оставался каким-то неживым. Тогда мы добавили пузырьки воздуха, приклеили ракушки в водоросли – красота, у ребят аж глазки заблестели, и они довольные, гордые собой пошли домой.

Я всегда придирчиво отношусь к своим и чужим изделиям – работа должна быть не просто хорошей  –  идеальной. Вот и с аквариумом я долго не могла понять, что меня смущает. Потом попробовала обозначить контур нитью –  получилось отлично. В таком виде работа мне понравилась, и ребята ее оценили.

Я думаю, чтобы достичь каких-либо результатов, надо любить то, чем занимаешься, и тех, с кем работаешь. Тогда успех и признание станут верными спутниками.

 клоун

 кружка-шкатулка

 совята

 Янин шедевр
 прихватка Дракон Юлина красавица

 композиция Грустная лошадка

 Баба Яга

Змей Горыныч
Змей Горыныч

композиция Леший
композиция Леший

 

Об авторе: Анхимкова Оксана Владимировна, педагог дополнительного образования, руководитель студии вязания крючком «Паучок» Центра творчества и спорта пос. Летнереченский Беломорского района.