портреты занятий

Что нам стоит дом построить?

Карельский дом
Карельский дом

Во все времена дом считался одним из главных «семейных богатств» человека. Именно с него все и начиналось. Занятие педагога из Сегежи Любови Щученко помогает детям открыть для себя тайны карельского дома.

От редактора

Найти форму публикации конспектов занятий и уроков в интернет-журнале оказалось делом непростым. Во-первых, материал должен быть удобным для применения – педагог, который хочет использовать этот материал, должен иметь возможность распечатать текст, скачать презентацию. Во-вторых, необходимо сохранить авторские права в используемом материале, именно поэтому мы обязательно указываем данные авторов на каждом слайде презентации. В-третьих, читатели должны иметь возможность сориентироваться в материале, т.е. быстро понять, хотят ли они познакомиться с этим материалом глубже, чем он может быть для них интересен.

Обратить внимание читателей на наиболее яркие моменты предлагаемого материала, на использованные автором методические приемы – еще одна задача, которую ставит перед собой редакция.

Учитывая все эти требования, мы разработали структуру публикации, посвященной плану отдельного урока ли занятия.

  1. Краткое введение.
  2. Аннотация.
  3. «Обратите внимание!» – комментарий автора или редакции, акцентирующие внимание читателя на наиболее сильных сторонах предложенного материала.
  4. Краткий конспект урока или занятия.
  5. В приложении – презентация или другие наглядные материалы, тексты для распечатки в формате pdf.

Мы будем благодарны, если в своих комментариях вы напишите, устраивает ли вас такой формат публикаций конспектов занятий и уроков и что вы посоветовали бы изменить в этом формате.

(А.А. Нестеренко)

Аннотация

Этот материал позволит учителям и педагогам дополнительного образования провести игровое занятие по гражданской деревянной архитектуре Карелии, а также найти новые идеи для организации активного обучения.

Обратите внимание!

Автором очень точно выбрана форма проведения занятия – игра, в которой ученики разделены на команды и каждая команда изображает традиционную семью, участвующую в постройки своего дома. Это позволяет автору логично вплести в структуру занятия и элементы ролевой игры, и соревнования, и задания на моделирование построек.

В ходе занятия ученики решают ряд проблемных задач (как сделать, чтобы между бревнами не было зазора, как сохранять тепло в условиях сурового климата и др.). Моделирование («постройка» сруба из карандашей) и наглядные иллюстрации дают ученикам возможность искать решение, опираясь на свой опыт.

В процессе игры дети узнают и запоминают большое количество новых слов, связанных с деревянной архитектурой, получают опыт работы в команде.

Краткий конспект занятия

Количество часов в учебной программе: 6

Форма организации учебной деятельности: коллективная, игровая.

Занятие разработано для учащихся изостудии, как ознакомительное перед рисованием на тему «Край Карельский – край родной».

Цель: Способствовать расширению знаний учащихся о карельской гражданской деревянной архитектуре.

Развивающие задачи:

— Развивать умение учащихся анализировать информацию и делать выводы.

— Развивать дискуссионные навыки учащихся.

Образовательные задачи:

— Обогатить словарный запас детей словами, обозначающими части деревянного строения: сруб, венец, самец, слеги, курица, потоки, тёс, шелом, гульбище, взвоз и пр.

— Научить различать два типа крестьянских домов:«кошель» и «брус».

— Познакомить с основными этапами постройки деревенского дома.

— Познакомить в общих чертах с тем, как внешне выглядит карельская изба и какое внутренне устройство она имеет.

Воспитательные задачи:

— Воспитывать уважительное отношение к памятникам архитектуры

— Воспитывать умение работать в малых группах;

— Способствовать воспитанию заинтересованности к истории родного края.

Возраст обучающихся: 8 – 10 лет

Количество обучающихся: 12 — 18 чел.

Музыкальное сопровождение: группа «Мюллярит»

Дидактический материал:

— 8 круглых карандашей на каждую команду;

— схема с изображением сруба дома по количеству команд,

— схема с изображением крыши дома по количеству команд,

— список слов – частей крыши по числу команд,

— разрезные картинки по количеству команд,

— оборудование для игр (см. приложение 1)

Оборудование:

— столы по количеству команд,

— стулья по количеству игроков.

Технические средства:

— компьютер (MicrosoftOffice 2007),

— мультимедийный проектор,

— экран,

Ход занятия:

Перед занятием учащиеся делятся на команды – семьи. Семья должна выбрать для себя фамилию (производную от карельского или финского слова) и дать членам семьи карельские имена.

— Во все времена дом считался одним из главных «семейных богатств» человека. Именно с него все и начиналось. Любая «новая жизнь», «новое семейное счастье» брали свои истоки с постройки дома. Для любого мужчины и по сей день считается главным: построить дом, посадить дерево, вырастить ребенка — простые, но такие верные постулаты обыкновенного человеческого счастья. Поэтому к постройке дома относились очень серьезно! Для карелов дом был священным и важным местом, а еще и основным богатством народа. Все начиналось с тщательного выбора места для постройки дома. Карелы любили селиться у воды (у реки, озера), ведь она необходима для любого промысла и ведения хозяйства.

— Занятие у нас сегодня не обычное. Сегодня у нас занятие-игра и посвящается оно деревянному зодчеству Карелии. Мы в общих чертах познакомимся с тем, как строили дома в Карелии и узнаем несколько новых терминов. Эти знания пригодятся вам в жизни. В игре участвуют три команды. Ваша задача сегодня построить дом. Для начала я попрошу семьи представиться.

Идет представление команд

слайд 1
слайд 1

СЛАЙД 1

— На этом снимке вы видите как выглядит обычная Карельская деревня.

СЛАЙД 2

Первый этап: «Заготовки»

— Мы с вами отправляемся за материалами для строительства. Из чего в основном строили и стоят дома в Карелии? (из дерева)

слайд 3
слайд 3

 

 

СЛАЙД 3

Из каких пород деревьев строили дома? Выберите из предложенных вариантов: клен, тополь, сосна. (за правильный ответ 5 баллов)

слайд 4СЛАЙД 4Итак мы отправляемся в лес за материалом для строительства. Подумайте и дайте ответ: в какое время года лучше всего брать дерево для строительства? Зимой, весной, летом, осенью. (за правильный ответ 5 баллов)

Почему? (за правильное объяснение ответа 2 балла) Деревья для стройки брали поздней осенью, зимой или ранней весной, когда не было сильного сокодвижения в стволах. Такие деревья дают меньшую усадку, не гниют и почти не дают трещин.

слайд 5
слайд 5

СЛАЙД 5

— На этом снимке вы видите, как производилась доставка брёвен к месту строительства.

слайд 6
слайд 6

СЛАЙД 6- Представим себе, что вы заготовили достаточно деревьев, чтобы строить дом. Но посмотрите, как выглядят брёвна. Они готовы к тому, чтобы строить дом? Нет. Что нужно сделать? (Удалить сучки. Снять кору.)

СЛАЙД 7

Демонстрация видеоролика «Окорка бревна»

С поваленных деревьев верхний слой коры снимали топором. Брёвна укладывали в штабеля. По весне производилась окорка брёвен, вы сейчас увидите этот процесс на экране. Производится окорка бревна инструментом, который называется «скобель».

Скоро мужики вернутся домой и скажут: «Жена, подавай на стол». Пока мужик в лесу, давайте отправимся на рыбалку. Сегодня на обед будет уха и рыбники.

Конкурс «Рыбалка» (см.приложение).

 

СЛАЙД 8

Второй этап: «Стройка»

— Ну вот у нас есть достаточное количество брёвен. Начинаем стройку. Перед вами на столах лежат карандаши, давайте представим, что это брёвна. Возьмите палочки и попробуйте сложить из них «дом». Что происходит с брёвнами? (Рассыпаются. Между брёвнами большое расстояние, в которое будет задувать ветер, попадать осадки).

 

СЛАЙД 9
Что же делали мастера с брёвнами, чтобы получить вот такой красивый сруб? Что бы сделали вы? (обсуждение в команде)

Жюри оценивает предложенные варианты по пятибалльной шкале.

— А теперь давайте посмотрим, что же делали строители, чтобы брёвна прилегали друг к другу как можно плотнее. И заодно узнаем правильный ответ.

 

слайд 10
слайд 10

СЛАЙД 10

Демонстрация видеоролика «Причерчивание»

Пояснение к ролику.

— Для плотного прилегания верхнего бревна к нижнему в верхнем бревне прорубали горизонтальный паз в форме желоба по всей длине бревна. Для того, чтобы прилегание было более точным, использовался специальный инструмент «черта». На концах бревен выдалбливалась чаша, в которую ложилось бревно. Такой тип соединения назывался в «обло», т.е. округло, в круглую чашу.

 

слайд 11
слайд 11

 

 

СЛАЙД 11

Давайте ещё раз рассмотрим, как выглядело бревно в срубе (чаша, желоб).

— Каждый ряд брёвен в срубе называется «венец». Количество венцов зависит от того, насколько высоким будет дом.

Сколь же венцов будет в вашем доме? Если 14, то дом одноэтажный, если больше 20-ти , то можно и два этажа сделать.

Конкурс «Брёвнышко к брёвнышку». (см.приложение )

слайд 12
слайд 12

СЛАЙД 12

Как по вашему называется эта часть дома? Выберите из предложенных вариантов. (стойка, чаша, сруб).

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд 13
слайд 13

СЛАЙД 13— Посмотрите ещё раз на изображение сруба строящегося дома. В срубе закладывались проёмы для будущих окон и входов в дом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд 14
слайд 14

СЛАЙД 14

— Климат в Карелии суровый. Зимой морозно, земля глубоко промерзает, снегу может выпасть по пояс, весной снег тает – воды по колено, а холодным летом дожди могут так зарядить, что долго солнышка не увидишь. Как можно защитить дом, построенный на земле от холода, идущего от земли, и вход в дом от снеговых заносов зимой и паводков весной?

По клику на слайде появится изображение нижней части дома – подклета.

— Под жилой частью дома устраивали так называемый «подклет» – подвал. Однако, в отличие от подвала располагался он над землёй и имел непосредственный выход наружу через невысокую дверь.

СЛАЙД 15
Как вы думаете, сколько гвоздей используется при постройке сруба? (по количеству брёвен, по количеству венцов, вообще не используются).

— Возьмите листы, где изображён сруб дома и подпишите те части строения, которые вы уже знаете (сруб, венец, подклет).

СЛАЙД 16

Третий этап: «Под крышей дома моего»

— С незапамятных времен в странах с суровым климатом и богатых лесом, дерево использовалось для возведения не только стен, но и крыши. И в этом есть свой резон: кровельный материал (тес) всегда под рукой.

 

слайд 16
слайд 16

СЛАЙД 17

— Сруб готов, пора делать крышу (на фотографиях показываются части крыши и их название: самцы, слеги, курицы, потоки, тёс, шелом). Крыша выстраивалась сначала из самцов и слег.

 

 

 

 

 

слайд 18
слайд 18

СЛАЙД 18

«Самцы» – это те же самые брёвна, продолжение стены сруба, только они по длине постепенно уменьшаются. Между ними прокладываются продольные брёвна – слеги. На слеги крепятся курицы. Почему курицы не падают? Как их закрепили? (с помощью пазов). Внизу крыши, на загнутых концах куриц, укладываются потоки. Это бревно во всю длину крыши с продольной лункой. Затем поперёк слег кладутся доски, которые называются «тёс». Сверху вся конструкция крепится шеломом. Шелом и верхняя слега (конёк) соединяются стамиком. И такую крышу собирали, как конструктор, без единого гвоздя.

Во время демонстрации слова на слайде выделяются по клику.

Мужики дом строят. Женщины обед варят. А что дети делают? Играют.

Конкурс «Сковорода» (см.приложение )

Перед вами листы с изображением частей крыши. Подпишите эти части. За каждый правильный ответ – один балл. В качестве подсказки можно использовать набор слов. Но, если команда не пользуется подсказкой, то ей добавляется пять баллов.

СЛАЙД 19

Четвёртый этап: «Что за тип?»

 

слайд 20
слайд 20

СЛАЙД 20

— Как называется эта часть крыши? (скат) Тип постройки дома мог быть разным. Вот перед вами дом постройки типа «Брус». Он прямоугольной формы и у него одинаковые скаты.

слайд 21
слайд 21

СЛАЙД 21

— У этого дома одинаковые скаты? (Нет. Один длиннее другого). Это дом постройки типа «Кошель». Бывают дома и других видов постройки, но сегодня мы их рассматривать не будем.

— По наружной части дома идет пристройка, на что она похожа? (на балкон) Эта часть дома называется «гульбище». Что ещё вы видите в доме? (окна, входы, взвоз)

слайд 22
слайд 22

СЛАЙД 22

— Вы заметили, какими вместительными были карельские избы? Карельские дома были большими и часто двухэтажными. Главная их особенность в том, что жилая часть и хозяйственная объединялись под одну крышу.

слайд 23
слайд 23

СЛАЙД 23

— Давайте посмотрим на примере дома Яковлева, что же скрывалось под крышей его дома.

слайд 24
слайд 24

СЛАЙД 24

На первый этаж мы входим через сени, из сеней попадаем в зимнюю избу, из зимней избы в светёлку. На первом находился и хлев для животных. Поднимаемся на второй этаж. Тут расположились сени летней избы, из сеней мы попадаем в летнюю избу, из летней избы в летнюю горницу. Из сеней в сарай на втором этаже. Сарай большой. Тут хранится лодка, инвентарь крестьян для работы в поле: вилы, лопаты, грабли. Здесь стоят жернова, на которых можно было молоть муку, здесь же готовили лён и шерсть для пряжи. Отсюда можно было спуститься в хлев к животным.

слайд 25
слайд 25

СЛАЙД 25

В таком доме было удобно жить – не надо выходить на холодную улицу, чтобы попасть в нужное помещение. Более того прямо в дом можно было въехать на лошади, да ещё и санями! Сразу на второй этаж! Как можно было это сделать? Выберите тот путь который вы считаете правильным. (1,2,3,4)

 

 

 

 

 

 

 

слайд 26
слайд 26

СЛАЙД 26

Что можно увидеть на крыше дома? (печную трубу). Без чего в доме невозможно будет жить? (без печки).- Так выглядит въезд в сарай на втором этаже дома.

слайд 27
слайд 27

СЛАЙД 27

Конкурс «Печники» (см. приложение)

Наша игра подходит к концу. Пора подводить итог. Что вы сегодня узнали нового? А поможет в этом следующий конкурс. Из предложенных шаблонов сложите Карельскую избу. (за правильно сложенную картинку 5 баллов)

Команда – победитель игры получает грамоту

ГЛОССАРИЙ

Безгвоздевая (или Самцовая) крыша — крыша, у которой тес кладется не на наклонные стропила, как обычно, а на горизонтальные бревна-слеги. Концы этих продольных слег, врубленные в поперечные стены сруба, называются самцами. Чтобы тесины не соскальзывали, их снизу поддерживает выдолбленное бревно – «поток», опирающийся на «курицы». Такая крыша строилась без гвоздей и держалась очень прочно.

Венец – один горизонтальный ряд бревен в срубе, связанный в углах врубками.

Взвоз — в деревянной архитектуре славян — бревенчатый накат, пандус, ведущий на второй этаж амбара, сеновала, хозяйственной постройки на подклете. По такому накату, не распрягая лошадь, можно было поднять груженую телегу (воз) наверх

Гульбище — наружная галерея, охватывающая здание с двух-трех сторон.

Курица — деталь безгвоздевой кровли, представляющая собой ствол дерева, срубленного с одним из ответвлений корня – кокоры, и предназначенная для поддержки потока.

Охлупень (или Шелом) — выдолбленное бревно, закрывающее верхний стык двух скатов кровли.

Обло, рубка «в обло», или «с остатком», – способ соединения бревен в углах, при котором концы бревен – остатки – выходят за пределы наружной плоскости стены.

Подклет – в русской архитектуре — нижний этаж здания («под клетью»). На севере деревянные постройки обычно поднимали над землей на столбах для предотвращения сырости и промерзания от снега. В жилых домах подклет, или «подызби́цу» использовали в хозяйственных целях.

Поток — деталь безгвоздевой тесовой кровли, брус или лоток, в который упираются нижние концы кровельного теса.

Сруб — стены рубленого деревянного сооружения, собранные из обработанных брёвен. Брёвна укладываются одно на другое («в клеть»), а в углах соединяются «в чашу», «в обло», «в лапу» и другими соединениями.

Cтамик — в деревянной архитектуре славян — нагель, деревянный шпунт, которым скрепляли охлупень, или шелом, с расположенной ниже князевой слего́й (коньком кровли). Снизу стамики запирали через отверстие специальным клином, а выступающую верхнюю часть фигурно обрабатывали в виде маленького шпиля. В более широком значении — отвес, опорный брус, стояк.

Слеги – горизонтальные бревна, образующие подкровельную конструкцию.

Тёс – тонкие узкие доски (одна доска — тесина), для изготовления которых бревна проходят продольную распиловку. Изначально доски получали путем обтесывания продольно расколотых бревен, из-за чего получили такое название.

Приложение

Конкурс «Рыбалка»

В конкурсе участвует один участник от команды. На полу в обруче лежат рыбки. Участники конкурса вытаскивают по одной рыбке с помощью удочки с магнитиком. Ловят до тех пор, пока не выловят всю рыбу. Цель конкурса наловить, как можно больше рыбы. Количество пойманной рыбы приравнивается к количеству баллов.

Оборудование: рыбки бумажные со скрепкой, обруч, удочки с магнитиком по числу участников.

Конкурс «Брёвнышко к брёвнышку»

Участвуют два игрока от команды, те, кого отправит семья за брёвнышками. Один игрок носит себе на двор брёвнышки (счетные палочки) из общей кучи. Второй на месте складывает их в сруб. Нести надо так чтобы все видели, что оно одно (выставив перед собой). Играем, пока не выберут все палочки. Считаем сколько палочек, делим на четыре, получаем количество венцов. Сколько целых венцов – столько баллов.

Оборудование: счетные палочки.

Конкурс «Сковорода»

Участвуют по два человека от команды. На полу чертится большой круг – сковорода. Играющие встают за кругом взявшись за руки. По сигналу ведущего игроки стараются втолкнуть на сковороду соперника, причем, самому на сковороду попадать нельзя. Попавший в круг выбывает из игры. Двум последним участникам присуждается по два балла.

Конкурс «Печники»

В конкурсе участвует вся команда. Задача команды построить из кубиков башню, кто быстрее и выше. Кубики носят по одному и ставят на столе в виде башни.

Ресурсы:

  1. Орфинский В. П. В мире сказочной реальности. Петрозаводск, 1972.
  2. Строгальщикова З.И. Традиционное жилище Межозерья.
  3. http://www.labirint.ru/screenshot/goods/34320/9/
  4. http://www.floraprice.ru/2010/03/krysha-iz-tesa/
  5. http://kraevedenie.net/forum/viewtopic.php?f=46&t=1927
  6. http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html
  7. http://truefriends.ucoz.ru/forum/4-470-2
  8. http://www.karjalan.ru/dost/karelskii-dom.html
  9. http://www.etp-sd.ru/articles/id2565
  10. http://ru.wikipedia.org
  11. http://arch-grafika.ifolder.ru/24092515
  12. http://knigi.tr200.ru/v.php?id=1202860
  13. http://fotki.yandex.ru/users/wanowwano/view/195223/?page=1
  14. http://fotki.yandex.ru/users/wanowwano/view/195233/?page=1#preview

Об авторе: Щученко Любовь Леонидовна, педагог дополнительного образования МКОУ ДОД «Районный Центр дополнительного образования детей г.Сегежи и Сегежского района РК»

Скачать презентацию и видеоролики можно по ссылкам внизу.

Видео: Окорка бревна
Иллюстрации к игре
Видео: причерчивание

окорка бревна

{wmv}4299{/wmv}

  • Алла Нестеренко

    Спасибо, Людмила и Юлия! Нет худа без добра :-). Теперь мы увидели реальную возможность для педагогов получать компетентные отклики на свои работы. А это важно — в педагогических изданиях содержание уроков и занятий далеко не всегда экспертируется специалистами. Очень надеюсь, что традиция продолжится. Обязательно доведем до сведения педагога ваши предложения и замечания.

  • Юлия

    А ещё об этом всё, наверное, знает Ирина Евгеньевна Гришина —
    директор Научно-исследовательского института историко-теоретических проблем народного зодчества Петрозаводского государственного университета

  • Людмила

    Материалы очень хорошие, наглядные. Только есть одно предложение: удалить этническую окраску текста. Речь идет о домовом строительстве на Севере России, на территории нынешней Карелии. Все мы знаем, что дома так строились и в русских деревнях, в карельских. Строились так, потому что Север, природа, погода… Фразы про карельский дом действительно звучат двусмысленно, особенно в наше острое время относительно этническое принадлежности. Как правильно описать дома, расположенные сейчас на острове Кижи, лучше всех знают сотрудники музея. Советую обратиться за консультацией в Музей Кижи.

  • Алла Нестеренко

    Григорий Борисович, размещая в отдельном разделе «Лицея» методические материалы педагогов, мы очень рассчитываем на то, что нас прочитают и, возможно, поправят, специалисты в соответствующих областях знаний. Но, простите, не в таком тоне. В таком тоне я не считаю нужным обсуждать возникшие у меня вопросы с Вами, мы поищем более корректных экспертов. И впредь я буду просить редакцию удалять грубые комментарии.

  • Г.Салтуп

    Зачем так бесстыдно ВРАТЬ беззащитным детям?!
    Дом «Ошевнева» построил РУССКИЙ КРЕСТЬЯНИН В РУССКОМ ЗАОНЕЖЬЕ!
    Он такой же «карельский», как скрипка Страдивари. Побойтесь Бога, «педагоги»!
    (буковка не пропечаталась, извинити).