Для многих малышей занятия с логопедом — тяжелая работа, а освоение звуков — самая неприятная и скучная ее часть.
Как изменить эту ситуацию, совместив освоение звукового фонда языка с исследовательской деятельностью, расскажет эта статья.
Аннотация
Прочитав статью, логопеды, учителя и родители смогут изготовить пособие для освоения звуков речи и организовать на его основе игровую деятельность детей с элементами исследования.
Существует немало указаний на то, что отмечаемое у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией фонематическое недоразвитие затрудняет процесс усвоения ими системы фонем, снижая готовность к звуковому анализу речи.
Коррекционная педагогика предлагает специфическое содержание обучения системе фонем и особые приёмы работы, которые направлены на преодоление фонематического недоразвития и развитие способности детей к звуковому анализу речи. Но необходимо заметить, что при освоении звукового фонда деятельность детей в основном носит репродуктивный характер. Детям, как правило, сообщаются знания о принадлежности конкретного звука к той или иной классификационной группе и не формируется умение самостоятельно строить классификационные структуры по определённым основаниям. Кроме того, деятельность проходит в условиях низкой речевой активности, слабо мотивирована и не всегда осознана. Дети в основном отвечают на вопросы взрослого и затрудняются задавать их.
Поиск эффективных приёмов овладения детьми фонетической системой языка, вызывающих высокую речевую активность, не требующих дополнительной мотивации, организующих продуктивную детскую деятельность, повышающую способность детей к звуковому анализу речи, не утратил своей актуальности.
Мы предлагаем классификационную звуковую игру «Карусель звуков», которая удовлетворяет всем вышеназванным требованиям.
Цели игры:
— Повысить готовность детей с речевой патологией к звуковому анализу речи.
— Поддерживать устойчивый интерес к усвоению звукового фонда.
— Развивать речевую и познавательную активность.
Задачи:
— Создание условий для получения детьми удовольствия от процесса исследования звуков.
— Формирование умения самостоятельно на основе сравнения группировать звуки речи по акустико-артикуляционным признакам и выстраивать классификацию звуков по правилам, доступным пониманию ребёнка-дошкольника.
— Формирование фонематических представлений о каждом звуке родного языка (его акустико-артикуляционных признаках) и системе фонем.
— Развитие умения давать характеристику звуков родного языка, используя слова: гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой; описание их местоположения и артикуляции.
— Развитие умения создавать схемы звуков, их признаков и «считывать» их.
— Формирование у детей отношения к речевым звукам как материалу, из которого состоит слово, человеческая речь.
Игра «Карусель звуков» составлена на основе существующей в русском языке классификации звуков и имеющейся в ТРИЗ-педагогике игры «Да-Нет».
Подготовка к игре «Карусель звуков» заключается в овладении детьми алгоритма сужения поля поиска объекта, в обучении умению задавать вопросы в различных видах игры «Да-нет».
На основном этапе работы деятельность детей носит продуктивный характер. Педагог последовательно знакомит детей со звуками русского языка и сразу же совместно с детьми моделирует игру «Карусель звуков» по следующему алгоритму:
Алгоритм моделирования игры «Карусель звуков»
- Выделение звука из слова.
- Элементарное описание особенностей артикуляции звука и правильное его произнесение.
- Поиск аналога звучания в окружающей действительности.
- Схематизация звука (создание зрительного образа звука).
- Выявление признаков звука и их схематизация (создание зрительного образа признака).
- Размещение схемы звука на модели «Карусель звуков».
Как видно, существующие приёмы коррекционного обучения системе фонем вошли в алгоритм моделирования игры. На первых четырёх занятиях поочерёдно изучаются гласные: А, У, И, Ы. Согласные звуки изучаются парами, причём сначала даётся пара, где звуки отличаются по твёрдости и мягкости, а на следующем занятии их звонкий или глухой вариант. Непарные согласные изучаются по одному. При моделировании игры дети вместе с взрослым выделяют из слов изучаемый звук, его признаки, группируют звуки по различным признакам и выстраивают классификацию звуков по доступным им правилам.
Описание последовательности работы по предлагаемому алгоритму
Вниманию детей предлагается круг, который представляет собой игровое поле, расчерченное на 42 сектора по количеству звуков в русском языке.
Данные сектора сгруппированы в части, которые выделены утолщёнными линиями. В одну часть входит 6 секторов, в которые помещаются зрительные образы гласных звуков русского языка. Одна часть из 18 секторов объединяет твёрдые согласные, другая часть из 18 секторов включает в себя мягкие согласные. Обе части поделены на меньшие части, объединяющие сектора с глухими и звонкими согласными русского языка. В центре диска закреплены 2 стрелки. Детям сообщается, что это карусель, на ней будут жить звуки, которые детям предстоит научиться слышать и произносить.
Предлагается выполнить ряд заданий.
- Поскольку нельзя давать детям звук неизвестно откуда-то взявшийся, мы предлагаем его выделить из слова: — Какой первый звук в слове Аня? (Ааа).
- Ребёнку предлагается посмотреть в зеркало и дать элементарное описание артикуляции звука: — Расскажи, что делают губы (язык, зубы, рот)? Предполагаемый ответ: — Когда мы произносим «А», то рот широко открывается. Затем предлагаем произнести звуки правильно (приложение 1).
- Дети ищут в окружающей действительности звук, похожий на изучаемый. Принимаются все ответы детей, выбирается наиболее похожий звук: — Так плачет малыш.
- Выбирается «художник», который схематизирует звук. При создании зрительного образа гласных звуков мы используем геометрические фигуры, которые напоминают положение губ. Мы договариваемся, что схемой гласного «А» может стать прямоугольник. «Читаем» звук. (приложение 2).
- Ребёнку предлагается выявить признак звука. По наличию или отсутствию преграды во рту выявляется, какой это звук: гласный или согласный. В случае со звуком А по отсутствию преграды выясняется, что это гласный звук. Сразу же с выявлением признака звука ребёнку предлагается засхематизировать данный признак: закрасить прямоугольник красным цветом (приложение 3).
- Схема звука размещается на модели игры в соответствующий его признакам сектор.
Аналогично проводится работа со следующими гласными: У, И, Ы. Затем по такому же алгоритму изучается пара согласных П-ПЬ:
- Предлагаем выделить звуки из слов: — Какой последний звук в словах: топ-топь?
- Описываем артикуляцию звуков «П и ПЬ»: губы сначала сжимаются, а потом разжимаются. Предлагаем произнести их правильно.
- Поиск в окружающей действительности звука, похожего на изучаемый: — Так пыхтят ёж и ежонок.
- Выбирается «художник», который схематизирует звук. При создании зрительного образа согласных звуков мы используем тот объект окружающей действительности, который издаёт аналогичный звук. Схемой звуков «П-ПЬ» становится ёж. «Читают» звуки.
- Затем предлагается выявить признаки звуков. По наличию преграды во рту выявляется, что это звуки согласные. Поскольку это согласные звуки, то продолжается поиск признаков. Выясняется, что один звук твёрдый, а другой — мягкий. Сразу же схематизируются признаки. Договариваемся, что твёрдый согласный будем обозначать синим цветом, мягкий согласный – зелёным цветом. Так один ёж закрашивается синим цветом, а другой зелёным. Далее по отсутствию вибрации голосовых связок выявляется следующий признак звуков, что эти звуки глухие. Договариваемся, что место на карусели, где будут находиться глухие звуки, будем обозначать наушниками.
- Затем схемы звуков размещаются на модели игры в соответствующие их признакам сектора.
Далее аналогично проводится работа с парой согласных звуков Б-БЬ.
- Предлагаем выделить звуки из слов: — Какой первый звук в словах: бант — бинт?
- Описываем артикуляцию звуков «Б и БЬ»: губы сначала сжимаются, а потом разжимаются. Предлагаем произнести их правильно.
- Дети ищут в окружающей действительности звук, похожий на изучаемый. Например: — Так звучит большой и маленький барабан.
- Схемой звуков становится барабан, т.е. тот объект окружающей действительности, который аналогично звучит. «Читают» звук.
- Затем предлагается выявить признаки звуков. По наличию преграды во рту выявляется, что это звуки согласные. Выясняется, что один звук твёрдый, а другой мягкий. Сразу же схематизируются признаки: один барабан закрашивается синим цветом, другой – зелёным цветом. Далее по наличию вибрации голосовых связок выявляется следующий признак звуков: они звонкие. Договариваемся, что место на карусели, где будут находиться звонкие звуки, будем обозначать звонком.
- Затем схемы звуков размещаются на модели игры в соответствующие их признакам сектора.
Так, после ознакомления с несколькими звуками (А, У, И, Ы, П-ПЬ, Б-БЬ), которые благодаря своим различным характеристикам попали в основные сектора «Карусели звуков», можно организовать игру. Ведущий загадывает звук на карусели, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Звук описывается по механизму образования, его местоположению, особенностям артикуляции и другим (если есть) признакам.
Игра проходит следующим образом:
Учитель-логопед: — Я загадала звук, попробуй отгадать какой.
Вариант № 1 | Вариант № 2 |
— Это звук гласный? (Нет) | — Это звук согласный? (Нет). |
— Это звук согласный? (Да) | — Это звук гласный? (Да) |
— Это мягкий согласный? (Нет) | — Он находится между «А» и «Ы»? (Да) |
— Это твёрдый согласный? (Да) | — Когда мы его произносим, то губы «трубочкой»? (Нет) |
— Это звонкий согласный? (Нет). | — Когда мы его произносим, то губы улыбаются? (Да) |
— Это глухой согласный? (Да) | — Это звук «И». |
— Это звук «П» |
Затем по мере изучения всё новых звуков и их характеристик постепенно заполняются все сектора «Карусели звуков». Не нужно бояться большого количества зрительных образов звуков. Если посмотреть внимательно, то их не так и много. Пары твёрдых и мягких звуков имеют одинаковый образ.
Окончательно игра выглядит так:
Учитель-логопед: — Я загадала звук, попробуй отгадать какой.
Дети:
— Это звук гласный? (Нет).
— Это звук согласный? (Да).
— Это мягкий согласный? (Нет).
— Это твёрдый согласный? (Да).
— Это звонкий согласный? (Нет).
— Это глухой согласный? (Да).
— Этот звук находится между «П» и «Т»? (Нет)
— Этот звук находится между «Т» и «Х»? (Да).
— Когда мы его произносим, то язык «чашечкой»? (Нет).
— Когда мы его произносим, то губы улыбаются, а язык в нижние зубы упирается? (Да).
— Это звук «С».
Так в процессе моделирования игры дети выявляют признаки звука, уточняют его характеристику, а во время игры — поиска звука на карусели — ребёнок самостоятельно даёт его характеристику, описание местоположения и артикуляции. После того, как звук нашёлся, с ним проводятся различные упражнения на осознание того, что звук является строительным материалом слова: придумывание слов на заданный звук, составление из найденных звуков целого слова, сочинение сказок со звуками, используя наиболее подходящие алгоритмы составления сказок и др. Сочинение сказок позволяет нам наряду с усвоением фонетической системы восполнять пробелы в развитии словаря и связной грамматически правильной речи. (Приложение 4)
Кроме того, логопедом организуется серия заданий на закрепление классификационных умений:
- «Всё на карусели перепуталось» (дети правильно расставляют перепутанные схемы звуков).
- «Раз, два, три, ко мне беги» (к ведущему «бегут» звуки с заданной характеристикой, например, все звонкие согласные).
- «Загадалки» (ведущий даёт характеристику звука и описание его местоположения, дети следят глазами по карусели и находят звук с заданной характеристикой).
- «Четвёртый лишний» (дети выделяют из ряда звук другой классификационной группы).
- «Я отправляюсь в путешествие» (ведущий берёт в путешествие звуки с заданной характеристикой).
- «Что в круге?» (дети называют общий признак группы звуков).
- «Теремок» (хозяином теремка становится звук, который может сравнить признаки двух звуков).
- «Чудесное превращение» (ведущий предлагает звуку, имеющему не менее трёх признаков, пройти по волшебной дорожке и определить, в кого он превратился. Например, звук «С» попал в звонкую комнату и стал «З», затем попал в мягкую комнату и стал ЗЬ, попал в глухую комнату и стал СЬ и т.д.).
- «Звоночек и наушники» (дети имитационными движениями реагируют на звучание звука).
После предлагаемой серии заданий дети ещё увереннее играют в звуковую «Да-Нет». После того, как «Карусель звуков» полностью смоделирована, наступает заключительный этап работы, когда дети без труда самостоятельно играют друг с другом.
Параллельно обучению системе фонем мы проводим работу по ознакомлению детей с буквами. Предлагаемая нами игра «Буквенная мозаика», основанная на плоскостной игре «Да-Нет», упражняет детей в узнавании и различении букв русского языка. Дети с ОНР часто путают буквенные обозначения звуков, элементы букв, потому что у них снижено зрительное восприятие, зрительная память. Чтобы помочь лучше запомнить буквенные обозначения, мы предлагаем детям сравнить буквы и их элементы со знакомыми предметами. Для чего используем стихи и фразы описательного характера о буквах алфавита (Приложение 5).
По мере изучения буквы размещаются на панно. Дети отгадывают букву через описание её местоположения и внешнего вида, определения того, гласная или согласная эта буква.
Игра проходит следующим образом:
Ведущий: — Я загадала букву, задавайте мне вопросы.
— Эта буква находится в нижней части доски? (Нет).
— Эта буква находится в верхней части доски? (Да).
— Эта буква находится в верхней правой части доски? (Нет).
— Эта буква находится в верхней левой части доски? (Да).
— Это буква гласная? (Нет).
— Это буква согласная? (Да).
— Эту букву мы составим, если к палке справа три прибавим? (Нет).
— Эта буква похожа на топор? (Да).
— Это буква «Р».
Наличие двух таких зрительно представленных игр способствует лучшему различению детьми понятий: звук и буква.
Выводы
Созданные вместе с детьми игры «Карусель звуков» и «Буквенная мозаика»
— позволяют поддерживать устойчивый интерес к освоению системы фонем в течение длительного времени;
— делают процесс овладения фонетической системой языка активным со стороны ребёнка, занимательным, не требующим дополнительной мотивации;
— значительно повышают готовность детей к звуковому анализу речи.
В результате
— дети становятся способными выполнить самостоятельно практическое задание на проведение звукового анализа слова методом дихотомии, где уверенно дают характеристику звуков, производя простейшие языковые обобщения;
— не путают буквенные обозначения звуков;
— умеют самостоятельно проводить игры, что говорит о высокой степени представлений о каждом звуке и системе фонем;
— осознают, что звуки являются строительным материалом для слова.
Об авторе: Денисова Ольга Вячеславовна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 38», город Саров Нижегородской области.