Во все времена дом считался одним из главных «семейных богатств» человека. Именно с него все и начиналось. Занятие педагога из Сегежи Любови Щученко помогает детям открыть для себя тайны карельского дома.
От редактора
Найти форму публикации конспектов занятий и уроков в интернет-журнале оказалось делом непростым. Во-первых, материал должен быть удобным для применения – педагог, который хочет использовать этот материал, должен иметь возможность распечатать текст, скачать презентацию. Во-вторых, необходимо сохранить авторские права в используемом материале, именно поэтому мы обязательно указываем данные авторов на каждом слайде презентации. В-третьих, читатели должны иметь возможность сориентироваться в материале, т.е. быстро понять, хотят ли они познакомиться с этим материалом глубже, чем он может быть для них интересен.
Обратить внимание читателей на наиболее яркие моменты предлагаемого материала, на использованные автором методические приемы – еще одна задача, которую ставит перед собой редакция.
Учитывая все эти требования, мы разработали структуру публикации, посвященной плану отдельного урока ли занятия.
- Краткое введение.
- Аннотация.
- «Обратите внимание!» – комментарий автора или редакции, акцентирующие внимание читателя на наиболее сильных сторонах предложенного материала.
- Краткий конспект урока или занятия.
- В приложении – презентация или другие наглядные материалы, тексты для распечатки в формате pdf.
Мы будем благодарны, если в своих комментариях вы напишите, устраивает ли вас такой формат публикаций конспектов занятий и уроков и что вы посоветовали бы изменить в этом формате.
(А.А. Нестеренко)
Аннотация
Этот материал позволит учителям и педагогам дополнительного образования провести игровое занятие по гражданской деревянной архитектуре Карелии, а также найти новые идеи для организации активного обучения.
Обратите внимание!
Автором очень точно выбрана форма проведения занятия – игра, в которой ученики разделены на команды и каждая команда изображает традиционную семью, участвующую в постройки своего дома. Это позволяет автору логично вплести в структуру занятия и элементы ролевой игры, и соревнования, и задания на моделирование построек.
В ходе занятия ученики решают ряд проблемных задач (как сделать, чтобы между бревнами не было зазора, как сохранять тепло в условиях сурового климата и др.). Моделирование («постройка» сруба из карандашей) и наглядные иллюстрации дают ученикам возможность искать решение, опираясь на свой опыт.
В процессе игры дети узнают и запоминают большое количество новых слов, связанных с деревянной архитектурой, получают опыт работы в команде.
Краткий конспект занятия
Количество часов в учебной программе: 6
Форма организации учебной деятельности: коллективная, игровая.
Занятие разработано для учащихся изостудии, как ознакомительное перед рисованием на тему «Край Карельский – край родной».
Цель: Способствовать расширению знаний учащихся о карельской гражданской деревянной архитектуре.
Развивающие задачи:
— Развивать умение учащихся анализировать информацию и делать выводы.
— Развивать дискуссионные навыки учащихся.
Образовательные задачи:
— Обогатить словарный запас детей словами, обозначающими части деревянного строения: сруб, венец, самец, слеги, курица, потоки, тёс, шелом, гульбище, взвоз и пр.
— Научить различать два типа крестьянских домов:«кошель» и «брус».
— Познакомить с основными этапами постройки деревенского дома.
— Познакомить в общих чертах с тем, как внешне выглядит карельская изба и какое внутренне устройство она имеет.
Воспитательные задачи:
— Воспитывать уважительное отношение к памятникам архитектуры
— Воспитывать умение работать в малых группах;
— Способствовать воспитанию заинтересованности к истории родного края.
Возраст обучающихся: 8 – 10 лет
Количество обучающихся: 12 — 18 чел.
Музыкальное сопровождение: группа «Мюллярит»
Дидактический материал:
— 8 круглых карандашей на каждую команду;
— схема с изображением сруба дома по количеству команд,
— схема с изображением крыши дома по количеству команд,
— список слов – частей крыши по числу команд,
— разрезные картинки по количеству команд,
— оборудование для игр (см. приложение 1)
Оборудование:
— столы по количеству команд,
— стулья по количеству игроков.
Технические средства:
— компьютер (MicrosoftOffice 2007),
— мультимедийный проектор,
— экран,
Ход занятия:
Перед занятием учащиеся делятся на команды – семьи. Семья должна выбрать для себя фамилию (производную от карельского или финского слова) и дать членам семьи карельские имена.
— Во все времена дом считался одним из главных «семейных богатств» человека. Именно с него все и начиналось. Любая «новая жизнь», «новое семейное счастье» брали свои истоки с постройки дома. Для любого мужчины и по сей день считается главным: построить дом, посадить дерево, вырастить ребенка — простые, но такие верные постулаты обыкновенного человеческого счастья. Поэтому к постройке дома относились очень серьезно! Для карелов дом был священным и важным местом, а еще и основным богатством народа. Все начиналось с тщательного выбора места для постройки дома. Карелы любили селиться у воды (у реки, озера), ведь она необходима для любого промысла и ведения хозяйства.
— Занятие у нас сегодня не обычное. Сегодня у нас занятие-игра и посвящается оно деревянному зодчеству Карелии. Мы в общих чертах познакомимся с тем, как строили дома в Карелии и узнаем несколько новых терминов. Эти знания пригодятся вам в жизни. В игре участвуют три команды. Ваша задача сегодня построить дом. Для начала я попрошу семьи представиться.
Идет представление команд
СЛАЙД 1 — На этом снимке вы видите как выглядит обычная Карельская деревня. |
СЛАЙД 2Первый этап: «Заготовки»— Мы с вами отправляемся за материалами для строительства. Из чего в основном строили и стоят дома в Карелии? (из дерева) |
СЛАЙД 3 Из каких пород деревьев строили дома? Выберите из предложенных вариантов: клен, тополь, сосна. (за правильный ответ 5 баллов) |
СЛАЙД 4Итак мы отправляемся в лес за материалом для строительства. Подумайте и дайте ответ: в какое время года лучше всего брать дерево для строительства? Зимой, весной, летом, осенью. (за правильный ответ 5 баллов) Почему? (за правильное объяснение ответа 2 балла) Деревья для стройки брали поздней осенью, зимой или ранней весной, когда не было сильного сокодвижения в стволах. Такие деревья дают меньшую усадку, не гниют и почти не дают трещин. |
СЛАЙД 5 — На этом снимке вы видите, как производилась доставка брёвен к месту строительства. |
СЛАЙД 6- Представим себе, что вы заготовили достаточно деревьев, чтобы строить дом. Но посмотрите, как выглядят брёвна. Они готовы к тому, чтобы строить дом? Нет. Что нужно сделать? (Удалить сучки. Снять кору.) |
СЛАЙД 7 Демонстрация видеоролика «Окорка бревна» С поваленных деревьев верхний слой коры снимали топором. Брёвна укладывали в штабеля. По весне производилась окорка брёвен, вы сейчас увидите этот процесс на экране. Производится окорка бревна инструментом, который называется «скобель». Скоро мужики вернутся домой и скажут: «Жена, подавай на стол». Пока мужик в лесу, давайте отправимся на рыбалку. Сегодня на обед будет уха и рыбники. Конкурс «Рыбалка» (см.приложение).
|
СЛАЙД 8Второй этап: «Стройка»— Ну вот у нас есть достаточное количество брёвен. Начинаем стройку. Перед вами на столах лежат карандаши, давайте представим, что это брёвна. Возьмите палочки и попробуйте сложить из них «дом». Что происходит с брёвнами? (Рассыпаются. Между брёвнами большое расстояние, в которое будет задувать ветер, попадать осадки).
|
СЛАЙД 9 Что же делали мастера с брёвнами, чтобы получить вот такой красивый сруб? Что бы сделали вы? (обсуждение в команде) Жюри оценивает предложенные варианты по пятибалльной шкале. — А теперь давайте посмотрим, что же делали строители, чтобы брёвна прилегали друг к другу как можно плотнее. И заодно узнаем правильный ответ.
|
СЛАЙД 10 Демонстрация видеоролика «Причерчивание» Пояснение к ролику. — Для плотного прилегания верхнего бревна к нижнему в верхнем бревне прорубали горизонтальный паз в форме желоба по всей длине бревна. Для того, чтобы прилегание было более точным, использовался специальный инструмент «черта». На концах бревен выдалбливалась чаша, в которую ложилось бревно. Такой тип соединения назывался в «обло», т.е. округло, в круглую чашу.
|
СЛАЙД 11 — Давайте ещё раз рассмотрим, как выглядело бревно в срубе (чаша, желоб). — Каждый ряд брёвен в срубе называется «венец». Количество венцов зависит от того, насколько высоким будет дом. Сколь же венцов будет в вашем доме? Если 14, то дом одноэтажный, если больше 20-ти , то можно и два этажа сделать. Конкурс «Брёвнышко к брёвнышку». (см.приложение ) |
СЛАЙД 12 Как по вашему называется эта часть дома? Выберите из предложенных вариантов. (стойка, чаша, сруб).
|
СЛАЙД 13— Посмотрите ещё раз на изображение сруба строящегося дома. В срубе закладывались проёмы для будущих окон и входов в дом.
|
СЛАЙД 14 — Климат в Карелии суровый. Зимой морозно, земля глубоко промерзает, снегу может выпасть по пояс, весной снег тает – воды по колено, а холодным летом дожди могут так зарядить, что долго солнышка не увидишь. Как можно защитить дом, построенный на земле от холода, идущего от земли, и вход в дом от снеговых заносов зимой и паводков весной? По клику на слайде появится изображение нижней части дома – подклета. — Под жилой частью дома устраивали так называемый «подклет» – подвал. Однако, в отличие от подвала располагался он над землёй и имел непосредственный выход наружу через невысокую дверь. |
СЛАЙД 15 Как вы думаете, сколько гвоздей используется при постройке сруба? (по количеству брёвен, по количеству венцов, вообще не используются). — Возьмите листы, где изображён сруб дома и подпишите те части строения, которые вы уже знаете (сруб, венец, подклет). |
СЛАЙД 16Третий этап: «Под крышей дома моего»— С незапамятных времен в странах с суровым климатом и богатых лесом, дерево использовалось для возведения не только стен, но и крыши. И в этом есть свой резон: кровельный материал (тес) всегда под рукой.
|
СЛАЙД 17 — Сруб готов, пора делать крышу (на фотографиях показываются части крыши и их название: самцы, слеги, курицы, потоки, тёс, шелом). Крыша выстраивалась сначала из самцов и слег.
|
СЛАЙД 18 «Самцы» – это те же самые брёвна, продолжение стены сруба, только они по длине постепенно уменьшаются. Между ними прокладываются продольные брёвна – слеги. На слеги крепятся курицы. Почему курицы не падают? Как их закрепили? (с помощью пазов). Внизу крыши, на загнутых концах куриц, укладываются потоки. Это бревно во всю длину крыши с продольной лункой. Затем поперёк слег кладутся доски, которые называются «тёс». Сверху вся конструкция крепится шеломом. Шелом и верхняя слега (конёк) соединяются стамиком. И такую крышу собирали, как конструктор, без единого гвоздя. Во время демонстрации слова на слайде выделяются по клику. Мужики дом строят. Женщины обед варят. А что дети делают? Играют. Конкурс «Сковорода» (см.приложение ) Перед вами листы с изображением частей крыши. Подпишите эти части. За каждый правильный ответ – один балл. В качестве подсказки можно использовать набор слов. Но, если команда не пользуется подсказкой, то ей добавляется пять баллов. |
СЛАЙД 19Четвёртый этап: «Что за тип?»
|
СЛАЙД 20 — Как называется эта часть крыши? (скат) Тип постройки дома мог быть разным. Вот перед вами дом постройки типа «Брус». Он прямоугольной формы и у него одинаковые скаты. |
СЛАЙД 21 — У этого дома одинаковые скаты? (Нет. Один длиннее другого). Это дом постройки типа «Кошель». Бывают дома и других видов постройки, но сегодня мы их рассматривать не будем. — По наружной части дома идет пристройка, на что она похожа? (на балкон) Эта часть дома называется «гульбище». Что ещё вы видите в доме? (окна, входы, взвоз) |
СЛАЙД 22 — Вы заметили, какими вместительными были карельские избы? Карельские дома были большими и часто двухэтажными. Главная их особенность в том, что жилая часть и хозяйственная объединялись под одну крышу. |
СЛАЙД 23 — Давайте посмотрим на примере дома Яковлева, что же скрывалось под крышей его дома. |
СЛАЙД 24 На первый этаж мы входим через сени, из сеней попадаем в зимнюю избу, из зимней избы в светёлку. На первом находился и хлев для животных. Поднимаемся на второй этаж. Тут расположились сени летней избы, из сеней мы попадаем в летнюю избу, из летней избы в летнюю горницу. Из сеней в сарай на втором этаже. Сарай большой. Тут хранится лодка, инвентарь крестьян для работы в поле: вилы, лопаты, грабли. Здесь стоят жернова, на которых можно было молоть муку, здесь же готовили лён и шерсть для пряжи. Отсюда можно было спуститься в хлев к животным. |
СЛАЙД 25 В таком доме было удобно жить – не надо выходить на холодную улицу, чтобы попасть в нужное помещение. Более того прямо в дом можно было въехать на лошади, да ещё и санями! Сразу на второй этаж! Как можно было это сделать? Выберите тот путь который вы считаете правильным. (1,2,3,4)
|
СЛАЙД 26 Что можно увидеть на крыше дома? (печную трубу). Без чего в доме невозможно будет жить? (без печки).- Так выглядит въезд в сарай на втором этаже дома. |
СЛАЙД 27 Конкурс «Печники» (см. приложение) Наша игра подходит к концу. Пора подводить итог. Что вы сегодня узнали нового? А поможет в этом следующий конкурс. Из предложенных шаблонов сложите Карельскую избу. (за правильно сложенную картинку 5 баллов) Команда – победитель игры получает грамоту |
ГЛОССАРИЙ
Безгвоздевая (или Самцовая) крыша — крыша, у которой тес кладется не на наклонные стропила, как обычно, а на горизонтальные бревна-слеги. Концы этих продольных слег, врубленные в поперечные стены сруба, называются самцами. Чтобы тесины не соскальзывали, их снизу поддерживает выдолбленное бревно – «поток», опирающийся на «курицы». Такая крыша строилась без гвоздей и держалась очень прочно.
Венец – один горизонтальный ряд бревен в срубе, связанный в углах врубками.
Взвоз — в деревянной архитектуре славян — бревенчатый накат, пандус, ведущий на второй этаж амбара, сеновала, хозяйственной постройки на подклете. По такому накату, не распрягая лошадь, можно было поднять груженую телегу (воз) наверх
Гульбище — наружная галерея, охватывающая здание с двух-трех сторон.
Курица — деталь безгвоздевой кровли, представляющая собой ствол дерева, срубленного с одним из ответвлений корня – кокоры, и предназначенная для поддержки потока.
Охлупень (или Шелом) — выдолбленное бревно, закрывающее верхний стык двух скатов кровли.
Обло, рубка «в обло», или «с остатком», – способ соединения бревен в углах, при котором концы бревен – остатки – выходят за пределы наружной плоскости стены.
Подклет – в русской архитектуре — нижний этаж здания («под клетью»). На севере деревянные постройки обычно поднимали над землей на столбах для предотвращения сырости и промерзания от снега. В жилых домах подклет, или «подызби́цу» использовали в хозяйственных целях.
Поток — деталь безгвоздевой тесовой кровли, брус или лоток, в который упираются нижние концы кровельного теса.
Сруб — стены рубленого деревянного сооружения, собранные из обработанных брёвен. Брёвна укладываются одно на другое («в клеть»), а в углах соединяются «в чашу», «в обло», «в лапу» и другими соединениями.
Cтамик — в деревянной архитектуре славян — нагель, деревянный шпунт, которым скрепляли охлупень, или шелом, с расположенной ниже князевой слего́й (коньком кровли). Снизу стамики запирали через отверстие специальным клином, а выступающую верхнюю часть фигурно обрабатывали в виде маленького шпиля. В более широком значении — отвес, опорный брус, стояк.
Слеги – горизонтальные бревна, образующие подкровельную конструкцию.
Тёс – тонкие узкие доски (одна доска — тесина), для изготовления которых бревна проходят продольную распиловку. Изначально доски получали путем обтесывания продольно расколотых бревен, из-за чего получили такое название.
Приложение
Конкурс «Рыбалка»
В конкурсе участвует один участник от команды. На полу в обруче лежат рыбки. Участники конкурса вытаскивают по одной рыбке с помощью удочки с магнитиком. Ловят до тех пор, пока не выловят всю рыбу. Цель конкурса наловить, как можно больше рыбы. Количество пойманной рыбы приравнивается к количеству баллов.
Оборудование: рыбки бумажные со скрепкой, обруч, удочки с магнитиком по числу участников.
Конкурс «Брёвнышко к брёвнышку»
Участвуют два игрока от команды, те, кого отправит семья за брёвнышками. Один игрок носит себе на двор брёвнышки (счетные палочки) из общей кучи. Второй на месте складывает их в сруб. Нести надо так чтобы все видели, что оно одно (выставив перед собой). Играем, пока не выберут все палочки. Считаем сколько палочек, делим на четыре, получаем количество венцов. Сколько целых венцов – столько баллов.
Оборудование: счетные палочки.
Конкурс «Сковорода»
Участвуют по два человека от команды. На полу чертится большой круг – сковорода. Играющие встают за кругом взявшись за руки. По сигналу ведущего игроки стараются втолкнуть на сковороду соперника, причем, самому на сковороду попадать нельзя. Попавший в круг выбывает из игры. Двум последним участникам присуждается по два балла.
Конкурс «Печники»
В конкурсе участвует вся команда. Задача команды построить из кубиков башню, кто быстрее и выше. Кубики носят по одному и ставят на столе в виде башни.
Ресурсы:
- Орфинский В. П. В мире сказочной реальности. Петрозаводск, 1972.
- Строгальщикова З.И. Традиционное жилище Межозерья.
- http://www.labirint.ru/screenshot/goods/34320/9/
- http://www.floraprice.ru/2010/03/krysha-iz-tesa/
- http://kraevedenie.net/forum/viewtopic.php?f=46&t=1927
- http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html
- http://truefriends.ucoz.ru/forum/4-470-2
- http://www.karjalan.ru/dost/karelskii-dom.html
- http://www.etp-sd.ru/articles/id2565
- http://ru.wikipedia.org
- http://arch-grafika.ifolder.ru/24092515
- http://knigi.tr200.ru/v.php?id=1202860
- http://fotki.yandex.ru/users/wanowwano/view/195223/?page=1
- http://fotki.yandex.ru/users/wanowwano/view/195233/?page=1#preview
Об авторе: Щученко Любовь Леонидовна, педагог дополнительного образования МКОУ ДОД «Районный Центр дополнительного образования детей г.Сегежи и Сегежского района РК»
Скачать презентацию и видеоролики можно по ссылкам внизу.
Видео: Окорка бревна
Иллюстрации к игре
Видео: причерчивание
{wmv}4299{/wmv}