ОТСМ-ТРИЗ педагогика

Счастливого плавания в море Противоречий

Свободный человек обязан решать свои задачи сам.

Будущему не нужны исполнители

 

Противоречие… Против речи… Шестилетки осторожно пробуют слово на язычок, и я недоверчиво вслушиваюсь в его звучание: а отражает ли суть? Достаю из сумки игрушки. Пора отправляться в путь. Малыши торопят. На путешествия нам отпущено сорок пять минут учебного времени в неделю…

Часть 1

 

«Надо учить детей разрешать конфликты! — без устали призывают педагоги друг друга. — Предлагайте им конфликтные ситуации — пусть ищут решения! Создавайте детям проблемы — пусть выпутываются!»

С тем же успехом можно бросить клич: «Учите детей плавать! Бросайте их в воду — пусть плывут!» Никому, однако, не приходит в голову поступить столь диким способом. Плавать учат по методикам, включающим, кстати, занятия на суше. Отчего же к решению проблемных задач (по сути, к творчеству) такой легковесный подход?

 

Поссорились два гнома

 

Мы с детьми учимся плавать в Море Противоречий. Звенит звонок, класс-корабль причаливает к Городу Оживающих Слов.

Город этот, как водится, волшебный. Если, к примеру, назвать новое существо, которого еще нет в городе, то существо это обязательно появится. Плохих слов здесь уже давно не говорят. Все они заперты в Домике Запретных Слов. Домик крошечный, в руках умещается, а силой обладает сказочной. Если вздумается кому плохое слово вымолвить — поднесите к нему этот домик, поверните трубой вперед. Поднимется тут вихрь, затянет слово в трубу — никто больше произнести его не сможет…

И вот однажды в Городе Оживающих Слов поссорились два гнома. Один другому говорит: «Бяка ты!» И тут перед ними во всей своей красе появился … Бяка. Вот он на столе, тряпочкой накрытый, чтоб малых детей не пугать.

Бяка сразу стал пакостить. Первым делом он украл волшебный домик. А вскоре жители города заметили, что многие хорошие слова они произнести не могут. Как вы думаете, почему?… Конечно, это Бяка стал прятать хорошие слова в Домик Запретных Слов. Хочет кто-то сказать «Ты мой друг», а слово «друг» произнести не может, нет его. Хочет поздороваться — не получается. И «спасибо», и «пожалуйста» пропали в запретном домике. И стала жизнь без хороших слов грустная-прегрустная. И сказали горожане гномику: «Ты Бяку на наш город напустил, тебе и отвечать. Пойди спроси умных людей, как нам без хороших слов разговаривать?»

Шестилетки — люди умные, всегда готовы помочь советом: обмануть Бяку, поймать Бяку (знакомо?), разговаривать жестами. Гномик вежливо отвергает предложения: Бяка очень хитрый, поймать его пока не удается. К тому же, чтобы его поймать, надо договориться между собой, а как договориться без хороших слов? Использовать жесты — неплохая идея, но жители города больше всего на свете любят разговаривать. Тут гномик достает письмо, а в нем задача от жителей города: «НУЖНО говорить хорошие слова, чтоб друзья понимали нас, и НЕЛЬЗЯ их говорить, так как слова эти находятся под запретом». Говорить — не говорить. Столкновение взаимоисключающих требований. Противоречие!

Первый совет взрослым:

ФОРМУЛИРУЙТЕ ДЕТЯМ ПРОБЛЕМУ В ВИДЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Противоречие — пара противоположных требований — заставит перейти от бесцельного блуждания среди слабых идей к серьезному поиску ответа.

 

А у наших у ворот все наоборот

 

На минуту в классе зависает тишина. Слышно, как жужжат лампы дневного света. Тишина — реакция детей на хорошо поставленную задачу. Проблема понятна и принята. Противоречие сродни тайне, а тайна завораживает.

На доске несколько хороших слов: «спасибо», «мама», «мир» — то, что выбрали ребята. Гномик в моих руках принимает предложения детей:

— Говорить все слова задом наперед. И люди смогут их расшифровать, и для домика они не запретные.

— Переставлять буквы в слове местами.

— Перед каждым словом добавлять частицу «не».

Последнее предложение прошло «на ура». Мы так и разговариваем: «Нея непрошу нетебя несесть».

Решив таким образом проблему общения, не теряем надежды выручить хорошие слова. Однажды, когда Бяка спит, отбираем у него запретный домик… Но как выручить пленников? Дверь домика отпирается только по паролю «ВОРОТА» — пишу пароль на доске. Но хитрый Бяка давно упрятал сам пароль в Домик Запретных Слов, произнести его теперь невозможно. Как же быть?

— АТОРОВ! — бодро «переворачивают» малыши. Домик не открывается!

— НЕВОРОТА! — опять неудача!

 

Ловушка для Бяки

 

Мы, люди, понимаем зашифрованные слова, но домик не понимает. Пароль НУЖНО повторить в точности, чтоб открыть выход, и НЕЛЬЗЯ повторить в точности — он стал запретным. Снова задача — снова противоречие. На этот раз ограничения жестче.

Малыши в замешательстве… Вызываю трех человек к доске и шепотом договариваюсь с ними… О чем? Класс уже догадался. Пусть каждый произнесет по одному слогу, получится нужное слово. Прием дробления (деления на части) — один из способов разрешения противоречий.

Пароль произнесен дружным трио. В открытые двери волшебного домика выбегают хорошие слова — вперемешку с плохими! Но тут все, по счастью, решается просто. Проснувшийся Бяка начинает ругаться, а мы знай себе поворачиваем запретный домик трубой вперед. Плохие слова сами попадают в ловушку.

Конец сказки досказываю я. Две задачи для урока — вполне достаточно.

Сказка окончена. Усталые победители рисуют Бяку. Того, что под тряпочкой. Тряпочку я так и не сняла. Бяка у каждого свой. Задуманный мной как воплощение вредности, на их рисунках он выглядит скорее смешным — побежденный противник не бывает страшен. Что ж, у Бяки тоже все впереди, мы и его научим плавать в море проблем — сделаем своим союзником. Ведь агрессия — это от неумения думать. Можно ли представить себе агрессивного мудреца? То-то и оно…

 

Часть 2

 

«Учить творчеству? Невозможно! Создать условия — но не учить! Учить — но не собственно творчеству…»

Еще вчера такого вопроса не было. Школа готовила исполнителей, это устраивало… почти всех.

Все изменилось в короткий срок. Все изменилось — только наш жизненный опыт остался прежним. Море проблем штормит, катит валы противоречий. Наверно, завтра жизнь станет легче: сытнее, уютнее. Но проблемы будут всегда. Свободный человек обязан решать свои задачи сам. Будущему не нужны исполнители.

Школа работает на будущее. Ради него мы с детьми играем, путешествуем и… отгадываем загадки.

 

Что это: колючее — и неколючее?…

 

— Что это: местами колючее, местами неколючее, то колючее, то неколючее, по отдельности колючее, вместе неколючее?

Дети доказывают, что это ежик. Спинка колючая, брюшко неколючее. Когда идет без поклажи — колючий, когда несет на спине листики, грибы — неколючий. Один колючий, а если соединить двух ежей спинками, они неколючие. Ответ принимается. Я, правда, имела в виду кнопку, но мало ли что я имела в виду!

Подставьте в эту загадку вместо «колючего» другой признак — получится новая загадка. А теперь — внимание! — очень трудное задание: попробуйте свою загадку… разгадать!

Второй совет взрослым:

ЗНАКОМЬТЕ ДЕТЕЙ С ПРОТИВОРЕЧИЯМИ ЧЕРЕЗ ЗАГАДКИ

Загадка о ежике и кнопке поможет вам запомнить: противоречия могут разрешаться в ПРОСТРАНСТВЕ (местами «свойство», местами «антисвойство»), во ВРЕМЕНИ (то «свойство», то «антисвойство» или сначала «свойство», потом «антисвойство»), переходом от одного объекта к ОБЪЕДИНЕНИЮ нескольких (по отдельности «свойство», вместе «антисвойство» — вспомните, этим приемом удалось открыть Домик Запретных Слов).

 

Шел высокий человек маленького роста…

 

Решение творческой задачи — всегда преодоление противоречия. Оглянитесь кругом — мир полон разрешенных противоречий!

— Что бывает то большим, то маленьким?

— Антенна, надувная игрушка, рулетка, складная классная доска.

Продолжаю список, иллюстрируя его тем, что под рукой: ручка-указка, складной стаканчик, зубная щетка с ручкой-футляром. Вещь должна быть большой, чтобы хорошо выполнять свою основную «работу», и должна быть маленькой, чтобы не занимать много места, когда ею не пользуются. Такую проблему решали изобретатели «больших — маленьких» предметов.

Но мир вещей и сегодня несовершенен. Посмотрите вокруг — множество неразрешенных противоречий!

— Мел должен крошиться, чтобы оставлять след на доске, и не должен крошиться, чтобы не пачкать руки.

— Учебник должен быть толстым, чтобы вмещать много сведений, и тонким, чтобы его легко было носить с собой.

Попробуйте с детьми разрешить эти противоречия в пространстве, во времени или объединением предметов. Возможно, вспомнятся уже известные решения задач, а может быть, вы найдете новые ответы.

 

О бедной принцессе замолвите слово

 

А теперь давайте изобретем… платье для бедной принцессы. Кому порой не хочется побыть принцессой (или принцем)? А с другой стороны, кто нынче богат?

Итак, у бедной принцессы есть деньги только на один отрез ткани. А платье нужно сшить на все случаи жизни — длинное для королевских приемов и короткое для верховой езды, широкое для бала и узкое для прогулок в саду, богато украшенное для выхода в свет и скромное, без излишеств, для каждого дня… Список противоположных требований можно продолжить. Обсудите проблему с детьми, попробуйте нарисовать эскиз такого универсального платья. А может быть, возьметесь и сшить, хотя бы для куклы?

Третий совет взрослым:

ПРИДУМЫВАЙТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВМЕСТЕ С НИМИ НОВЫЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ

Для этого выберите вещь, которую хотите улучшить, и предъявите к ней одну-две пары противоположных (обязательно противоположных!) требований.

Поехали!

Может быть, вам захотелось вновь заглянуть к нам на занятие? В таком случае приглашаем прокатиться на вездеходе с «наоборотным» двигателем. Я называю слово, дети «противоположное» слово, изо всех сил нажимая на воображаемые педали. Каждый верный ответ — шаг вездехода вперед.

— Большое — маленькое, высокое — низкое, добрый — злой, глубокий — неглубокий…

— Стоп, вездеход не едет. Видимо, есть ответ поточнее!

— Мелкий!

— Поехали!…

 

Барыня, почему вы ходите спиной?

 

Пункт назначения — Город Спорщиков. Здесь мы встречаем двух барынь, одна из которых ходит, как все нормальные люди, зато другая упорно пятится назад. Эта странная барыня утверждает, что в «обратном» хождении есть большие преимущества! Она просит поддержки у половины класса, другая половина помогает в споре «нормальной» барыне. Оказывается, преимущества действительно есть: никто не нападет на тебя сзади, если потеряешь что-нибудь — тотчас заметишь, а, кроме того, все тебя жалеют, подсказывают дорогу, чтобы тебе не оступиться…

Пять минут бурного спора оставляют нас в неуверенности. Успокаиваемся на том, что предлагаем строптивой барыне совместить прелести прямого и «наоборотного» хождения — брать с собой зеркало для заднего обзора.

Четвертый совет взрослым:

УЧИТЕ ДЕТЕЙ ВО ВСЕМ ВИДЕТЬ ХОРОШИЕ И ПЛОХИЕ СТОРОНЫ

Абсолютно хорошего в жизни не существует, так же как и абсолютно плохого. Каждый «плюс» содержит в себе «минус» и наоборот. Решить задачу — значит, устранить «минус», сохранив «плюс».

Передо мной — стопка детских рисунков. Хорошее и плохое в одном предмете… Иголка шьет — хорошо, иголка уколола палец — плохо. Человек загорает под далеким солнцем — хорошо. А вот другой слишком приблизился к солнцу (как Икар?) и объят пламенем — плохо. Печка согревает мальчугана — хорошо. Но черный дым из трубы обволакивает красивый цветок — плохо.

Признаюсь, я разглядываю рисунки с удивлением: от шестилетних детей я ожидала меньшего. Впрочем, они удивляют нас довольно часто. Странное и трудное для нас оказывается для них простым и естественным. Нас в школе не учили плавать в море проблем… Но кто, кроме нас, научит наших детей?

___________________________________

В статье помимо авторских разработок использованы упражнения М.Н. Шустермана и С.И. Гин

 

Материал с сайта http://trizminsk.org